Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:33, курсовая работа
Актуальность формирования самооценки младших школьников на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Данная тема нашла своё отражение в таких документах как: «Конвенция о правах ребёнка», которая гласит о том, что «… государства-участники обязуют уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности…» [2]. Также в Законе РФ «Об образовании», в статье под названием « Принципы государственной политики в области образования» говорится о том, что «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…»[1].
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования самооценки младших школьников. 5
1.1. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. 5 1.2. Факторы формирования самооценки младших школьников. 10
Глава II. Практические основы формирования самооценки младших школьников. 19
2.1. Описание диагностик самооценки младших школьников. 19
2.2. Модель факторов формирования самооценки младших школьников. 22
Заключение. 24
Список использованной литературы. 25
Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО Уфимский филиал Московского Государственного Гуманитарного Университета имени Шолохова М.А.
Кафедра психологии.
Курсовая работа по теме
Формирование самооценки младших школьников.
Выполнила: Жбанова Дарья Евгеньевна
Науч. рук.: кандидат пед. наук, доц. Сыртланова Н.Ш.
Уфа - 2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические
основы формирования самооценки младших
школьников.
1.1. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. 5 1.2. Факторы формирования самооценки младших школьников. 10
Глава II. Практические основы
формирования самооценки младших школьников.
2.1. Описание диагностик
самооценки младших школьников.
2.2. Модель факторов формирования
самооценки младших школьников.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность формирования самооценки младших школьников на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Данная тема нашла своё отражение в таких документах как: «Конвенция о правах ребёнка», которая гласит о том, что «… государства-участники обязуют уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности…» [2]. Также в Законе РФ «Об образовании», в статье под названием « Принципы государственной политики в области образования» говорится о том, что «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…»[1].
На научно-теоретическом уровне актуальность формирования самооценки младших школьников проявила себя в работах таких известных учёных как Л.И. Божович «Личность и её формирование в детском возрасте» [4], А.Н.Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» [5], Р.Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание»[3], А.И. Липкина «Самооценка школьника» [6], Б.Г.Ананьев «Психология педагогической оценки»[2].
На научно-методическом уровне актуальность данной темы отражается в работах А.И. Липкиной «Три оценки»[6], в методике Дембо-Рубинштейна по выявлению самооценки младших школьников [19].
Объект исследования – формирование самооценки младших школьников.
Предмет исследования – факторы формирования самооценки младших школьников.
Цель исследования
– выявить факторы
Гипотеза – процесс формирования самооценки младших школьников будет эффективным, если будут выявлены факторы формирования самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие «самооценка» в отечественной и зарубежной литературе;
2) определить факторы формирования самооценки младших школьников.
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования самооценки младших школьников.
1.1. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии.
С точки зрения философии, самооценка – это убеждение в ценности собственной личности [12].
Со стороны общенаучного уровня, в толковом словаре русского языка Ушакова, самооценка – это оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков [11].
На частно-научном уровне – самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения [10].
Зарубежные психологи рассматривают понятие самооценки, как правило, не являющемся самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию "Я". В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре "Я - концепции". Первым предложил идею «Я – концепции» У.Джеймс в своей книге «Принципы психологии» [13] , затем основатель психоанализа З. Фрейда [14] дополнил идею этого психического феномена. Позже "Я - концепция" разрабатывалась в необихевиоризме (теория социального научения А.Бандуры)[ 15], в гуманистической психологии (исследования К.Роджерса)[15] и в настоящее время активно используется в самых различных подходах как психологии, так и педагогики. «Я – концепция» - это результат, итоговый продукт работы самосознания [18].
«Я – концепция» - система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих.
Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.
Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.
Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие [3]:
Когнитивная составляющая « Я - концепции»:
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “совестливый” и т.д. Все это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя : мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего само – восприятия.
Оценочная составляющая «Я - концепции»:
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и , вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их « Я - концепции».
Поведенческая составляющая «Я - концепции»:
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я- концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень сильными и устойчивыми.
Самой важной составляющей «Я - концепции» является самооценка.
Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: « Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [9].
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» [7].
По мнению Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [4].
Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л,И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [4]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [1].
Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
1.2. Факторы формирования самооценки младших школьников.
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания , но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.
Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами.
Информация о работе Формирование самооценки младших школьников