Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 11:29, дипломная работа
Гипотеза исследования. Несформированность внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью связана не только с недостатками их познавательной деятельности, но и с отсутствием системы работы по их формированию. Внеситуативные формы общения могут быть сформирована у дошкольников в ходе специально организованных занятий.
Объект исследования - общение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования. Процесс формирования внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной формы общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Введение ..............….…………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей
дошкольного возраста с проблемами в
интеллектуальном развитии............………….
5
1.1. Особенности формирования общения
детей дошкольного возраста с нормальным
психическим развитием...................
5
1.2. Понятие «задержка психического
развития» и ее классификация.........…………….
18
1.3. Особенности общения детей дошкольного
возраста с проблемами в интеллектуальном
развитии.....................................………
……. 19
Глава 2. Направление коррекционной работы по
формированию общения у детей
дошкольного возраста с проблемами в
интеллектуальном развитии............……………….
26
2.1. Методика экспериментального
исследования..............................………………
.. 26
2.2. Особенности общения со взрослыми
старших дошкольников с задержкой
психического развития..................…………….
31
2.3. Развитие общения у дошкольников с
проблемами в интеллектуальном развитии в
процессе обучения......................……………..
35
Заключение...........................……………..
48
Список использованной литературы……….
50
Общение малышей с взрослыми выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки. Это общение непосредственное, что и отражено в прежнем названии ситуативно-личностного общения "непосредственно- эмоциональное".
Ведущее
место при ситуативно-
Для целей общения в этот период жизни
первоначально формируется комплекс оживления.
Ситуативно-личностное общение занимает
положение ведущей деятельности в первом
полугодии жизни (С.Ю. Мещерякова [2]).
Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми появляется в онтогенезе второй и существует от 6 месяцев до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.
Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность
( предметно-манипулятивную),
помогая ей и обслуживая ее.
На центральное место среди
других мотивов общения
взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно - деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного
вида (локомоторные и предметные движения; позы
Используемые для целей общения).
Ситуативно
- деловое общение имеет
В первой
половине дошкольного детства у
ребенка возникает третья форма
общения внеситуативно -познавательная.
Как и вторая форма общения
(ситуативно-деловая) она опосредована,
но вплетена не в практическое сотрудничество
с взрослым, а в совместную познавательную
деятельность
("теоретическое" сотрудничество).
Ведущим мотивом становится познавательный
мотив. Для ситуативно-познавательной
формы общения характерно стремление
ребенка к уважению взрослого.
Основным средством общения у детей, владеющих внеситуативно- познавательной формой общения, являются речевые операции.
Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности, не подлежащих чувственному восприятию, " конструирование реальности" (Ж.Пиаже), т.е. построение ребенком субъективного образа мира.
К концу дошкольного детства у детей появляется высшая для дошкольников форма общения с взрослыми- внеситуативно-личностная. Ведущим в этой форме является личностный мотив.
Еще одной особенностью становления общения в конце дошкольного детства является произвольный контекстный характер обучения, который имеет прямое отношение к готовности и школьному
обучению. Потеря непосредственности общении с взрослыми и, соответственно, обретение произвольности понимаемой как способность
подчинять свое поведение определенным задачам и
соответствующим им правилам и требованиям, выступает существенным компонентом психологической готовности к школьному обучению
(Е.Е.Кравцова [22]).
Чем выше форма общения с взрослым, тем внимательнее и чувствительнее ребенок к оценке взрослого и к его отношению, тем более он сосредоточен на материале общения. Поэтому на
уровне внеситуативно-личностной формы общения дошкольники легче усваивают сведения, излагаемые взрослым в ходе игры, в условиях, приближенных к занятиям (Е.О.Смирнова [46], Х.Т.Бедельбаева [4]).
следовательно, сформированость внеситуативно- личностной формы общения к школьному возрасту приобретает особое значение и обуславливает коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению.
В общении
детей со сверстниками выделяют также
ряд последовательно сменяющих
друг друга форм общения (М.И.Лисина):
1. эмоционально-практическая;
2. ситуативно-деловая;
3. внеситуативно-деловая.
Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих
забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно- мимические.
Примерно
в 4 года возникает вторая форма общения
со сверстниками - ситуативно-деловая.
Роль общения со сверстниками у детей
старше 4-х лет заметно возрастает среди
других видов активности ребенка. Это
связано с преобразованием ведущей деятельности
дошкольников - сюжетно-ролевой игры.
Основным средством общения становится
речь.
Исследователи
изучения соотношения речи и мышления
у детей
(Л.С.Выготский [10], А.Р.Лурия [36]), показали,
что все психические процессы у ребенка
(мышление восприятие, память, внимание,
воображение, целенаправленное поведение)
развиваются с прямым участием речи.
С другой
стороны, известно, что у детей
с нарушением речи может замедлиться
интеллектуальное развитие. Те же исследователи
утверждают, что речевые нарушения
(в том числе и общее
При помощи речи люди имеют возможность
общаться с окружающими, получают новую
информацию.
Р.И.Лалаева [25] отмечает, что на раннем этапе развития речи ребенка прослеживаются различные истоки мышления и речи. С одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).
У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.
По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.
Формирование
такой функции речи, как регулирующая,
тесно связано с развитием
целенаправленного поведения, с развитием
внутренней речи и возможности программированной
интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова
[19], Е.М.Мастюкова [19], Т.Р.Филичева [19].
Большинство
авторов обращают внимание на связь
между речевой недостаточностью
и особенностью психического развития
ребенка. Е.М.
Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим
недоразвитием речи, наряду с патологией
формирования всех ее сторон, могут отмечаться
отклонения в его психическом развити,
темп его психического развития может
замедлиться, развитие гностических мыслительных
процессов, эмоционально волевой сферы,
характера, а иногда и личности в целом
может проходить аномально».
Следовательно, речь играет огромную роль
в психическом развитии ребенка.
«Речь является средством общения людей
и формой человеческого мышления» - отмечает
М.Ф. Фомичева [50].
Проблема
развития речи у детей глубоко
изучена и широко представлена в
отечественной педагогике и психологии
(Л.С.Выгодский [9], Н.С.Жукова [19],
В.С.Мухина [39] и мн.другие). Отметим лишь
некоторые особенности формирования речи,
присущие детям с нормальным слухом и
интеллектом. Речь не является врожденной
способностью человека. Она формируется
постепенно, вместе с развитием ребенка,
на основе подражания речи окружающих.
Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребенка необходимо нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы.
Большое значение для развития речи имеет нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосылки, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит.
На первом
году жизни у ребенка происходит
интенсивное развитие головного
мозга, органов речи, а так же слуха (физического
и фонематического), которому принадлежит
ведущая роль в овладении речью.
До двух месяцев младенец может издавать
только крик, который на данном этапе является
рефлекторным. Собственное развитие речи
начинается у ребенка с двух месяцев, с
периода гуления.
На третьем-четвертом
месяце характер гуления изменяется,
приобретает различные
Именно в период от рождения и до года-полутора лет у ребенка формируется способность к различению речевых звуков на слух, развивается память на слова. Этот период можно назвать подготовительным в развитии речи ребенка.
По окончании
подготовительного периода
Период с одного года до двух лет называют критическим в развитии речи детей. В это время резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается активная речь и понимание речи. В первую очередь это связано с интенсивным развитием корковых речевых зон, в частности, зоны Брока (Лалаева Р.И. [25]). В этот период у нормально развивающихся детей происходит быстрое накопление словаря, они все чаще начинают употреблять осмысленные слова. Примерно со второй половины второго года жизни появляется фразовая речь, при этом часть фраз, произносимых ребенком, построены грамматически неправильно. Период от двух до трех лет характеризуется активным усвоением грамматического строя речи и накоплением словаря.
К трем годам малыш при общении пользуется развернутыми фразами, может пересказать короткий рассказ или сказку. Вместе с этим происходит и усвоение звуков речи, но к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована.
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Интенсивно развивается связная речь, непрерывно идет процесс увеличения словаря. Этот период так же называют критическим, так как в этот период происходит переход от ситуативной речи к контекстной (Фомичева М.Ф. [50]) В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, но грамматически строй все еще несовершенен.
У пятилетних
детей отмечается резкое улучшение
произносительной стороны речи, растет
активный словарь. Дети начинают овладевать
многологической речью, употребляют
предложения сложной структуры.
Совершенствуется грамматический строй
речи.
К шести
годам нормально развивающийся
ребенок достигает довольно высокого
уровня в речевом развитии. К этому
времени он должен правильно произносить
все звуки родного языка, иметь
достаточный по объему активный словарь
и практически овладеть грамматическим
строем речи.
А.Н.Гвоздев [15] предлагает в развитии речи
от года до семи лет различать три периода.
Первый период- период предложений, состоящий
из аморфных слов- корней, 1 год3 месяца-1
год8 месяцев, произносятся однословные
предложения- слоги, 1 год 8 месяцев-1 год
10 месяцев- произносятся из нескольких
слог- слогов.
Второй период- период усвоения грамматической структуры предложения: 1 года 10 месяцев-2 года 1 месяц- в предложении употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями, 2 года 1 месяц- 2 года 3 месяца- в предложениях употребляются оформленные слова, усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов, 2 года 3 месяца- 3 года- в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.
Третий
период- период усвоения грамматической
системы русского языка:
3 года- 7 лет- совершенствуется грамматическая
структура и звуковая сторона речи, создаются
предпосылки для обогащения словаря.
Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими фонами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.
В самом
конце дошкольного детства у
некоторых детей складывается новая
форма общения внеситуативно-
Жажда сотрудничества
побуждает дошкольников к наиболее
сложным контактам этого