Формирование самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Актуальность формирования самооценки младших школьников на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Данная тема нашла своё отражение в таких документах как: «Конвенция о правах ребёнка», которая гласит о том, что «… государства-участники обязуют уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности…» [2]. Также в Законе РФ «Об образовании», в статье под названием « Принципы государственной политики в области образования» говорится о том, что «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…»[1].

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования самооценки младших школьников. 5
1.1. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. 5 1.2. Факторы формирования самооценки младших школьников. 10

Глава II. Практические основы формирования самооценки младших школьников. 19
2.1. Описание диагностик самооценки младших школьников. 19
2.2. Модель факторов формирования самооценки младших школьников. 22

Заключение. 24
Список использованной литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

ЦЕЛАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 47.75 Кб (Скачать документ)

Первая методика А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить  любое письменное задание. Работа оценивается  тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются ответы на вопросы:

1. Каким учеником ты  себя считаешь: средним, сильным  или слабым?

2. Какие оценки тебя  радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает  оценки "3", а учительница поставила  "5", обрадуешься этому или  огорчишься?

В ходе беседы взрослый старается  не навязывать свое мнение, ответы фиксируются  и анализируются.

Уровень самооценки определяется по следующим показателям:

·  совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;

·  характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.

Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.

Уровень самооценки можно  выявить и с помощью рисуночных тестов: они информативны как в  дошкольном возрасте, так и в начальной  школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими  показателями помогают оценить социально  благополучие ребенка, уровень его  самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не посередине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.

Если у младших школьников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (так же, как и заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей.

Следующая методика Дембо  – Рубинштейна [19].

Экспериментальная часть  опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности,  испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.

После заполнения двух рядов  подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей. При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Модель факторов формирования  самооценки младших школьников.

 

 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

 

 

 

Выводы.

На формирование самооценки младшего школьника влияет ряд факторов, на рис.1 показаны основные из них.

Несомненно, что ребенок  младшего школьного возраста большую  часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью  является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия  на самооценку младшего школьника выступает  оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих  сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.  

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его  успеваемости и особенностей общения  учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты. У ребенка на первый план выходят  те его качества, которые больше всего заботят родителей - поддержание  престижа (разговоры дома вращаются  вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя  сегодня не ругали?») и т.д. Можно  предположить, что для формирования адекватной самооценки учебной деятельности ребенка необходимо наличие у  него позитивного эмоционально- ценностного  отношения к собственному "Я".

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Формирование  социально активной, нравственной, реализующей  свои способности  личности – главные  задачи образования, успешность решения  которых во многом зависит от направления  и темпа реформ школьной жизни. Одной  из актуальных проблем, стоящих перед  педагогами современной  школы, является психолого-педагогический  дуализм в отношении  развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка  и формировании его  личности.

Самооценка  – оценка личностью  самой себя, своей  внешности, места  среди других людей, своих качеств  и возможностей. Самооценка является системообразующим  ядром индивидуальности личности, которая  во многом определяет жизненные позиции  человека, уровень  его притязаний, всю  систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения  и жизнедеятельность  человека. Другими  словами, самооценка во многом обуславливает  динамику и направленность развития субъекта.

В возрастной и педагогической психологии младший  школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается  учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших  факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки детей  младшего школьного  возраста, поэтому  учитель начальных  классов должен знать  психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности  самооценки в учебном  процессе, осуществляя  индивидуальный и  дифференцированный подход в обучении.

 

 

Список  использованной литературы.

Нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 //гл.1, ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования».
  2. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989//ч.1, ст.8

Основная литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л., 1978.
  2. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Т. 2. М., Просвещение, 2004.
  3. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  6. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
  7. Маркс К. Капитал. Т. 3//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
  8. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
  9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.
  10. Самооценка // Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
  11. Самооценка //Толковый словарь русского языка Ушакова / Под ред.Д. Н.Ушакова. М., 1935.
  12. Самооценка//Философский словарь/Под ред. М. М. Розенталя. М., 1963.
  13. Уильям Джеймс. Психология. Спб., 1905.
  14. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. М., 1990.
  15. Хъелл Л., Зиглер.Д. Теории личности. – 3-е изд. Спб., 2008.
  16. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960.
  17. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. Воронеж, 1998.
  18. «Я концепция»//Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П. М., 1997.
  19. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы    исследования личности/Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы. СПб., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование самооценки младших школьников