Формирование политического имиджа В.В.Жириновского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание

Целью исследования является проанализировать психологические аспекты формирования положительного имиджа политика на примере В.В. Жириновского. В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
• изучить понятие и особенности политического имиджа;
• выявить роль PR-специалиста в формировании имиджа политика;
• рассмотреть психологические аспекты создания политического имиджа;
• изучить имидж мужчины-политика;

Работа состоит из  1 файл

курс. работа форм-ие полит. имиджа Жириновского.docx

— 52.42 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Данная работы является закрепляющей частью теоретической основы по дисциплине психология массовых коммуникаций. Объектом настоящего исследования является формирование положительного имиджа политика. Предмет исследования – используемые специалистами по связям с общественностью технологии по созданию положительного речевого имиджа политиков.

Целью исследования является проанализировать психологические  аспекты формирования положительного имиджа политика на примере В.В. Жириновского. В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:

  • изучить понятие и особенности политического имиджа;
  • выявить роль PR-специалиста в формировании имиджа политика;
  • рассмотреть психологические аспекты создания политического имиджа;
  • изучить имидж мужчины-политика;
  • проанализировать имидж В. В. Жириновского.

В современных отечественных  исследованиях политического имиджа можно выделить три основных направления: первое сосредоточено на раскрытии  психологических проблем индивидуального имиджа политического лидера, общественного деятеля (Егорова Е.В., Иванникова О.В., Зазыкин В.Г., Почепцов Г.Г., Фуре Р.Ф., Шепель В.М. и др.), второе – на имидже политических движений, организаций, политической системы и государства в целом (Зазыкин В.Г., Захарова С.Е., Почепцов Г.Г., Петренко В.Ф., Митина О.В., Швец Г.М. и пр.), третье раскрывает взаимосвязи между ними (Зазыкин В.Г., Захарова С.Е. и др.).

1.   Имидж в политической деятельности

 

Имидж, с которым действует  политик во время избирательной  компании и благодаря которому он должен победить, называется стратегическим образом. Он должен соответствовать  некоторым обязательным особенностям. Во-первых, этот образ является строго обусловленным. Это значит, что характер имиджа зависит, а точнее говоря должен учитывать культурную специфику, уровень  образования населения, экономической  ситуации и другие особенности избирательного округа. Стратегический образ обусловлен также и временем. Использование  успешного имиджа предыдущих лет  не гарантирует успеха в других компаниях, так как потребности избирателей  меняются, как меняется и обстановка в стране в целом.

Имидж политика — это  специально формируемый образ в  глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря  целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его PR-команды. Но иногда он возникает и вопреки  их воле и желаниям как результат  деятельности других недружественных  политиков с помощью различных  средств и прежде всего средств  массовой информации.

 

    1. Понятие и особенности политического имиджа

 

Существует множество  определений «имиджа». Толковый словарь  Вебстера дает следующее определение  понятия «имидж» - искусственная  имитация или подача внешней формы  определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью связей с общественностью, рекламы или пропаганды.

Слово «имидж» прочно вошло  сегодня в русский язык. Об этом можно судить по тому, как широко им пользуются в настоящее время  политики, рекламисты, журналисты, социологи, специалисты по связям с общественностью  и др. Чаще всего понятие имидж  обычно означает искусственно сформированный образ кого-либо или чего-либо - политика, предпринимателя, фирмы, товара.

В популярной литературе, посвященной  проблеме имиджа, встречаются различные объяснения этого понятия. Например, Г.Почепцов характеризует имидж как «взгляд другого, восприятие меня другими», как «знаковый заменитель, отражающий основные черты человека» В его работах выделяются следующие компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, т.к. их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». «Их заполнение может служить также и для подержания символьной нагрузки имиджа. Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно» 1.

Дергач А. А. считает, что  политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения, забывая о том, что имидж в политической сфере существует как феномен массового сознания вне зависимости от реализации (а иногда вопреки) предвыборных технологий Имидж политика складывается, во-первых, на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, во-вторых, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам2.

По мнению Быстровой Т. Ю., имидж в политике — это устойчивый стереотип восприятия личности политика, либо политической организации, существующий в информационном пространстве и в массовом сознании. Необходимо заметить, что в России под имиджем политической партии, либо политического течения зачастую понимается имидж человека, стоящего во главе партии. Например, имидж партии ЛДПР напрямую связан с личностью Жириновского, а имидж партии КПРФ с имиджем Зюганова. Хотя это можно считать за правило тогда, когда в партии есть явный лидер с заметными харизматическими чертами, но именно эти партии имеют более четкую, понятную избирателям концепцию и характерный имидж.

При формировании имиджа на начальном этапе доказана ведущая  роль визуальной информации. В первую очередь, внешний вид человека содержит индикаторы таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия - интроверсия и др.

На стадии первого впечатления  создается обобщенный имидж политика, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный - непривлекательный, добрый - злой и т.п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж— это своего рода одномерный имидж. По мнению А.А. Максимова, на политическом рынке России сформировались следующие основные типажи политиков:

  • Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист). Примеры — Г. Явлинский, Р. Хасбулатов, Г. Селезнев, С. Федоров.
  • Хозяйственник. Примеры — Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков.
  • Борец. Примеры—   В. Анпилов, С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский, А. Макашов.
  • Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник). Примеры— Б. Ельцин, Е. Примаков, В. Черномырдин, М. Шаймиев.
  • Силовик (генерал). Примеры — А. Лебедь, А. Николаев, Р. Аушев, А. Руцкой, Я. Рохлин.
  • Технократ (менеджер западного типа). Примеры — А. Чубайс. С. Кириенко.
  • Бизнесмен. Примеры — Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой.3

 

    1. Роль PR-специалиста в формировании имиджа политика

 

В политической коммуникации проблема имиджмейкерства занимает особое место в силу новизны и, следовательно, малоэффективного задействования их потенциала. Данный вид деятельности способен качественно выполнить  именно профессионал в области связей с общественностью.

В. М. Шепель раскрыл систему тех профессионально важных качеств для имиджмейкера, без обладания которых он просто не состоится и его присутствие в политической команда будет совершенно не оправданным. Ведущий специалист в области имиджелогии отмечает, что эта профессия требует особого менталитета. Он подчеркивает, что имиджмейкер, прежде всего - философ, причём в классическом толковании. Вместе с тем, для имиджмейкера присущи следующие менталитетные качества: многомерное воображение, соответствие средств самопрезентации представленной цели, системное познание личности, чувство художественной меры, самокритичное осмысление своего «внутреннего опыта», технологичность использования знаний.

Он подчеркивает, что имиджмейкер  должен хорошо ориентироваться в закономерностях социального восприятия, функционирования общественного мнения, уметь работать с избирательными технологиями. Повышенный деловой интерес для него представляют средства массовой информации, особенно телевидение и радио, поэтому необходимо многое знать о том, как они функционируют, каковы технологии воспроизводства имиджа в их «профессиональном регламенте». По сути дела, создавая персональный или корпоративный имидж, имиджмейкер добьется должного успеха и признания своей работы, только если созданный им имидж клиентов будет успешно тиражирован в СМИ.

Чтобы иметь успех, замечает В. М. Шепель, нужно обладать имиджмейкерским талантом, ибо прикасаться к человеку, создавать его облик - это прекрасно, но и очень ответственно, а этим могут заниматься только незаурядные личности и настоящие профессионалы, умеющие высвечивать лучшие качества личности.

Формирование политического  имиджа - это процедура, направленная на создание у людей (будущих носителей  имиджа, у аудитории имиджа) определенного образа объекта имиджа (прототипа имиджа) и определенной оценки этого образа - мнения об этом образе. Начинаться формирование должно с исследования современного состояния имиджа.

Формирование имиджа политика, деятельности и отношений предполагает выработку стратегических задач, выбор  технологий и техник, а также использование  этого потенциала в имиджмейкинге.

Формирование политического  имиджа может быть спонтанным, т.е. непреднамеренным, и целенаправленным, преднамеренным. Некоторые авторы рассматривают формирование имиджа только как целенаправленный процесс, исключая таким образом возможность возникновения имиджа помимо воли имиджмейкера и его клиента. Это важный вопрос: если признать, что имидж может формироваться только при целенаправленном воздействии, то тогда нет ответа на вопрос: «Как же так получилось, что о нем такое плохое мнение, мы же не формировали такой его имидж!»

Таким образом, для специалиста  по связям с общественностью, создающим  благоприятный имидж политика, важно  понимать, что имидж – это эмоционально окрашенный образ, то есть имидж апеллирует прежде всего не к мышлению человека, а к его чувствам, воле. Имидж  имеет характер стереотипа, то есть зачастую опирается на предвзятые отношения, принятые в обществе. Кроме того, имидж может изменяться и улучшаться во времени, в то время как сам объект может остаться практически неизменным. Специалист по связям с общественностью или имиджмейкер обладает большими возможностями при создании имиджа политика и может создавать имидж, опираясь лишь на некоторые реальные характеристики объекта.

 

 

 

 

  1. Особенности восприятия политического имиджа

 

Важно различать две стороны  восприятия образа (имиджа) лидера. С  одной стороны, образ лидера есть отражение его политической деятельности, направленной на достижение конкретных результатов, а с другой - следствие  специальных усилий по его формированию у населения. Вместе с тем конструирование  имиджа политического лидера связано  не только с выполнением задач  по популяризации лидера у населения, пропаганде его личности, агитации в пользу его программы действий. В современном обществе этот процесс  все в большей степени становится механизмом создания искусственного образа лидера-для-публики, замещающего в  сознании людей реального политического  лидера. Именно к этому сконструированному образу люди обращают свои ожидания и  надежды, именно этот посредник между  лидером и людьми начинает в процессе политической коммуникации выполнять  некоторые важные функции лидера. Лидера пытаются «делать» политические консультанты, эксперты, средства массовой информации. На фоне возрастающей пассивности  самого лидера, имидж которого используется в политической коммуникации, возникает  угроза манипуляции не только общественным мнением, но и самим лидером. Здесь  возможна не просто подмена лидера, а устранение лидера из реального  политического процесса. А если взглянуть  чуть глубже: то, что происходит в  российской политике, - опыт еще и  для всех нас. Возможно, многое происходило  бы совершенно иначе, если бы мы всего  лишь лучше понимали происходящее.

 

    1. Психологические аспекты создания политического имиджа

 

Знание основ психологии способствует правильным и эффективным  действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления  идеи до ее воплощения.

По мнению Гозмана Л. Я., психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:

  • привлечения и удержания внимания избирателей;
  • формирования установки на доверие (недоверие) со стороны избирателей;
  • использования психологических особенностей отдельных социальных групп;
  • использования общих особенностей восприятия;
  • использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Информация о работе Формирование политического имиджа В.В.Жириновского