Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..
1.1 Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….
1.2 Особенности временной перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..
1.3 Гендерные особенности юношеского возраста..…………………..
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..
2.1 Описание выборки и методик исследования………………………
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте………………………
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………
Таким образом, временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.
Время, как и пространство,
является универсальной базисной категорией
в познании ребенком окружающих его
людей и вещей. С момента рождения
он ориентируется во времени посредством
чередования биологических
Юность последний этап подготовки к жизни и одновременно начало самостоятельной сознательной жизни. Возрастные различия наиболее ярко проявляются в типе временной перспективы. Юноша живет будущим, для него настоящее - только подготовка к другой, «подлинной» жизни, которая придет позже. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется прелюдией, увертюрой к жизни.
В юношеском возрасте впервые
в самосознание осознанно входит
фактор времени. Прежде всего, с возрастом
заметно ускоряется субъективная скорость
течения времени. Эта тенденция,
начавшись в юношестве, потом
продолжается и во взрослом, и в
пожилом возрасте. Развитие временных
представлений связано с
При переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Это связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и с ростом потребности в достижении.
Расширение временной
перспективы означает также сближение
личного и исторического
Устремленность в будущее, связанная с ожиданием того, что жизнь должна принести еще много неизвестного, сопровождается стремлением как-то понять и осмыслить окружающую действительность, построить целостное видение мира.
Характерное приобретение юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы в этом возрасте, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречии.
Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленное будущее рисуется более ясной и отчетливой многим в юношеском возрасте, чем ближайшая перспектива, которая зависит от них самих. И не многие отдают отчет в том, что реальное будущее - это не будущее вообще, но будущее - как определенным образом построенное настоящее.
В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.
В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).
По Л.И. Божович можно сказать, что юношеский возраст характеризует резкая смена внутренней позиции, когда обращенность в будущее становиться основной направленностью личности. «Смотрят на настоящее с позиции будущего» [8, с.122]. Жизненные планы становятся средством овладения собственным поведением, обеспечивающим его саморегуляцию.
По данным исследований Л.И. Божович (50-60-е гг.) и Н.Н. Толстых (80-е г.) представления о своем будущем у юношей конкретны, разнообразны и тесно связаны с актуальными проблемами настоящего. Таким образом, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения к обучению, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей.
Таким образом, в субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными.
1.3 Гендерные особенности юношеского возраста
Формирование личности в
юношеском возрасте включает осознание
смысла жизни и ее целей. В связи
с важностью функции временной
перспективы для личностного
развития в раннем юношеском возрасте,
актуально и необходимо исследование
возрастных особенностей переживания
прошлого, настоящего и будущего в
указанный возрастной период. Юношеский
возраст подразумевает признаки
роста внутреннего «Я», способность
проявлять и сохранять свою индивидуальность.
Просыпается интерес к
Во многих работах психологов отмечается известная степень половых различий формирования профессионального самоопределения и направленности. Так, С. Сингер, Б. Штефлер показали в своих исследованиях, что юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушки ценят работу в сфере обслуживания, либо дающую интересный опыт.
По данным Л. А. Головей, среди
девушек преобладает
Е.П.Ильин относительно гендерных особенностей профессионального самоопределения пишет так: у юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в нее. У девушек жизненное и профессиональное самоопределения не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение.
В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И.С. Кон приводит данные Ю.П. Вавилова и Н.В. Андреенковой, согласно которым среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей .
Представления психологов о том, что лежит в основе половых различий, являются неоднородными. Так, в различных теориях подчеркивается роль: эмоций и подражания; родительской модели поведения; информации о полоролевом поведении и понимание своей половой принадлежности; социальных ожиданий общества; занимаемых социальных статусов, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения.
Распространено мнение, что юноши в большей степени, чем девушки, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у девушек мотив достижения ниже, чем у юношей, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда девушек, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы девушек, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры юноши, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Д. Макклеланда сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у девушек - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами.
С другой стороны, в работе И. Мацека и Й. Безака показано, что при просьбе повысить темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной.
Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у юношей и девушек. Первая состоит в том, что девушки иначе мотивированы на достижения, чем юноши. Вторая - что юноши и девушки мотивированы разными потребностями: для девушек потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья - юноши и девушки обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.
Первая точка зрения находит подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха. Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у девушек выше мотивация достижения результата, у юношей - мотивация совершенствования и соревнования.
Таким образом, гендерные различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы юношеского возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
В ходе исследования, которое проходило на базе Красноярского краевого колледжа культуры и искусства г. Минусинска, нами было обследовано 35 юношей и 35 девушек.
Целью нашего исследования
являлось выявление гендерных
Задачи:
Для решения данных задач были использованы методики, отвечающие целям и задачам исследования:
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» (И.Л. Соломин) представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей.
Цель – изучить особенности временной перспективы: взаимосвязь временных характеристик, масштаб и аспекты социальной жизни.
Стимульный материал – чистый лист бумаги формата А4, карандаш или шариковая ручка.
Испытуемым зачитывалась инструкция: «Путник шел по дороге, которая назвалась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте путника. О чем вы думаете? Что вы чувствуете? Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться?»
Информация о работе Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте