Гипотезы: сущность, классификация, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:48, курсовая работа

Описание

Роль гипотез в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь к ученым, указывал, что лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой. В чем же заключается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

Работа состоит из  1 файл

263834_08D09_gipoteza_v_sociologicheskom_issledovanii_sushnost_klassifika.docx

— 40.31 Кб (Скачать документ)

     В методологии поощряется выдвижение не только всевозможных следствий из одной гипотезы, но также создание альтернативных гипотез. Выдвинув предположение о том, что уровень образования у мужчин, вступающих в брак, в целом выше, чем у женщин, социолог может сформулировать противоположную гипотезу: в семьях, где возраст каждого из супругов не превышает 25 лет, их образование одинаково. Проверить данную гипотезу легко. Можно даже не проводить самостоятельного исследования, а запросить в банке данных сведения по подвыборке семей, где возраст мужа и жены не превышает 25 лет. Если она подтвердилась, то первая гипотеза, выступавшая базовой, опровергнута, но только в том случае, когда речь идет о группе молодых семей. Однако на этом дело не кончается. Перейдя от группы молодых семей к группе семей со стажем, социолог строит специальную подвыборку тех, кому за 25, и выясняет, как распределяется образование между супругами в тот период, когда один отслужил в армии, отучился в вузе, а теперь делает блестящую профессиональную карьеру, параллельно повышая образование, а другая, закончив вуз, ушла в декрет или занялась исключительно домашним хозяйством. <Здесь начинается отрыв образования мужей от образования жен. Нетрудно построить таблицу для подвыборки семей с большим стажем и посмотреть на частотное распределение. И в том, и в другом случаях мы <очистили> научный вывод от влияния возраста. Базовая гипотеза не опровер-гнута целиком, но зато область ее подтверждения существенно ограничена>1.

     Вслед за возрастом <очищается> влияние  и других переменных, для чего социолог задает себе вопросы такого рода: не влияет ли на разность в образовании  мужа и жены (базовая гипотеза): а) количество детей, б) количество повторных  браков и т.д. Сравнив подвыборку одиноких и замужних женщин, социолог может установить, что одиночки потому и одиноки, что предпочли экономическую  независимость и профессиональную карьеру семейному счастью и  материальной заботе мужа. Если наиболее активные женщины, подверженные влиянию  ценностей современного феминизма, уходят из семьи в науку или  коммерцию, получая порой более  высокое образование, чем мужчины, то кто тогда <выпадает в осадок>? Кто остается в семье - менее образованные, более покладистые, предпочитающие ущемить собственные карьерные  устремления ради успехов мужа? Если это так, то первая гипотеза получает дополнительное подтверждение. Более  того, она усиливается, ибо теперь уже очевидно, что мужчины сознательно  предпочитают выбирать в супруги  ориентированных на семью, а не на карьеру женщин.

     Нет ничего страшного в том, что в  своей программе социолог выдвигает  множество самых разных гипотез  и к каждой дает альтернативу. Часто  социологи засчитывают себе чуть ли не поражение, когда не подтверждаются их гипотезы. Они думают, что не состоялись как профессионалы или что  никуда не годится сформулированная теория. В своей программе им приходится сочинять только те гипотезы, которые  подтвердятся наверняка. Это самообман, если не сказать ловушка. На самом  деле плохо, если все до одной гипотезы подтвердились. Значит им не подготовлены альтернативы и гипотезы-следствия. Профессионализм заключается не в выдвижении заведомо правильных гипотез, а в создании как можно большего их числа. Выдвинуть множество гипотез  означает поставить перед реальностью  множество интересных, часто интригующих, вопросов, а уж как она ответит  на них, вас не должно тревожить.

     Когда все это выясняется, социолог получает довольно полную картину социальной реальности и надежно работающую теорию. Она выросла из древа гипотез, одни из которых родились в самом  начале, а другие появлялись позже, по мере роста научного знания и  продвижения в глубь вещей.  

  Классификация гипотез 

  Гипотезы  бывают рабочими, каузальными (причинно-следственными) и описательными, абстрактными и  конкретными, количественными и  качественными, статистическими, нулевыми и т.д.

  По  содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

     Описательные  гипотезы — предположения о фактическом  состоянии (структуре) объекта, его  функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и  эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь  конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся  статистической информации (в органах  МВД) можно установить, какая часть  обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости  не имеет. Выдвижение этого типа гипотез  позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.

     Объяснительные  гипотезы относятся к уровню аналитических  исследований, представляют собой предположения  о причинно-следственных связях в  изучаемом объекте. На основании  объяснительных гипотез делаются попытки  раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных  в результате подтверждения описательных гипотез.

     Любое явление или событие, имеющее  для социолога исследовательскую  значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной системе, поэтому оно может проявляться  как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать  не только объяснительные, но и прогностические  гипотезы, отражающие еще один, более  высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют  отразить множество явлений, выявить  некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки  конкретных целей и задач и  представляет ценность для конструирования  статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Например, в рассматриваемом нами вопросе влияния семьи на преступное поведение подростков мы можем спрогнозировать  рост ожидаемой преступности в обществе и изменения, происходящие в современных  семьях, имеющих несовершеннолетних преступников. Гипотеза в этом случае имеет не только внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое значение, так  как способствует некоторому научному вкладу в изучаемое направление.

     Проверка  объективности прогностической  гипотезы по вполне понятным временным  причинам происходит на более поздних  этапах социального развития общества. Поэтому в выводах конкретного  исследования она остается лишь гипотезой  и часто недооценивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтверждение  гипотез дает описание того, что  давно известно. Если строго подходить  к этому моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет  смысл, так как наблюдаемые в  социальной жизни, но не осмысленные  наукой явления или процессы для  ученых практически не существуют.

В качестве социального  факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды); всевозможные взаимосвязи  и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее  не изученных явлений или процессов  также является задачей науки, в  том числе социологии.

     Одной из наиболее распространенных классификаций  гипотез является их деление на общие (абстрактные) и конкретные. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные термины. К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Не подтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.

     Какая гипотеза - абстрактная или конкретная - имеет для науки наибольшую ценность? На первый взгляд, разумеется, конкретная. Однако беспредельно повышать степень конкретности гипотезы нельзя, иначе она теряет свою объяснительную силу. Гипотеза должна предполагать тенденцию, а не факты. Между фактами и теорией, общим и единичным конкретным гипотеза занимает промежуточное место. Можно сформулировать, например, такую гипотезу: богатые воруют чаще, чем бедные. Но ее трудно доказать эмпирически. Можно поступить иначе и предположить: богатые воруют на 15% чаще зажиточных и на 30% чаще бедных. Но и такую гипотезу доказать практически невозможно. Она соблазнительна своей конкретностью, но очень высок риск того, что полученные данные будут не 15 и 30%, а 28 и 60%, 5 и 12% и т.д. Чрезмерно конкретное предположение вообще не является гипотезой, но лишь суждением о том, как в том или ином случае распределятся проценты. Для науки они не представляют никакой пользы. Наука стремится к обобщениям.

     Конкретность  и количество в цифрах - вещи разные. Гипотезы должны быть конкретными, но не обязательно <оцифрованными>. Гипотезу с цифрами опровергнуть легко, а  значит ее научная ценность очень  низкая. Гипотеза должна быть достаточно обобщенной, чтобы стать конкретной, хотя может быть, заказчик добивается от социолога цифровых формулировок, например, типа: <Если в цехе № 5 условия  труда ухудшаются на 15%, то вероятность  возникновения конфликтов возрастает на 50%>. Конкретные гипотезы представляют собой высокую ценность для науки, но их очень трудно подтвердить.

     Абстрактные гипотезы распространяются на все явления. Если социолог предполагает, что в повторный брак вступают чаще мужчины, имеющие высшее образование и неудовлетворенные своим браком по нравственным соображениям, то, в случае ее подтверждения, сферу действия получившегося теоретического утверждения (в сильном варианте - закономерности) нельзя распространять на всех женатых мужчин. Социологи, особенно начинающие, часто забывают об этом, неправомерно расширяя сферу компетенции своих гипотез и теорий. В результате последние теряют не только объяснительные, но и предсказательные способности. Другой пример приводит Г.С.Батыгин: американскими социологами проверялось предположение, что авторитарный тип лидерства в малых группах менее эффективен для выполнения совместной работы, чем демократический. Эта гипотеза проверялась на студентах колледжей, в научных коллективах, на производстве. В армейских подразделениях гипотеза о меньшей эффективности авторитарного типа лидерства не подтверждается, демократический стиль лидерства также неэффективен в молодежных бандах и политических партиях1.

     Если  вы выдвигаете тривиальную гипотезу типа <Все люди смертны>, то и бояться  нечего: она непременно подтвердится. Но никакой научной ценности она  не представляет. Гипотеза должна быть смелой, рискованной, оригинальной. Такой, которая заглядывает в неизвестное  и в результате приносит вам новое  знание. Если любому человеку на уровне здравого смысла известно, что богачи инвестируют больше, чем бедняки, то и закладывать подобную гипотезу в свое исследование не стоит. Она  подтвердится, но ее подтверждение  будет означать научную несостоятельность  социолога. Но если здравый смысл  вам шепчет: богачи чаще инвестируют, - а практика показывает, что российские богачи уводят свои капиталы за рубеж, то первоначальная гипотеза уже не выглядит столь очевидной. Ее стоит  проверить, но в сопровождение дать 3-5 других гипотез, описывающих причины  ухода капитала за рубеж и способы  его закрепления на родине. Вот  тогда и только тогда ваша теория примет законченную форму.  

  Характеристики  гипотез 

  Конкретность  гипотезы - это характеристика ее места между двумя представленными уровнями суждений: суждениями, оперирующими высокими философскими абстракциями, и единичным суждением о единственном событии. Ученые считают, что при прочих равных условиях предпочтительнее гипотеза, охватывающая более широкую совокупность объектов. Чем выше уровень обобщения гипотезы, тем ценнее она для науки. Однако пропорционально уровню обобщения гипотезы возрастает трудоемкость исследования и снижается достоверность вывода.

  Для того чтобы расширить степень обобщения гипотезы - <авторитарный тип лидерства в малых группах менее эффективен для выполнения совместной работы, чем демократический>, социологу необходимо провести исследование не только в вузах, научных институтах и на предприятиях, но также в армейских подразделениях, бандформированиях и политических партиях. Обычно расширение гипотезы проводится в виде осторожного распространения полученной закономерности на родственные социальные группы. Скажем, установив зависимость выбора формы досуга от материального положения респондента на изучении студентов, а затем осторожно (оговаривая, что установленная закономерность может быть распространена с определенной долей вероятности на другие слои населения) можно распространить ее на более широкую общность, скажем, на <учащихся> или <молодежь>. Если же без всяких оговорок распространить обнаруженную зависимость еще и на пенсионеров, то с большой долей вероятности данное утверждение может оказаться ложным.

Информация о работе Гипотезы: сущность, классификация, характеристика