Феномен одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности
2.2.Признаки одаренности
2.3.Типология одаренности
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности
2.6.Проблемы одаренных детей
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 1 курс.docx

— 64.75 Кб (Скачать документ)

     Одаренный ребенок все делает быстрее других учеников и ему становится скучно на уроке. Тогда он начинает шалить, позже – хулиганить – возникает  конфликт. Ведь учитель направлен  на обучение группы детей и в такой  ситуации одаренный ребенок остается в проигрыше. Если такой ребенок  находится в группе продолжительное  время и учителя ничего не делают, чтобы поддержать и дать возможность  адекватно развиваться дальше, происходит стагнация, наступает остановка  развития, снижается мотивация учения. В конечном варианте мы имеем отъявленного лентяя. Но может быть и более неблагополучная ситуация, когда ребенок попадает в преступный мир, где его талант будет востребован.

       2.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

       3.Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

       4.Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).

       5.Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

            6.Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

        7.У многих одаренных детей выявляются также недостаточный    уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

        8.Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

        9.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

       10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

       11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

       12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

       13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

        14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал.

        15. Проблема общения со взрослыми. Родители порой обнаружив талант ребенка с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.

         16. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него [7].

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ВЫВОДЫ

     Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек  зрения на проблему одаренности. Возникает  острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

     В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется  уже в той или иной степени  проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к  феноменам детской одаренности.

     Выявляется  неадекватность упрощенного подхода  к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального  по своей природе явления детской  одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности  личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может  служить научно-практической основой  для психологического консультирования учителей и родителей.

     Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной  программы идентификации одаренности  ребенка. Подобного рода программа  предполагает использование множества  различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также  применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности  должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. 
 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                     

1.Т.И.Артемьева.Методический аспект проблемы способностей / Т.И.Артемьева.-Москва: Наука,1977.-156 с.

2. Ю.Д.Бабаева. Динамическая теория одаренности/Д.Б. Богоявленская.

–Москва: Молодая гвардия,1997.-275 с.

3.Л.С.Выготский. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/ Вопросы психологии.- 1966.- 80-91 с.

4.Л.С.Выготский. К вопросу о динамике детского характера/Л.С.Выготский.- Москва: Педагогика, 1983.-488 с.

 5.Ю.З.Гильбух.Умственно одаренный ребенок/Киев:1993.-150с.

6.С.Ю.Головин.Словарь практического психолога/Минск:Харвест,1998.-800с.

7.Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию/Москва:Черо , при участии издательства «Юрайт», 2003.-111 с.

8.Я.Л.Коломинский,А.А.Панько.Психологическая готовность к школе   Популярная психология для родителей/Москва: 1998.-238 с.

9.А.В.Кулемзина.Детская одаренность:психолого-педагогическое исследование/ Томск: 1999.-389 с.

10.Н.С. Лейптес. Возрастная одаренность и индивидуальные различия/ Москва:МПСИ, 2003.-163 с.

11.А.Г.Маклаков.Общая психология, учебник для вузов/  Питер: 2004.-592 с.

12.А. М. Матюшкин.Концепции творческой одаренности / Вопросы психологии .- 1989.–51 с.

13.Б.Мещеряков,В.Зинченко.Большой психологический словарь/                   Б.Мещеряков, В.Зинченко. -СПб.:Прайм-Еврознак, 2003.-311 с.В. Р.

14.Т.Рибо. Творческое воображение/ 

15.С. Л. Рубинштейн.Основы общей психологии/ Питер: 2009.-544 с.

16.И.Н.Семенов. Возрастные особенности одаренных детей / Инновационная деятельность в образовании: 1994.- 56-64 с.

17.Степанов.Психология одаренности детей и подростков/Вопросы пси-хологии. - 2000.–20 с.

18.Эрлих,Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования/ Томск:1997.-239 с.


Информация о работе Феномен одаренности