Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:03, курс лекций
В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека.
Причина утомления коренится в изменениях функционального состояния нервных центров, в которых во время работы наряду с элементарными процессами, наблюдаемыми в клетках и тканях, проходят более сложные процессы, отражающие способность нервных клеток суммировать в себе следовые процессы, остающиеся после каждой свойственной им реакции. В учении Н.Е. Введенского о парабиозе и А.А. Ухтомского об усвоении ритма установлены определенные эффекты суммации последовательных следовых процессов. В первой фазе воздействия многократно повторяющихся раздражений происходит такое изменение функционального состояния нервных клеток, которое характеризуется повышением скоростей развития и завершения возбуждения, т.е. повышением функциональной подвижности (лабильности) или усвоения ритма. Во второй фазе продолжающееся воздействие раздражителей и соответствующий процесс суммации возбуждения приводят к противоположному результату – уменьшению лабильности и развитию состояния, приближающегося при дальнейших воздействиях к парабиозу.
Было бы неправильно думать, что снижение функциональной подвижности нервной системы немедленно приводит к уменьшению производительности труда. Уменьшение производительности труда наступает несколько позже, в течение некоторого времени работа продолжается с прежними производственными показателями, несмотря на то что физиологические показатели уже начали ухудшаться. В данном случае работа продолжается при требуемых производством условиях за счет привлечения дополнительных факторов социально-психологического порядка (например, сознание ответственности за порученную работу).
Развитие охранительного торможения в процессе трудовой деятельности свидетельствует о том, что в производственных условиях снижение работоспособности в связи с утомлением вызывается не непосредственно истощением запасов энергии в нервных клетках, не засорением их продуктами распада, а предшествующим этим процессам нарушением ритма деятельности и рабочего динамического стереотипа. В общем случае указанные обратимые функциональные нарушения вызываются суммированием следов возбуждения, остающихся после каждого рабочего действия. В каждом же частном случае отдельной производственной работы суммирование следов возбуждения имеет свои особенности в зависимости от характера выполняемых рабочих действий и условий труда на определенном участке производства. Конкретные психофизиологические механизмы суммирования следовых процессов в нервной системе, приводящие к утомлению, различны и зависят от условий труда.
Если развитие утомления
следует считать естественной реакцией
организма, имеющей приспособительный
характер и выполняющей целый
ряд полезных функций, то его чрезмерное
развитие в любой форме – явление
нежелательное. В соответствии с
этим при решении прикладных задач
должны ставиться разные цели. С
одной стороны, необходимо максимально
продлить время оптимальной
В каждом конкретном виде труда
необходимо применять такие
Перерывы различаются по своему значению и продолжительности. В середине рабочего дня обычно назначается обеденный перерыв, продолжительность которого должна составлять 1 ч или 50 мин (в отдельных случаях возможны перерывы меньшей продолжительности, что должно компенсироваться другими мерами облегчения и оздоровления труда). В первую (дообеденную) половину рабочего дня и во вторую (послеобеденную) в счет рабочего времени назначаются дополнительные перерывы для отдыха продолжительностью – в зависимости от особенностей данного вида труда – от 5 до 15 мин (редко больше 15 мин). Расположение дополнительных перерывов на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.
Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических функций к текущей трудовой деятельности.
3.4. Напряженность деятельности
Термин «напряженность»
широко используется в психологии труда,
однако его значение в контексте
разных работ далеко не однозначно.
Он используется как для характеристики
самого процесса трудовой деятельности,
так и для обозначения
Степень напряженности деятельности
может определяться структурой процесса
труда, в частности содержанием
рабочей нагрузки, ее интенсивностью,
насыщенностью деятельности и т.д.
В этом смысле напряженность интерпретируется
с точки зрения требований, предъявляемых
конкретным видом труда к человеку.
С другой стороны, напряженность
деятельности может характеризоваться
психофизиологическими
Внутри этого общего понятия
выделяют два основных класса состояний
напряженности: специфическую напряженность,
определяющую динамику и интенсивность
психофизиологических процессов, лежащих
в основе выполнения конкретных трудовых
навыков, и неспецифическую, характеризующую
общие психофизиологические ресурсы
человека и в целом обеспечивающую
уровень выполнения деятельности. Неспецифическая
напряженность понимается как спектр
деятельностных состояний организма,
характеризующийся повышенным уровнем
функционирования систем по сравнению
с состоянием покоя; она сопровождает
любую целенаправленную деятельность.
Специфическая напряженность
По типу влияния на эффективность
деятельности различают операционную
и эмоциональную напряженность.
Первой свойственно преобладание процессуальных
мотивов деятельности, что оказывает
мобилизующее влияние на индивида и
способствует сохранению высокого уровня
эффективности. Развитие эмоциональной
напряженности, наблюдаемое при
ломке адекватной мотивационной
структуры в усложненных
При использовании критерия оптимальности соответствия затрачиваемых человеком усилий требованиям деятельности выделяют продуктивную и непродуктивную напряженность. Первая позволяет достигать целей деятельности оптимальным для субъекта образом, вторая наблюдается при несоответствии усилий работника необходимым для достижения цели субъективным затратам. При этом непродуктивная напряженность может быть как меньше необходимой, так и значительно ее превышать.
3.5. Стресс
Понятие стресса первоначально
возникло в физиологии для обозначения
неспецифической
Для понимания природы
этих состояний особое значение имеет
характеристика стресса со стороны
вызывающих его экстремальных факторов,
или стрессоров. Перечень стрессоров
весьма разнообразен: от простых физико-химических
стимулов (температура, шум, газовый
состав атмосферы, токсические вещества
и др.) до сложных психологических
и социально-психологических
Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и др.
Психологический стресс характеризуется
включением сложной иерархии психических
процессов, опосредующих влияние стрессора
или стрессогенной ситуации на организм
человека. Физиологические проявления
при этом сходны с описанными выше,
тогда как спектр психологических
и поведенческих проявлений значительно
разнообразнее. Наиболее типичными
из них являются изменения в протекании
различных психических
Одним из наиболее интересных
аспектов изучения стресса является
анализ процесса реагирования на экстремальное
воздействие. Его принципиальный механизм
отражен в описанной Г. Селье
последовательности основных этапов развития
общего адаптационного синдрома. Им выделены
начальная стадия «тревоги», следующая
непосредственно за экстремальным
воздействием и выражающаяся в резком
падении сопротивляемости организма;
стадия «сопротивления», характеризующаяся
актуализацией адаптационных
Устойчивость человека к
возникновению различных форм стрессовых
реакций определяется прежде всего
индивидуально-психологическими особенностями
и мотивационной ориентацией
личности. Следует отметить, что
экстремальное воздействие
Однако не всякий стресс вреден, более того, Г. Селье полагал, что «даже в состоянии расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс». Для обозначения опасного стресса он ввел понятие дистресса, который связан с постепенным истощением сил организма. Наряду с формулировкой Селье в 1950 – 1960-е гг. многие исследователи определяли стресс как состояние нарушения гомеостатического равновесия, или сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия; состояние организма, который воспринимает угрозу его благополучию (или целостности) и направляет всю энергию на свою защиту; любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма.
Информация о работе Функциональное состояние человека в труде