Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание

Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..
1.1 Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….
1.2 Особенности временной перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..
1.3 Гендерные особенности юношеского возраста..…………………..
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..
2.1 Описание выборки и методик исследования………………………
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей временной перспективы в юношеском возрасте………………………
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс готовая.docx

— 92.18 Кб (Скачать документ)

Критерии анализа. Показатели результатов методики можно условно разделить на две большие категории. К первой категории относятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено.

Мы использовали следующие критерии для интерпретации данных: протяженность; плотность; связность;  устремленность в будущее.

Протяженность времени характеризуется  представлением о жизненном пути, как о процессе, а не как о смене статических фаз; продолжительности, легкости, постоянстве и о выборе жизненного пути. Плотность выражается факторами и объектами, помогающими или препятствующими продвижению к цели, атрибутами профессиональной деятельности или хобби. Связность времени определяется наличием прошлого, настоящего и будущего в рисунке, связанной общей линией развития. Несогласованность времени наблюдается в том, что нет связи с прошлым (негативное прошлое или беззаботное детство, которое не вернется никогда), нет связи с настоящим, так как оно представлено неопределенно. Устремленность в будущее выражается в представлении о временной перспективе событий. Отсутствие линейной последовательности событий от прошлого к будущему, характеризуется стремлением вернуться в прошлое.

Совместно с методикой  рисуночных метафор использовался  метод мотивационной индукции (MIM), предложенный Ж. Ньюттеном в модификации Н.Н. Толстых. В этом случае для выявления мотивации используется метод незаконченных предложнеий.

Цель – выявить содержание мотивов и основные индексы временного кода.

Стимульный материал –  буклет с приложениями, сформулированными в утвердительной форме – «я хочу» (положительные индукторы) и в отрицательных - «я не хочу» (отрицательные индукторы).

Проводиться в групповой  форме. Инструкция: « На бланке представлены слова « я хочу...», « я надеюсь…». Эти слова составляют начало некоторой фразы, и Ваша задача, закончить эту фразу так, как Вы лично бы ее закончили. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо писать, что приходит Вам в голову, когда Вы применяете к себе эти первые слова каждого предложения. Возможно, у Вас создастся впечатление, что повторяются одни и те же слова. Это делается для того, что бы Вы могли написать возможно больше о своих желаниях. Не надо стараться вспомнить то, что Вы уже писали. Длинна и строение фраз не имеют ни какого значения.

Критерий анализа. Подсчет  баллов производиться по предложенным Нюттеном кодом с помощью метода контент-анализа – код времени, в котором используется два типа символов – в категориях периода календарного времени ( Т – в настоящий момент, Д – в интервале дня, Н – в ближайшую неделю, М – в ближайший месяц, Г – в течение года) и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта (О – период обучения, В – взрослость, Ж – ко всему периоду жизни, С – старость, ОН – желание обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, открытое настоящее, П – упоминание прошлого, ИБ – цели, не только связанные с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества, историческое будущее) и код анализа содержания мотивов (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью;  активность, связанная с общением; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации).

 

2.2 Анализ результатов  исследования взаимосвязи типа  мотивации и временной перспективы  у юношей и девушек

 

Применение методики «Мой жизненный путь» позволила выявить  взаимосвязь временных характеристик, масштаба времени и представленности аспектов жизни у юношей и девушек. Результаты обследования представлены в таблице 1.

 

Параметры временной перспективы  у юношей и девушек       Таблица 1

 

Протяженность

Плотность

Связность

Устремленность в будущее

Юноши

21%

29%

39%

39%

Девушки

33%

36%

42%

58%


 

Из таблицы 1 видно, что  у юношей связность временной  перспективы и устремленность в  будущее преобладает и  представлено в равной степени (39%). На втором месте  идет показатель плотности, то есть наличие факторов помогающих или мешающих временной перспективе (29%). Самым низким показателем у юношей является протяженность (21%).

Наиболее выраженным критерием у девушек является устремленность в будущее (58%). Немного ниже показатель – связность (42%). Самые низкие показатели у критериев протяженность и плотность (33%, 36%).

Как у юношей (39%), так и у девушек (58%) приоритетным является критерий устремленность в будущее, но у девушек этот показатель выше. Самый низкий процент и у тех (21%) и у других (33%) по критерию протяженность.

Таким образом, в группах  испытуемых юношей и девушек имеются  как сходства, так и существенные различия в показателях. Как для  юношей, так и для девушек самый высокий процент по критерию – устремленность в будущее, который выражается в представлении о временной перспективе событий. Наличие линейной последовательности событий от прошлого к будущему, характеризуется не желанием вернуться в прошлое. Отличительной особенностью девушек является более высокий процент по всем показателям. Для них существенным является представление о жизненном пути, как о процессе, а не как о смене статических фаз, использование факторов и объектов, помогающих продвижению к цели, устремленность в будущее как представление о временной перспективе событий.

В результате диагностики мотивации с помощью метода мотивационной индукции «Незаконченные предложения» (Н.Н. Толстых) были получены показатели для юношей и девушек по содержанию мотивов и временному коду, которые представлены на рисунке 1,2.

Т – экзистенциональные ценности;

U – неклассифицируемые или пропущенные ответы;

С – контакт с другими  людьми;

R – активность в целом;

P – желание обладать материальными ценностями;

R3 – учебная деятельность;

R2 – профессиональная деятельность;

SR – саморазвитие

 

Рисунок 1. Содержание мотивов у юношей и девушек

Мы получили содержание мотивов  следующее. На первом месте по значимости у юношей неклассифицируемые или пропущенные ответы (33%). Немного ниже процент по критерию экзистенциональных ценностей (28%). Третье место по выраженности по шкалам: активность в целом и учебная деятельность (11%, 9%). Равное количество процентов по критериям: контакт с другими людьми и желание обладать материальными ценностями (6%). Профессиональная деятельность и саморазвитие имеют самые низкие показатели (4%, 3%). Доминирующий элемент мотивационного кода девушек – это ценности, имеющие экзистенциональную направленность (30%).  На втором месте по значимости выступают три критерия: неклассифицируемые или пропущенные ответы, контакт с другими людьми и учебная деятельность (16%, 14%, 14%).  Самый низкий процент у девушек представлен тремя критериями: желание обладать материальными ценностями, профессиональная деятельность и саморазвитие (4%, 5%, 5%).

Качественный анализ результатов обследования позволил установить следующие особенности: у девушек предпочтение было отдано аспектам, отражающим проблемы времени, жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, проблемы поиска смысла жизни. Обследуемые юноши продемонстрировали в два раза больше пропущенные или неклассифицируемые ответы, чем девушки, что может свидетельствовать о нежелании, незаинтересованности юношей в выполнении теста либо несформированности, дезориентированности в собственных мотивационных объектах. У исследуемых девушек, в категории активности, связанной с социальными контактами, семейными ценностями очень высок показатель по сравнению с юношами. Испытуемые отражали родительскую семью, общение с друзьями, одногруппниками, имеют планы на создание собственной семьи или в настоящий момент находятся в предбрачных отношениях. Так же у девушек выше показатель в категории учебной деятельности. Это говорит о том, что девушки больше внимания уделяют образованию, чем юноши. В категории – учебная деятельность, чаще всего встречаются ответы, отражающие окончание колледжа и получение диплома, страх отчисления из учебного заведения, а так же достижение близкой цели, как отличное окончание сессии. Стоит отметить, что самый низкий показатель и у юношей, и у девушек по критериям: желание обладать материальными ценностями, профессиональная деятельность и саморазвитие. Но у девушек данные критерии немного выше. То есть, они задумываются и строят планы на дальнейшую профессиональную деятельность, при этом в этой же группе выявлена такая черта, как стремление к саморазвитию, к развитию своих качеств, черт, умений.

Таким образом, результаты в  группах юношей и девушек отличаются несущественно. На первом месте у юношей – неклассифицируемые и экзистенциальные мотивы, на последнем – профессиональная деятельность и саморазвитие. У девушек в на первом месте – экзистенциональные мотивы, а на последнем материальные ценности.

Показатели по временному коду были получены следующие.

Ж – жизнь;

О – период обучения;

Г – перспективы на ближайший  год;

В – период взрослости;

ОН – открытое настоящее, желание обладать качествами, умениями

Рисунок 2. Временной код у юношей и девушек

 

Большинство испытуемых, как юноши (70%), так и девушки (61%) отдали предпочтение мотивационным объектам, которые относятся ко всему периоду предстоящей жизни. При этом открытое настоящее у юношей и у девушек почти одинаково (13%, 12%). Различны показатели социальной жизни периода обучения между девушками (11%) и юношами (5%). От 5% до 6% девушек и юношей ставят цели на ближайший год. Период взрослости представлен у 9% девушек и 6% юношей.

Качественный анализ полученных результатов позволил выявить такие  особенности: большинство юношей и девушек во временном коде используют категорию периода социальной жизни субъекта и в меньшей степени периода календарного времени. Процент суждений принадлежит «открытому настоящему» - выражено стремление к самовоспитанию, познанию себя, стремление стать «человеком», выразить себя, свою индивидуальность. Мысли о собственном здоровье, одиночестве, обеспеченной жизни сочетаются у юношей с нежеланием задумываться о ближних целях будущего, либо только присутствует далекая перспектива (например, стать генеральным директором, слетать в космос). Современные девушки в большей степени ориентированы на создание собственной семьи. Временному коду периода обучения придают большее значение девушки, чем юноши, но и те и другие оценивают период обучения как важный на настоящий момент, но при этом стремятся приблизить время окончания учебы.

Таким образом, результаты как  у юношей, так и у девушек  имеют в большей мере сходства, чем различия. Преобладающим временным  отрезком является то, что нельзя локализовать или происходит в течение всей жизни.

Для определения взаимосвязи  типа мотивации и временной перспективы  полученные результаты по методикам  исследовании мы занесли в сводную  таблицу №2.

 

Временная перспектива у юношей и девушек (%)                       Таблица 2

 

Группы испыту-

Емых

«Незаконченные предложения» Ж. Ньюттен

«Жизненный путь» И.Л. Соломин

Содержание мотивов

Временной код

протяженность

плотность

связность

Устремленность

в будущее

T

U

C

R

P

R3

R2

SR

Ж

О

Г

В

ОН

Юноши

28

33

6

11

6

9

4

3

70

5

6

6

13

21

29

39

39

Девушки

30

16

14

12

4

14

5

5

61

11

7

9

2

33

36

42

58


 

Таким образом, у испытуемых юношей и девушек доминирующими показателями являются: социальная жизнь человека (детство, взрослость, старость), устремленность в будущее и экзистенциональные ценности. Существенные различия между юношами и девушками наблюдаются в следующих критериях: по содержанию мотивов – неклассифицируемые ответы, контакт с другими людьми и учебная деятельность; по временному коду – в периоде обучения и в открытом настоящем; по временной перспективе – устремленность в будущее.

Мы предполагаем, что выявленные особенности временной перспективы  в представленных группах необходимо рассматривать с точки зрения деятельностного подхода в психологии. Только в том случае, когда основные деятельности (обучение, общение, труд), включающиеся в жизненный цикл задаются смыслообразующими мотивами, делают жизнь подлинно живой и творческой. Только при анализе мотивации и учете гендерных особенностей мы можем рассматривать стороны развития психической жизни человека и его деятельность.

Информация о работе Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте