Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью исследования является проанализировать психологические аспекты формирования положительного имиджа политика на примере В.В. Жириновского. В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
• изучить понятие и особенности политического имиджа;
• выявить роль PR-специалиста в формировании имиджа политика;
• рассмотреть психологические аспекты создания политического имиджа;
• изучить имидж мужчины-политика;
Введение
Данная работы является закрепляющей частью теоретической основы по дисциплине психология массовых коммуникаций. Объектом настоящего исследования является формирование положительного имиджа политика. Предмет исследования – используемые специалистами по связям с общественностью технологии по созданию положительного речевого имиджа политиков.
Целью исследования является проанализировать психологические аспекты формирования положительного имиджа политика на примере В.В. Жириновского. В соответствии с поставленной целью работа предполагает решение ряда задач:
В современных отечественных
исследованиях политического
1. Имидж в политической деятельности
Имидж, с которым действует
политик во время избирательной
компании и благодаря которому он
должен победить, называется стратегическим
образом. Он должен соответствовать
некоторым обязательным особенностям.
Во-первых, этот образ является строго
обусловленным. Это значит, что характер
имиджа зависит, а точнее говоря должен
учитывать культурную специфику, уровень
образования населения, экономической
ситуации и другие особенности избирательного
округа. Стратегический образ обусловлен
также и временем. Использование
успешного имиджа предыдущих лет
не гарантирует успеха в других компаниях,
так как потребности
Имидж политика — это специально формируемый образ в глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его PR-команды. Но иногда он возникает и вопреки их воле и желаниям как результат деятельности других недружественных политиков с помощью различных средств и прежде всего средств массовой информации.
Существует множество определений «имиджа». Толковый словарь Вебстера дает следующее определение понятия «имидж» - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью связей с общественностью, рекламы или пропаганды.
Слово «имидж» прочно вошло сегодня в русский язык. Об этом можно судить по тому, как широко им пользуются в настоящее время политики, рекламисты, журналисты, социологи, специалисты по связям с общественностью и др. Чаще всего понятие имидж обычно означает искусственно сформированный образ кого-либо или чего-либо - политика, предпринимателя, фирмы, товара.
В популярной литературе, посвященной проблеме имиджа, встречаются различные объяснения этого понятия. Например, Г.Почепцов характеризует имидж как «взгляд другого, восприятие меня другими», как «знаковый заменитель, отражающий основные черты человека» В его работах выделяются следующие компоненты содержания имиджа политика: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, т.к. их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». «Их заполнение может служить также и для подержания символьной нагрузки имиджа. Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно» 1.
Дергач А. А. считает, что политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения, забывая о том, что имидж в политической сфере существует как феномен массового сознания вне зависимости от реализации (а иногда вопреки) предвыборных технологий Имидж политика складывается, во-первых, на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, во-вторых, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам2.
По мнению Быстровой Т. Ю., имидж в политике — это устойчивый стереотип восприятия личности политика, либо политической организации, существующий в информационном пространстве и в массовом сознании. Необходимо заметить, что в России под имиджем политической партии, либо политического течения зачастую понимается имидж человека, стоящего во главе партии. Например, имидж партии ЛДПР напрямую связан с личностью Жириновского, а имидж партии КПРФ с имиджем Зюганова. Хотя это можно считать за правило тогда, когда в партии есть явный лидер с заметными харизматическими чертами, но именно эти партии имеют более четкую, понятную избирателям концепцию и характерный имидж.
При формировании имиджа на начальном этапе доказана ведущая роль визуальной информации. В первую очередь, внешний вид человека содержит индикаторы таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия - интроверсия и др.
На стадии первого впечатления создается обобщенный имидж политика, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный - непривлекательный, добрый - злой и т.п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж— это своего рода одномерный имидж. По мнению А.А. Максимова, на политическом рынке России сформировались следующие основные типажи политиков:
В политической коммуникации проблема имиджмейкерства занимает особое место в силу новизны и, следовательно, малоэффективного задействования их потенциала. Данный вид деятельности способен качественно выполнить именно профессионал в области связей с общественностью.
В. М. Шепель раскрыл систему тех профессионально важных качеств для имиджмейкера, без обладания которых он просто не состоится и его присутствие в политической команда будет совершенно не оправданным. Ведущий специалист в области имиджелогии отмечает, что эта профессия требует особого менталитета. Он подчеркивает, что имиджмейкер, прежде всего - философ, причём в классическом толковании. Вместе с тем, для имиджмейкера присущи следующие менталитетные качества: многомерное воображение, соответствие средств самопрезентации представленной цели, системное познание личности, чувство художественной меры, самокритичное осмысление своего «внутреннего опыта», технологичность использования знаний.
Он подчеркивает, что имиджмейкер должен хорошо ориентироваться в закономерностях социального восприятия, функционирования общественного мнения, уметь работать с избирательными технологиями. Повышенный деловой интерес для него представляют средства массовой информации, особенно телевидение и радио, поэтому необходимо многое знать о том, как они функционируют, каковы технологии воспроизводства имиджа в их «профессиональном регламенте». По сути дела, создавая персональный или корпоративный имидж, имиджмейкер добьется должного успеха и признания своей работы, только если созданный им имидж клиентов будет успешно тиражирован в СМИ.
Чтобы иметь успех, замечает В. М. Шепель, нужно обладать имиджмейкерским талантом, ибо прикасаться к человеку, создавать его облик - это прекрасно, но и очень ответственно, а этим могут заниматься только незаурядные личности и настоящие профессионалы, умеющие высвечивать лучшие качества личности.
Формирование политического имиджа - это процедура, направленная на создание у людей (будущих носителей имиджа, у аудитории имиджа) определенного образа объекта имиджа (прототипа имиджа) и определенной оценки этого образа - мнения об этом образе. Начинаться формирование должно с исследования современного состояния имиджа.
Формирование имиджа политика, деятельности и отношений предполагает выработку стратегических задач, выбор технологий и техник, а также использование этого потенциала в имиджмейкинге.
Формирование политического имиджа может быть спонтанным, т.е. непреднамеренным, и целенаправленным, преднамеренным. Некоторые авторы рассматривают формирование имиджа только как целенаправленный процесс, исключая таким образом возможность возникновения имиджа помимо воли имиджмейкера и его клиента. Это важный вопрос: если признать, что имидж может формироваться только при целенаправленном воздействии, то тогда нет ответа на вопрос: «Как же так получилось, что о нем такое плохое мнение, мы же не формировали такой его имидж!»
Таким образом, для специалиста по связям с общественностью, создающим благоприятный имидж политика, важно понимать, что имидж – это эмоционально окрашенный образ, то есть имидж апеллирует прежде всего не к мышлению человека, а к его чувствам, воле. Имидж имеет характер стереотипа, то есть зачастую опирается на предвзятые отношения, принятые в обществе. Кроме того, имидж может изменяться и улучшаться во времени, в то время как сам объект может остаться практически неизменным. Специалист по связям с общественностью или имиджмейкер обладает большими возможностями при создании имиджа политика и может создавать имидж, опираясь лишь на некоторые реальные характеристики объекта.
Важно различать две стороны
восприятия образа (имиджа) лидера. С
одной стороны, образ лидера есть
отражение его политической деятельности,
направленной на достижение конкретных
результатов, а с другой - следствие
специальных усилий по его формированию
у населения. Вместе с тем конструирование
имиджа политического лидера связано
не только с выполнением задач
по популяризации лидера у населения,
пропаганде его личности, агитации
в пользу его программы действий.
В современном обществе этот процесс
все в большей степени
Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.
По мнению Гозмана Л. Я., психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:
Информация о работе Формирование политического имиджа В.В.Жириновского