Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. по мнению специалистов, чуть ли не половина детей страдают так называемой гиперактивностью, не только в нашей стране, но и во всем мире их количество неуклонно возрастает.
Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя.
Содержание
1. Введение
1. Понятие гиперактивность
2. История изучения детской гиперактивности
3. Возникновение гиперактивности
4. Возрастная специфика
5. Диагностика гиперактивности
6. Причины гиперактивности
7. Работа с родителями гиперактивного ребенка
8. Работа с гиперактивными детьми
9. Роль педагога в коррекции поведения детей 10. Заключение
11. Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра профессионального педагогического
образования и социального управления
Контрольная работа по курсу
«Диагностическая и развивающая работа практического психолога»
Тема: «Гиперактивные дети»
специальность 050703 – Дошкольная педагогика и психология
Содержание
1. Введение
1. Понятие гиперактивность
2. История изучения детской гиперактивности
3. Возникновение гиперактивности
4. Возрастная специфика
5. Диагностика гиперактивности
6. Причины гиперактивности
7. Работа с родителями гиперактивного ребенка
8. Работа с гиперактивными детьми
9. Роль педагога в коррекции поведения детей
11. Список литературы
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. по мнению специалистов, чуть ли не половина детей страдают так называемой гиперактивностью, не только в нашей стране, но и во всем мире их количество неуклонно возрастает.
Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности. Такому
В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и в зрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальный образ жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.
Понятие гиперактивность
В переводе с латинского языка активный значит деятельностный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) – микроорганические повреждения головного мозга.
Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гиперактивны
Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
История изучения детской гиперактивности
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.
В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы. По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности.
Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Возникновение гиперактивности
Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. На сегодняшний день среди факторов, влияющих на возникновение гиперактивности, выделяют:
1. Генетические (наследственная предрасположенность);
2. Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
3. Особенности протекания беременности – влияние вредных факторов на развитие малыша (гипоксия плода, курение мамы, наркомания прием ею токсических препаратов во время беременности, неблагоприятная экология);
4. Социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания);
5. Черепно-мозговая травма – столь частые в детстве падения могут нарушить «тонкие настройки» мозга малыша;
6. Неправильное питание ребенка – чем больше в нем искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов и т. д., тем вероятнее появление химического дисбаланса в нервной системе.
Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений.
Бытует мнение о том, что гиперактивность является следствием родительских ошибок в воспитании. Но, на самом деле, это особенность нервной системы ребенка, которая на медицинском языке называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Но все это пока учеными не доказано.
Возрастная специфика
Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Но большинство исследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Пик проявления гиперактивности приходится на 6 – 7 лет, затем идет постепенный спад, т.е. к 14-15 годам проявления гиперактивности сглаживаются. По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5 %: среди мальчиков – 22 %, среди девочек – около 10 %. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания (гиперактивности): чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения могут наблюдаться и у взрослых.
Диагностика гиперактивности
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим ищут контакта с психологом. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперктивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, колотился головой в кровати, у него все время текли слюнки.
При диагностике гиперактивности ребенка психолог предлагает родителям и педагогам разработанный Всемирным Обществом Здравоохранения список симптомов гиперактивности.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников)
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не
связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Много болтает.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или специально острых ощущений не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
чрезмерная двигательная активность; импульсивность; отвлекаемость, невнимательность.
Диагноз считается правомерным, если наличествует по меньшей мере восемь из всех симптомов, так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик. Что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и, будущей или настоящей учебной деятельности. Если ребенок действительно признается гиперактивным, для того, чтобы разработать коррекционные меры, психологу необходимо выяснить возможные причины гиперактивного поведения ребенка.
Причины гиперактивности
Причинами возникновения гиперактивности могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, внутриутробное кислородное голодание, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком впервые месяцы жизни, и т. д.