Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа
Среди самых интересных и загадочных явлений природы феномен детской одаренности занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.
1.ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности
2.2.Признаки одаренности
2.3.Типология одаренности
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности
2.6.Проблемы одаренных детей
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ,МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ОТРОЩЕНКО ОЛЬГА ОЛЕГІВНА
Курсова робота на тему: «Феномен обдарованості»
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.Подходы
к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаенности………
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности……..
РАЗДЕЛ 2.Феномен одаренности
2.1.Понятие одаренности…………………………………………………
2.2.Признаки одаренности………………………………………....
2.3.Типология одаренности……………
2.4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………..
2.5.Факторы влияющие на развитие одаренности……………………….
2.6.Проблемы одаренных детей……
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Среди самых интересных и загадочных явлений
природы феномен детской одаренности
занимает одно из ведущих мест. Проблемы
ее диагностики и развития волнуют педагогов
на протяжении многих столетий. Интерес
к ней в настоящее время очень высок, и
это объясняется общественными потребностями.
И, прежде всего, потребностью общества
в неординарной творческой личности. И
именно высоко одаренные люди способны
внести свой наибольший вклад в развитие
общества. Поэтому раннее выявление, обучение
и воспитание одаренных и талантливых
детей составляет одну из главных проблем
совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются
в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Но не следует забывать, что
такие дети наиболее чувствительны к оценке
их деятельности, поведения и мышления,
они более восприимчивы к сенсорным стимулам
и лучше понимают отношения и связи.
Для развития своих талантов одаренные
дети должны свободно распоряжаться временем
и пространством, обучаться по расширенному
учебному плану и чувствовать индивидуальную
заботу и внимание со стороны своего учителя.
Широкие временные рамки способствуют
развитию проблемно-поискового аспекта.
Здесь важно не то, что изучать, а то, как
изучать. Если одаренному ребенку предоставлена
возможность не спешить с выполнением
задачи и не перескакивать с одного на
другое, он наилучшим образом постигнет
тайну связи между явлениями и научится
применять свои открытия на практике.
Неограниченные возможности анализировать
высказанные идеи и предложения, глубоко
вникать в существо проблем способствуют
проявлению природной любознательности
и пытливости, развитию аналитического
и критического мышления.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы заключается в том, что работать с одаренными детьми нужно работать в другом ключе, нежели с простыми детьми,необходимо немедленно развивать в ребенке эти способности, чтобы они не изжили себя.
ОБЪЕКТ исследования: одаренность.
ПРЕДМЕТ исследования: феномен одаренности.
ЦЕЛЬ: проанализировать вопрос одаренности
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
- сделать теоритически анализ литературы по проблеме;
- систематизировать исследования с проблемами изучения;
- сформулировать выводы;
- оформить
и защитить работу.
I.Подходы к изучению феномена одаренности
1.1.Теории зарубежных исследователей на предмет одаренности
В зарубежной психологии проблема одаренности рассматривается не
только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Ф. Гальтон в своем
труде "Исследование человеческих способностей и их развитие"утверждал, что естественный отбор необходимо заменить искусственным, который поможет поддержать падающий интелектуальный потенциал в челове-ческом сообществе. В первой половине XX века многие зарубежные исследователи (А. Бине, Т. Симон, Л. Гермен) само понятие одаренность связывали прежде всего с высоким уровнем интеллектуальных способностей. И лишь начиная с 50-х годов предметом интереса западных психологов становится творческая одаренность , в частности воображение.
В последние годы многочисленные зарубежные исследования одаенности показали, что для реализации творческого и интеллектуального потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и пси-
хологических
условий (Б. Блум, П. Кляйн, П. Торенс,
Б. Уайт).Наибольшую роль в этом процессе
играет окружение ребенка: семья,сверстники,
педагоги.
Группа молодых ученых – Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон, К.Тейлор и др. осуществила ряд крупных исследований,которые очертили новые границы в психологии творческой одаренности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения .
К началу 70–х гг. психология индивидуальных различий становится практической наукой. Исследования стремительно перемещаются в область образования. В конце 70-х – начале 80-х развивается уже совсем новая, прикладная область психологии – психология талантливых,но не успевающих в учебе детей , в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи .
Работы Дж. Гилфорда показали , что к концу школы многие одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии , вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность .Одаренные дети испытывают в школе “ дискриминацию ” из-за отсутствия дифферцированного обучения,из-за ориентации школы на среднего ученика , из-за излишней унификации программ.
К концу 70-х не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения .
В начале 80-х был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высоко одаренных детей прогнозировать будущее , проигрывать ситуации риска и возможные выходы из таких ситуаций . В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков.
Дифференцированное обучение в США переходит от составления более углубленных программ к программам с альтернативными подтемами , типами упражнений и разными стилями текстов .
Дальнейшее развитие исследований и диагностики одаренности основывались на интегрированном представлении о познавательных процессах и их развитии.Когнитивные методики диагностики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экспериментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране.
В. Штерн дал следующее определение одаренности:“Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности .
Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики. Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей, разработанная А.Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике– величине интеллектуального потенциала. Эта величина получила в дальнейшем название интеллектуального коэффициента (IQ) .
История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности [15].
1.2.Взгляды отечественных психологов на феномен одаренности
В отечественной психологии проблеме одаренности не уделялось достаточного внимания.К числу первых работ по данной проблематике относятся исследования профессора Г. Россолимо, в которых он развивал идею сравнительного подхода к личности: ученый провел при ломоносовском обществе исследование и отбор высокоодаренных детей.
В 30-е годы В.Экземплярский предложил разработать специальную программу с целью обучения одаренных детей в специальных школах. В конце 50-х–начале 60-х годов XX века появились первые психологические работы по исследованию специальных способностей ( В. Крутецкий, Б.Теп-
лов.), мышления и творчества (А.Брушлинский, Я.Пономарев, С.Рубинштейн
и др.). Сейчас разрабатываются различные теоритические концепции
одаренности
(А.Матюшкин, Н.Шумакова,В. Юркевич).
История развития исследований и практики
обучения одарённых детей в
нашей стране прошла ряд этапов , соответствовавших
социальным потребностям общества и уровню
развития психологической науки. На основе
диагностики познавательных процессов
и оценки их уровня уже в начале столетия
были предприняты попытки оценить уровни
одарённости.
Проблема одарённости в советских исследованиях
разрабатывалась как психология способностей,
что наиболее полно и четко было отражено
в работе Б.М.Теплова «Способности и одарённость».
Он указывает: « При установлении основных
понятий об одарённости наиболее удобно
исходить из понятия способность. Три
признака как,мне кажется,всегда заключаются
в понятии способность.
Во-первых,
под способностями разумеются индивидуально-пси-хологические
особенности, отличающие одного человека
от другого.
Во-
вторых, способностями называют не
всякие вообще ин -дивидуальные
особенности , а лишь таких, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности.
В-третьих,
понятие способность не сводится к тем
знаниям, навыкам или умениям, которые
уже выработаны у данного человека».
Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось
в большей степени в психологических исследованиях
творчества и творческого мышления, а
также в разработке систем проблемного
обучения.
Обсуждение
зарубежного и отечественного опыта показывает,
насколько каждой стране необходима радикальная
перестройка системы обучения, которая
бы позволила одарённому ребенку свободно
проявлять свои особенности, развиваться
в силу своего дарования как уникальной
личности [15].