Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:01, реферат
Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.
Введение.............................................................................................2
Методы обучения…………………………………………………..3
Информационно-развивающие методы обучения…………4
Практические методы обучения…………………………….5
Проблемно-поисковые методы обучения……………..….6-7
Творческо-воспроизводящие методы……………….……8-9
Программированное обучение……………………………..10
Формы обучения..............................................................................11
Виды обучения.................................................................................12
Традиционное обучение.........................................................13
Дистанционное обучение..................................................14-15
Развивающее обучение...............................................................16-20
Заключение........................................................................................21
Список используемой литературы……….……………………….22
Формы обучения.
Форма обучения -характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
- освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Виды обучения.
Существует множество
подходов к классификации видов
обучения. В реферате будут рассмотрены
три из них: традиционное, дистанционное
и развивающее обучение.
Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Во-первых,
увеличение научных знаний не может
обойти и школу, проецируясь на содержание
учебных дисциплин. Во-вторых, учителя,
сохраняя ориентацию на передачу, а
не на самостоятельное освоение необходимых
ученику знаний, повышают требования
к объему усвоенных учеником знаний.
В-третьих, попытки учителей, школы
предусмотреть различные
Дистанционная
форма обучения (ДО) - это получение образовательных
услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных
информационно-образовательных технологий
и систем телекоммуникации, таких как
электронная почта, телевидение и INTERNET.
Дистанционное обучение можно использовать
в высшей школе, а также для повышения
квалификации и переподготовки специалистов.
Учитывая территориальные особенности
России и возрастающие потребности качественного
образования в регионах, дистанционное
обучение в самом скором времени займет
прочное место на рынке образовательных
услуг. Дистанционное обучение позволяет
получить университетский диплом всем,
кто по тем или иным причинам не может
учиться очно. Это особенно актуально
именно для России, где в последнее время
остро стоит проблема подготовки и переподготовки
специалистов. Дистанционное образование
открывает большие возможности для студентов-инвалидов.
Современные информационные образовательные
технологии позволяют учиться незрячим,
глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного
аппарата. Получив учебные материалы в
электронном и/или печатном виде с использованием
телекоммуникационных сетей, студент
может овладевать знаниями дома, на рабочем
месте, или в специальном компьютерном
классе в любой точке России и Зарубежья.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать,
выявить ошибки, дать необходимые рекомендации,
осуществить практическую тренировку,
открыть доступ к электронным библиотекам,
за считанные секунды найти нужную цитату,
абзац, параграф или главу книги, выделить
в ней главное. Учебные курсы сопровождаются
игровыми ситуациями, снабжены терминологическим
словарем и открывают доступ к основным
отечественным и международным базам
данных и знаний на любом расстоянии и
в любое время. Учитываются индивидуальные
способности, потребности, темперамент
и занятость студента. Он может изучать
учебные курсы в любой последовательности,
быстрее или медленнее. Все это делает
дистанционное обучение качественнее,
доступнее и дешевле традиционного. Лекции ДО,
в отличие от традиционных аудиторных,
исключают живое общение с преподавателем.
Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи
лекций используются дискеты и CD-ROM - диски
и т.д. Использование новейших информационных
технологий (гипертекста, мультимедиа,
ГИС-технологий, виртуальной реальности
и др.) делает лекции выразительными и
наглядными. Для создания лекций можно
использовать все возможности кинематографа:
режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие
лекции можно слушать в любое время и на
любом расстоянии. Кроме того, не требуется
конспектировать материал. Консультации
ДО являются одной из форм руководства
работой обучаемых и оказания им помощи
в самостоятельном изучении дисциплины.
Используется телефон и электронная почта.
Консультации помогают педагогу оценить
личные качества обучаемого: интеллект,
внимание, память, воображение и мышление.Лабораторные
работы ДО предназначены для практического
усвоения материала. В традиционной образовательной
системе лабораторные работы требуют:
специального оборудования, макетов, имитаторов,
тренажеров, химических реактивов и т.д.
Возможности ДО в дальнейшем могут существенно
упростить задачу проведения лабораторного
практикума за счет использования мультимедиа-технологий,
ГИС[1]-технологий, имитационного
моделирования и т.д. Виртуальная реальность
позволит продемонстрировать обучаемым
явления, которые в обычных условиях показать
очень сложно или вообще невозможно. Контрольные
работы ДО - это проверка результатов теоретического
и практического усвоения обучаемым учебного
материала.