Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..
1.1 Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….
1.2 Особенности временной перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..
1.3 Гендерные особенности юношеского возраста..…………………..
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..
2.1 Описание выборки и методик исследования………………………
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте………………………
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………
Критерии анализа. Показатели результатов методики можно условно разделить на две большие категории. К первой категории относятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено.
Мы использовали следующие критерии для интерпретации данных: протяженность; плотность; связность; устремленность в будущее.
Протяженность времени характеризуется представлением о жизненном пути, как о процессе, а не как о смене статических фаз; продолжительности, легкости, постоянстве и о выборе жизненного пути. Плотность выражается факторами и объектами, помогающими или препятствующими продвижению к цели, атрибутами профессиональной деятельности или хобби. Связность времени определяется наличием прошлого, настоящего и будущего в рисунке, связанной общей линией развития. Несогласованность времени наблюдается в том, что нет связи с прошлым (негативное прошлое или беззаботное детство, которое не вернется никогда), нет связи с настоящим, так как оно представлено неопределенно. Устремленность в будущее выражается в представлении о временной перспективе событий. Отсутствие линейной последовательности событий от прошлого к будущему, характеризуется стремлением вернуться в прошлое.
Совместно с методикой рисуночных метафор использовался метод мотивационной индукции (MIM), предложенный Ж. Ньюттеном в модификации Н.Н. Толстых. В этом случае для выявления мотивации используется метод незаконченных предложнеий.
Цель – выявить содержание мотивов и основные индексы временного кода.
Стимульный материал – буклет с приложениями, сформулированными в утвердительной форме – «я хочу» (положительные индукторы) и в отрицательных - «я не хочу» (отрицательные индукторы).
Проводиться в групповой форме. Инструкция: « На бланке представлены слова « я хочу...», « я надеюсь…». Эти слова составляют начало некоторой фразы, и Ваша задача, закончить эту фразу так, как Вы лично бы ее закончили. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо писать, что приходит Вам в голову, когда Вы применяете к себе эти первые слова каждого предложения. Возможно, у Вас создастся впечатление, что повторяются одни и те же слова. Это делается для того, что бы Вы могли написать возможно больше о своих желаниях. Не надо стараться вспомнить то, что Вы уже писали. Длинна и строение фраз не имеют ни какого значения.
Критерий анализа. Подсчет баллов производиться по предложенным Нюттеном кодом с помощью метода контент-анализа – код времени, в котором используется два типа символов – в категориях периода календарного времени ( Т – в настоящий момент, Д – в интервале дня, Н – в ближайшую неделю, М – в ближайший месяц, Г – в течение года) и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта (О – период обучения, В – взрослость, Ж – ко всему периоду жизни, С – старость, ОН – желание обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, открытое настоящее, П – упоминание прошлого, ИБ – цели, не только связанные с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества, историческое будущее) и код анализа содержания мотивов (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью; активность, связанная с общением; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации).
2.2 Анализ результатов
исследования взаимосвязи типа
мотивации и временной
Применение методики «Мой
жизненный путь» позволила
Параметры временной перспективы у юношей и девушек Таблица 1
Протяженность |
Плотность |
Связность |
Устремленность в будущее | |
Юноши |
21% |
29% |
39% |
39% |
Девушки |
33% |
36% |
42% |
58% |
Из таблицы 1 видно, что у юношей связность временной перспективы и устремленность в будущее преобладает и представлено в равной степени (39%). На втором месте идет показатель плотности, то есть наличие факторов помогающих или мешающих временной перспективе (29%). Самым низким показателем у юношей является протяженность (21%).
Наиболее выраженным критерием у девушек является устремленность в будущее (58%). Немного ниже показатель – связность (42%). Самые низкие показатели у критериев протяженность и плотность (33%, 36%).
Как у юношей (39%), так и у девушек (58%) приоритетным является критерий устремленность в будущее, но у девушек этот показатель выше. Самый низкий процент и у тех (21%) и у других (33%) по критерию протяженность.
Таким образом, в группах испытуемых юношей и девушек имеются как сходства, так и существенные различия в показателях. Как для юношей, так и для девушек самый высокий процент по критерию – устремленность в будущее, который выражается в представлении о временной перспективе событий. Наличие линейной последовательности событий от прошлого к будущему, характеризуется не желанием вернуться в прошлое. Отличительной особенностью девушек является более высокий процент по всем показателям. Для них существенным является представление о жизненном пути, как о процессе, а не как о смене статических фаз, использование факторов и объектов, помогающих продвижению к цели, устремленность в будущее как представление о временной перспективе событий.
В результате диагностики мотивации с помощью метода мотивационной индукции «Незаконченные предложения» (Н.Н. Толстых) были получены показатели для юношей и девушек по содержанию мотивов и временному коду, которые представлены на рисунке 1,2.
Т – экзистенциональные ценности;
U – неклассифицируемые или пропущенные ответы;
С – контакт с другими людьми;
R – активность в целом;
P – желание обладать материальными ценностями;
R3 – учебная деятельность;
R2 – профессиональная деятельность;
SR – саморазвитие
Рисунок 1. Содержание мотивов у юношей и девушек
Мы получили содержание мотивов следующее. На первом месте по значимости у юношей неклассифицируемые или пропущенные ответы (33%). Немного ниже процент по критерию экзистенциональных ценностей (28%). Третье место по выраженности по шкалам: активность в целом и учебная деятельность (11%, 9%). Равное количество процентов по критериям: контакт с другими людьми и желание обладать материальными ценностями (6%). Профессиональная деятельность и саморазвитие имеют самые низкие показатели (4%, 3%). Доминирующий элемент мотивационного кода девушек – это ценности, имеющие экзистенциональную направленность (30%). На втором месте по значимости выступают три критерия: неклассифицируемые или пропущенные ответы, контакт с другими людьми и учебная деятельность (16%, 14%, 14%). Самый низкий процент у девушек представлен тремя критериями: желание обладать материальными ценностями, профессиональная деятельность и саморазвитие (4%, 5%, 5%).
Качественный анализ результатов обследования позволил установить следующие особенности: у девушек предпочтение было отдано аспектам, отражающим проблемы времени, жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, проблемы поиска смысла жизни. Обследуемые юноши продемонстрировали в два раза больше пропущенные или неклассифицируемые ответы, чем девушки, что может свидетельствовать о нежелании, незаинтересованности юношей в выполнении теста либо несформированности, дезориентированности в собственных мотивационных объектах. У исследуемых девушек, в категории активности, связанной с социальными контактами, семейными ценностями очень высок показатель по сравнению с юношами. Испытуемые отражали родительскую семью, общение с друзьями, одногруппниками, имеют планы на создание собственной семьи или в настоящий момент находятся в предбрачных отношениях. Так же у девушек выше показатель в категории учебной деятельности. Это говорит о том, что девушки больше внимания уделяют образованию, чем юноши. В категории – учебная деятельность, чаще всего встречаются ответы, отражающие окончание колледжа и получение диплома, страх отчисления из учебного заведения, а так же достижение близкой цели, как отличное окончание сессии. Стоит отметить, что самый низкий показатель и у юношей, и у девушек по критериям: желание обладать материальными ценностями, профессиональная деятельность и саморазвитие. Но у девушек данные критерии немного выше. То есть, они задумываются и строят планы на дальнейшую профессиональную деятельность, при этом в этой же группе выявлена такая черта, как стремление к саморазвитию, к развитию своих качеств, черт, умений.
Таким образом, результаты в группах юношей и девушек отличаются несущественно. На первом месте у юношей – неклассифицируемые и экзистенциальные мотивы, на последнем – профессиональная деятельность и саморазвитие. У девушек в на первом месте – экзистенциональные мотивы, а на последнем материальные ценности.
Показатели по временному коду были получены следующие.
Ж – жизнь;
О – период обучения;
Г – перспективы на ближайший год;
В – период взрослости;
ОН – открытое настоящее, желание обладать качествами, умениями
Рисунок 2. Временной код у юношей и девушек
Большинство испытуемых, как юноши (70%), так и девушки (61%) отдали предпочтение мотивационным объектам, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни. При этом открытое настоящее у юношей и у девушек почти одинаково (13%, 12%). Различны показатели социальной жизни периода обучения между девушками (11%) и юношами (5%). От 5% до 6% девушек и юношей ставят цели на ближайший год. Период взрослости представлен у 9% девушек и 6% юношей.
Качественный анализ полученных результатов позволил выявить такие особенности: большинство юношей и девушек во временном коде используют категорию периода социальной жизни субъекта и в меньшей степени периода календарного времени. Процент суждений принадлежит «открытому настоящему» - выражено стремление к самовоспитанию, познанию себя, стремление стать «человеком», выразить себя, свою индивидуальность. Мысли о собственном здоровье, одиночестве, обеспеченной жизни сочетаются у юношей с нежеланием задумываться о ближних целях будущего, либо только присутствует далекая перспектива (например, стать генеральным директором, слетать в космос). Современные девушки в большей степени ориентированы на создание собственной семьи. Временному коду периода обучения придают большее значение девушки, чем юноши, но и те и другие оценивают период обучения как важный на настоящий момент, но при этом стремятся приблизить время окончания учебы.
Таким образом, результаты как у юношей, так и у девушек имеют в большей мере сходства, чем различия. Преобладающим временным отрезком является то, что нельзя локализовать или происходит в течение всей жизни.
Для определения взаимосвязи
типа мотивации и временной
Временная перспектива у юношей и девушек (%) Таблица 2
Группы испыту- Емых |
«Незаконченные предложения» Ж. Ньюттен |
«Жизненный путь» И.Л. Соломин | |||||||||||||||
Содержание мотивов |
Временной код |
протяженность |
плотность |
связность |
Устремленность в будущее | ||||||||||||
T |
U |
C |
R |
P |
R3 |
R2 |
SR |
Ж |
О |
Г |
В |
ОН | |||||
Юноши |
28 |
33 |
6 |
11 |
6 |
9 |
4 |
3 |
70 |
5 |
6 |
6 |
13 |
21 |
29 |
39 |
39 |
Девушки |
30 |
16 |
14 |
12 |
4 |
14 |
5 |
5 |
61 |
11 |
7 |
9 |
2 |
33 |
36 |
42 |
58 |
Таким образом, у испытуемых юношей и девушек доминирующими показателями являются: социальная жизнь человека (детство, взрослость, старость), устремленность в будущее и экзистенциональные ценности. Существенные различия между юношами и девушками наблюдаются в следующих критериях: по содержанию мотивов – неклассифицируемые ответы, контакт с другими людьми и учебная деятельность; по временному коду – в периоде обучения и в открытом настоящем; по временной перспективе – устремленность в будущее.
Мы предполагаем, что выявленные
особенности временной
Информация о работе Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте