Формы,методы и понятия обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:01, реферат

Описание

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Содержание

Введение.............................................................................................2
Методы обучения…………………………………………………..3
Информационно-развивающие методы обучения…………4
Практические методы обучения…………………………….5
Проблемно-поисковые методы обучения……………..….6-7
Творческо-воспроизводящие методы……………….……8-9
Программированное обучение……………………………..10
Формы обучения..............................................................................11
Виды обучения.................................................................................12
Традиционное обучение.........................................................13
Дистанционное обучение..................................................14-15
Развивающее обучение...............................................................16-20
Заключение........................................................................................21
Список используемой литературы……….……………………….22

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 52.79 Кб (Скачать документ)

Золотое правило  мозговой атаки - ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, обеспечить полную свободу высказывания любых  идей, вплоть до несуразных.

Метод круглого стола был заимствован педагогикой на области политики и науки. В обучении этот метод используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах о привлечением преподавателей других дисциплин. Итогом работы круглого стола является общий, согласованный вывод.

Творческо-воспроизводящие  методы.

Ситуационные задачи. Решение ситуационных задач - один из методов активного обучения, направленных на формирование умений и навыков, развитие творческого мышления, приближение к будущей профессиональной деятельности. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучаемым. Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные.

Метод решения  ситуационных задач способствует подготовке необходимых нашему обществу опытных  специалистов с хорошей профессиональной подготовкой. В медицинских учебных  заведениях в учебном процессе этот метод обучения получил широкое  применение. Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические  знания, учатся правильно ставить  диагноз, находить причины возникшей  патологии. Постепенно от простых диагностических  задач студенты переходят к проблемным задачам.

Групповой тренинг служит практическому обучению самой теории ("теория из живой практики"). Использовать этот метод можно на занятиях по развитию коммуникативных умений, развитию мышления (тренинг на вербально-интеллектуальные действия в процессе взаимодействия), при проведении воспитательных мероприятий. Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Деловые игры. Среди форм и методов активного обучения в средних медицинских учебных заведениях весьма эффективными являются деловые игры, суть которых состоит в имитации реальных или условных производственных ситуаций, процессов, проигрывание которых позволяет будущим специалистам путем активного взаимодействия самим принимать решения, приобретать конкретные профессиональные умения, опыт социального общения.В средних медицинских учебных заведениях деловые игры не требуют творческого мышления студентов, а лишь погружают студентов в модель ситуации, близкой к его будущей профессиональной деятельности, и умение или неумение действовать квалифицированно и эффективно в данной ситуации. По определению Л.Б. Наумова: "Деловая (имитационная, учебная, дидактическая) игра - это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задачи или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах".

Деловая игра, которая  проводится в учебных заведениях, является дидактической (обучающей) игрой; ее обязательными элементами и условиями  служат:

1) дидактическая  (учебная) задача (направленность  на формирование определенного  круга умений, уточнение и систематизацию  определенного круга знаний, развитие  определенных свойств мышления, воспитание определенных качеств  личности);

2) учебно-производственная  игровая задача, связанная с ролью,  которую выполняет студент;

3) наличие ролей.  Каждый студент принимает на  себя какую-то роль согласно  условиям игры;

4) различие ролевых  целей. Каждая роль должна быть наделена определенными обязанностями, не совпадающими с другими;

5) правила игры, то есть те ограничения, за  пределы которых не могут выйти  играющие, а также те "меры наказания", которые налагаются на играющего  за неправильное выполнение действий  и нарушение установленных ограничений;

6) коллективный  характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры;

7) состязательность  в игре, которая достигается системой  индивидуальной или групповой  оценки деятельности участников  игры.

Дидактическая игра представляет собой более простой, чем деловая игра, вид игры. Она  требует меньших затрат времени  как на разработку, так и на проведение. Созданная проблемной ситуацией "напряженность  мышления" рождает потребность  найти способ ее разрешения в процессе дискуссии.

Учебный процесс  необходимо построить таким образом, чтобы усвоение знаний оказывалось  бы одновременно и развитием "ума", и развитием способности мыслить. Блиц-игра - это разновидность игровой деятельности, которая аккумулирует в себе некоторые признаки таких форм активного обучения, как конкретная ситуация, разыгрывание ролей, мозговой штурм и деловая игра, но отличается следующими параметрами: "мгновенностью" проведения и получения результата; привлекательностью и легкостью формы; неожиданностью и неординарностью содержания; минимальным комплектом ролей; обязательностью оценки результата (количественного или качественного). В основе блиц-игры лежит ситуация, способ представления которой может быть самым разным: устное описание, письменный текст, "живая" демонстрация с помощью кинофильма, видеозаписи, показа реального объекта и т.д. Анализ же этой ситуации осуществляется в игровой форме, имитирующей фрагмент профессиональной деятельности. Таким образом, можно сказать, что блиц-игра - это игровой анализ конкретной профессиональной ситуации.

Программированное обучение.

Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов  в процессе обучения. Особенность  обучения в том, что обучающая  программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные  средства управления процессом обучения, на большое разнообразие типов студентов  и дает возможность индивидуализировать  работу в зависимости от темпа  усвоения, способности восприятия, подготовленности и т.д.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы обучения.

Форма обучения -характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ  проводимых уроков показывает, что  их структура и методика во многом зависит от тех дидактических  целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о  методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

-       повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

-       освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

-       отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

-       выдача домашнего задания.

Факультативные  занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Виды  обучения.

Существует множество  подходов к классификации видов  обучения. В реферате будут рассмотрены  три из них: традиционное, дистанционное  и развивающее обучение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Традиционное обучение.

Этот  вид обучения является самым (на сегодняшний  день) распространенным (особенно - в  средней школе) и представляет собой  обучение знаниям, умениям и навыкам  по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими  видами обучения. В настоящее время  традиционное обучение постепенно вытесняется  другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная  парадигма, основанная на мнении, что  можно определить достаточный для  успешной жизнедеятельности запас  знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

      Во-первых, увеличение научных знаний не может  обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а  не на самостоятельное освоение необходимых  ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы  предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение. 
 
 
 
 
 
 
 

      Дистанционное обучение.

Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг. Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время. Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного. Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал. Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС[1]-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Контрольные работы ДО - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы,методы и понятия обучения