Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание

Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..
1.1 Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….
1.2 Особенности временной перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..
1.3 Гендерные особенности юношеского возраста..…………………..
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..
2.1 Описание выборки и методик исследования………………………
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте………………………
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс готовая.docx

— 92.18 Кб (Скачать документ)

Таким образом, временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.

 

    1. Особенности временной перспективы в юношеском возрасте

 

Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его  людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством  чередования биологических ритмов своей жизни - таких как смена  сна и бодрствования, время кормления  и тому подобные, регулируемые социальной средой.

Юность последний этап подготовки к жизни и одновременно начало самостоятельной сознательной жизни. Возрастные различия наиболее ярко проявляются в типе временной  перспективы. Юноша живет будущим, для него настоящее - только подготовка к другой, «подлинной» жизни, которая  придет позже. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется прелюдией, увертюрой к жизни.

В юношеском возрасте впервые  в самосознание осознанно входит фактор времени. Прежде всего, с возрастом  заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, потом  продолжается и во взрослом, и в  пожилом возрасте. Развитие временных  представлений связано с умственным развитием и изменением общей  жизненной перспективы. «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и  устремляется в будущее.

При переходе от подросткового  к юношескому возрасту происходит изменение  в отношении будущего: если подросток  смотрит на будущее с позиции  настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Это связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и с ростом потребности в достижении.

Расширение временной  перспективы означает также сближение  личного и исторического времени. У ребенка и подростка они  не связаны. Историческое время ими  воспринимается как нечто безличное, объективное. Дети могут знать хронологическую  последовательность событий и длительность эпох, но, тем не менее, они кажутся  им одинаково далекими и не связанными с их собственной жизнью. То, что  было тридцать-сорок лет назад, для  двенадцатилетнего, например, почти  такая же древность, как и начало нашей эры, а тридцатилетний человек  ему кажется старым. Для юноши  же главным измерением времени становится будущее.

Устремленность в будущее, связанная с ожиданием того, что  жизнь должна принести еще много  неизвестного, сопровождается стремлением  как-то понять и осмыслить окружающую действительность, построить целостное видение мира.

Характерное приобретение юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы в этом возрасте, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречии.

Главное противоречие жизненной  перспективы юношей и девушек - недостаточная  самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленное будущее рисуется более ясной  и отчетливой многим в юношеском  возрасте, чем ближайшая перспектива, которая зависит от них самих. И не многие отдают отчет в том, что реальное будущее - это не будущее  вообще, но будущее - как определенным образом построенное настоящее.

 В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.

В целом, в возрасте ранней юности формируется такая  важнейшая  структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).

По Л.И. Божович можно сказать, что юношеский возраст характеризует резкая смена внутренней позиции, когда обращенность в будущее становиться основной направленностью личности. «Смотрят  на настоящее с позиции будущего» [8, с.122]. Жизненные планы становятся средством овладения собственным поведением, обеспечивающим его саморегуляцию.

По данным исследований Л.И. Божович (50-60-е гг.) и Н.Н. Толстых (80-е г.) представления о своем будущем у юношей конкретны, разнообразны и тесно связаны с актуальными проблемами настоящего. Таким образом, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения к обучению, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей.

Таким образом, в субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными.

 

         1.3  Гендерные особенности юношеского возраста

 

Формирование личности в  юношеском возрасте включает осознание  смысла жизни и ее целей. В связи  с важностью функции временной  перспективы для личностного  развития в раннем юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование возрастных особенностей переживания  прошлого, настоящего и будущего в  указанный возрастной период. Юношеский  возраст подразумевает признаки роста внутреннего «Я», способность  проявлять и сохранять свою индивидуальность. Просыпается интерес к психологии, растет интерес к другим людям, их внутреннему миру, проявляется склонность сравнивать себя с другими, происходит движение от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Это время, когда всерьез начинают задумываться над смыслом жизни. Еще одна особенность этого возраста состоит в том, что отношение молодых людей с окружающими обостряется в силу биологических причин: изменение гормонального обмена вызывают повышенную возбудимость и раздражительность. Половое созревание побуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, может обостряться проблема медленного или слишком быстрою роста, комплекции, прически, одежды и т.д. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особенно конфликтный и напряженный. Таким образом, юношеский возраст это очень сложный период, когда на протяжении небольшого промежутка времени происходят серьезные психологические и физические изменения

Во многих работах психологов отмечается известная степень половых  различий формирования профессионального самоопределения и направленности. Так, С. Сингер, Б. Штефлер показали в своих исследованиях, что юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушки ценят работу в сфере обслуживания, либо дающую интересный опыт.

По данным Л. А. Головей, среди  девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская.

Е.П.Ильин относительно  гендерных   особенностей  профессионального самоопределения пишет так: у юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в нее. У девушек жизненное и профессиональное самоопределения не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение.

В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И.С. Кон приводит данные Ю.П. Вавилова и Н.В. Андреенковой, согласно которым среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей .

Представления психологов о  том, что лежит в основе половых  различий, являются неоднородными. Так, в различных теориях подчеркивается роль: эмоций и подражания; родительской модели поведения; информации о полоролевом поведении и понимание своей половой принадлежности; социальных ожиданий общества; занимаемых социальных статусов, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения.

Распространено мнение, что юноши в большей степени, чем девушки, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у девушек мотив достижения ниже, чем у юношей, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда девушек, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы девушек, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры юноши, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Д. Макклеланда сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у девушек - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами.

С другой стороны, в работе И. Мацека и Й. Безака показано, что при просьбе повысить темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной.

Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у юношей и девушек. Первая состоит в том, что девушки иначе мотивированы на достижения, чем юноши. Вторая - что юноши и девушки мотивированы разными потребностями: для девушек потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья - юноши и девушки обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.

Первая точка зрения находит  подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха. Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у девушек выше мотивация достижения результата, у юношей - мотивация совершенствования и соревнования.

Таким образом, гендерные различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих особенности временной перспективы в юношеском возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы юношеского возраста

2.1 Описание выборки и методик исследования

 

В ходе исследования, которое  проходило на базе Красноярского краевого колледжа культуры и искусства г. Минусинска, нами было обследовано 35 юношей и 35 девушек.

Целью нашего исследования являлось выявление гендерных особенностей временной перспективы в юношеском  возрасте.

Задачи:

  1. Исследовать особенности построения временной перспективы у юношей.
  2. Исследовать особенности построения временной перспективы у девушек.
  3. Выявить особенности временной перспективы у юношей и девушек.

 Для решения данных задач были использованы методики, отвечающие целям и задачам исследования:

  1. Методика рисуночных метафор « Жизненный путь» И.Л. Соломина
  2. Метод мотивационной индукции (MIM) «Временная перспектива», предложенный Ж. Ньюттеном в модификации Н.Н. Толстых.

Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» (И.Л. Соломин) представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей.

Цель – изучить особенности  временной перспективы: взаимосвязь  временных характеристик, масштаб  и аспекты социальной жизни.

Стимульный материал – чистый лист бумаги формата А4, карандаш или шариковая ручка.

Испытуемым зачитывалась инструкция: «Путник шел по дороге, которая назвалась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте  себя на месте путника. О чем вы думаете? Что вы чувствуете? Перед  Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую  историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться?»

Информация о работе Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте