Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:11, курсовая работа
Целью исследования является анализ больших групп в социальной психологии.
Задачи:
Определить структуры большой группы.
Определить классификация больших групп.
Исследовать межличностные отношения в больших группах.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Структуры большой группы……………………………………………4
1.1. Сущность психологии больших социальных групп……………………….4
1.2. Классификация больших групп……………………………………………..8
Глава 2. Анализ больших групп в социальной психологии…………………10
2.1. Динамические процессы в большой группе………………………………10
2.2. Основные направления исследования больших групп…………………19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………...............27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структуры
большой группы…………………………………………
1.2. Классификация
больших групп……………………………………………
Глава 2. Анализ больших групп в социальной психологии…………………10
2.1. Динамические процессы в большой группе………………………………10
2.2. Основные направления исследования больших групп…………………19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….......
Актуальность обусловлена. Во-первых, большая группа - это общее усложнение общественной жизни, вызванное усиливающейся дифференциацией видов человеческой деятельности. Роль больших групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни и т.д.
Во-вторых, актуальность исследования связана со стремительными изменениями российской ментальности. Усложнением в связи с этим жизни людей в больших городах; тем, что на первый план все чаще выступают именно социально-психологические проблемы, на которые вынуждены обращать внимание представители смежных служб и отраслей знаний. А также недостаточным вниманием к проблемам большого города со стороны отечественной социальной психологии.
Степень разработанности проблемы. Проблема большой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Теоретической базой исследования являются работы Андреевой Г.М.,1 Петровского А.В.,2 и других исследователей, проанализировавших процессы формирования и развития больших групп.
Объектом исследования являются большие группы в социальной психологии.
Предметом исследования является закономерности общения в больших группах.
Целью исследования является анализ больших групп в социальной психологии.
Задачи:
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Структуры большой группы
1.1.Сущность психологии больших социальных групп
Большой социальной группой называют такую совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей объединенных друг с другом по определенным социально-демографическим признакам , например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т.д.
Большие социальные группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Большинство участников этих групп не имеют между собой определенных отношений. В основном даже не подозревают о существовании друг друга, могут проживать на значительном расстоянии друг от друга, проживая в разных регионах или даже в разных государствах, но их объединяет , к примеру, возраст, профессия, образование или вера.
У социальных объединений. Называемых большими социальными группами, нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей цели или совместной деятельности. С точки зрения классификации социальных групп, они представляют собой номинальные группы, выделяемые лишь для конкретных исследовательских целей. Такие группы принято назвать массами людей, имея ввиду низкий уровень организованности.
Общепринятым
в социальной психологии
В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичным по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием. В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.
По времени существования разделяются
длительно существующие большие группы
(классы, партии) и коротко существующие
(митинги, аудитории, толпа). По характеру
организованности-
Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения.
Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной. В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три.
Первый этап — типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. Примером такого уровня социальной группы являются предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каждый из предпринимателей занимался своим делом, осуществлял специфический вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила по тем же механизмам взаимодействия, что и со всеми остальными людьми.
Второй этап развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.
Третий этап развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. На общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России.
Этот этап развития социальных групп Г. Г. Дилигснский называет этапом солидарности. Этот этап социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных социальных процессов, событий, явлении. Он представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.
1.2.Классификация больших групп
В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др.
К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.
Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.
Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.
Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.
2.Анализ больших групп в социальной психологии
2.1. Динамические процессы в большой группе
В группах протекают следующие динамические процессы:
♦ давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;
♦ формирование социальных
и распределение групповых
♦ изменение активности членов группы: возможны феномены фасилитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и ингибиции (торможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди);
♦ изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нормы);
♦ групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое индивидуально);
♦ подчинение авторитету в
сочетании с феноменом
Социальная фасилитация проявляется в том, что присутствие других возбуждает, и это усиливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, например, велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. При сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, присутствие людей и возникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению деятельности, к ингибиции.