Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.
1.ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности
2.2.Признаки одаренности
2.3.Типология одаренности
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности
2.6.Проблемы одаренных детей
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.
Одаренность
общая и специальная.Исследоват
Большая
часть ученых склоняется к тому,
что одаренность – интегральное
(суммарное общее) личностное свойство.
Иначе говоря,–если человек
Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т.д.
Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.
Специализированная
одаренность в природе –
Этот
вопрос нужно рассматривать и
в возрастном аспекте. Одаренность
на разных возрастных этапах (старший
дошкольный и младший школьный возраст)
менее дифференцирована и должна
преимущественно
Существует деление одаренности на четыре группы:
- Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- Дети с высоким уровнем творческих способностей;
- Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
- Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность) [13].
Творческая и интеллектуальная одаренность.Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению)[12].
Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л.С.Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается [4].
Выявление
одаренных детей - продолжительный
процесс, связанный с анализом развития
конкретного ребенка. Эффективная
идентификация одаренности
Проблема
выявления одаренных детей
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1)
комплексный характер
2)
длительность идентификации (
3)
анализ его поведения в тех
сферах деятельности, которые в
максимальной мере
4)
использование тренинговых
5)
подключение к оценке
6)
оценка признаков одаренности
ребенка не только по
7)
преимущественная опора на
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза) [1].
Навешивание ярлыков типа “одаренный” или “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка [2].
Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).
Специальную
область составляют экспериментально-
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированы [18].
Личность
одаренного ребенка несет на себе
явные свидетельства его
1.
Неравномерность возрастного
2.Семья одаренного ребенка
3.Взаимоотношения
одаренного ребенка со
4. Личность одаренного ребенка
5. Проблемы одаренных детей
Целый
ряд психологических
Наиболее часто встречаются проблемы:
-
общения, социального
- дислексия - слабое развитие речи
- эмоционального развития,
- дисинхронизация развития
- физического развития,
- саморегуляции,
-
отсутствие творческих
-
трудность профессиональной
- дезадаптации
С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем[7].
1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Нет
никакого сомнения, что при соответствующей
системе обучения и воспитания, при
четко продуманной системе
Недостаточный
психологический уровень