Гуманистический психоанализ как этическое мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:08, реферат

Описание

Я считаю, что данная тема довольно актуальна в наше время, так как современному обществу нужно обращать больше внимания на гуманитарные, социальные и культурные факторы, а также принимать непосредственное участие в построении «здорового общества», которое может сложиться лишь тогда, когда каждый человек является важной частичкой всего целого, когда у каждого индивидуума сложится этическое мировоззрение.
В данной работе я ставлю три основные и важные задачи:
 Раскрыть сущность гуманистического психоанализа Фромма
 Привести те аспекты гуманистического психоанализа, которые бы могли найти отражение в формировании общества. Отразить социальный характер.
 Как этическое мировоззрение влияет на отношения человека к обществу, в котором он существует.
Цель: Раскрыть и показать взаимосвязь и взаимообусловленность
между гуманистическим психоанализом и этическим мировоззрением.

Содержание

1.Введение (Актуальности выбранной темы, цель работы, задачи работы) Стр.3
2.Основная часть: Стр. 4-
 Глава 1: Сущность и основополагающие аспекты гуманистического психоанализа Фромма. Стрр.4–10
А) Телесно-духовная целостность природы человека
Б) Экзистенциальные дихотомии.
В) Любовь: единение человека с миром
Г) Совесть и разум
 Глава 2: Социальный характер. Стр. 11-13
А) Продукт межличностного взаимодействия
Б) Типизация социальных характеров.
Глава 3:Патологическое и здоровое общество Стр. 14-18
А) Критерии общественного здоровья
Б) Причины возникновения общественной патологии
В) В каком направлении изменять человека и общество
3.Заключение (Итог, выводы) Стр.18
4.Глоссарий. Стр.19-20
5.Список использованной литературы. Стр.21

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)


Реферат по предмету Человек и его потребности.

 

На тему: Гуманистический психоанализ как этическое мировоззрение.

 

 

 

 

Проверил:

Выполнила: студентка 2-ого курса БАТиП

Факультета туризма

Специальность СКСиТ

Котенко Юлия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

 

2007 год.

Содержание.

 

 

1.Введение (Актуальности выбранной темы, цель работы, задачи работы) Стр.3

2.Основная часть: Стр. 4-

      Глава 1: Сущность и основополагающие аспекты гуманистического психоанализа Фромма. Стрр.4–10

А) Телесно-духовная целостность природы человека

Б) Экзистенциальные дихотомии.

 

     В) Любовь: единение человека с миром

 

      Г) Совесть и разум

 

      Глава 2: Социальный характер. Стр. 11-13

А) Продукт межличностного взаимодействия

Б) Типизация социальных характеров.

Глава 3:Патологическое и здоровое общество Стр. 14-18

А) Критерии общественного здоровья

Б) Причины возникновения общественной патологии

В) В каком направлении изменять человека и общество

 

3.Заключение (Итог, выводы)  Стр.18

4.Глоссарий. Стр.19-20

5.Список использованной литературы. Стр.21

 

 

 

 

Введение.

 

 

Эрих Фромм – немецко-американский психолог, социолог и философ, внёс огромный вклад в развитие гуманистического психоанализа. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего века. Идеи его, нашли воплощение во множестве произведений, а также нашли отражение во многих философских учениях, таких как экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология. Значительна его лепта и  в развитии современной этики.

Именно  тему гуманистического психоанализа как этического мировоззрения

я бы хотела рассмотреть в данной работе.

 

Я считаю, что данная тема довольно актуальна в наше время, так как современному обществу нужно обращать больше внимания на гуманитарные, социальные и культурные факторы, а также принимать  непосредственное участие в построении «здорового общества», которое может сложиться лишь тогда, когда каждый человек является важной частичкой всего целого, когда у каждого индивидуума  сложится этическое мировоззрение.

В данной работе я ставлю три основные и важные задачи:

                 Раскрыть сущность гуманистического психоанализа Фромма

                 Привести те аспекты гуманистического психоанализа, которые бы могли найти отражение в формировании общества. Отразить социальный характер.

                 Как этическое мировоззрение влияет на отношения человека к обществу, в котором он существует.

 

Цель: Раскрыть и показать взаимосвязь и взаимообусловленность

между гуманистическим психоанализом и этическим мировоззрением.

 

Глава 1.Сущность и основополагающие аспекты гуманистического психоанализа Фромма.

 

 

1.      Телесно-духовная целостность природы человека:

Своё теоретическое новаторство в развитии социального психоанализа Э.

Фромм обозначил термином гуманистический психоанализ. Тем самым он

подчеркивает свою преемственность со многими идеями З. Фрейда о наличии

биоиррационального в человеческой жизни. Однако социолог категорически не согласился с фрейдистскими постулатами о детерминированности

деструктивности только инстинктивными влечениями, об относительном

постоянстве количества деструктивности в человеческой природе, на чем, как известно, строились утверждения, будто инстинкты смерти предопределяют определенный уровень агрессивности и разрушительности людей в обществе.

На основе исследования многочисленных эмпирических данных деструктивных действий индивидов (совокупности числа самоубийств и убийств на 100 тыс. человек взрослого населения) в различных странах Европы и США ученый обнаружил, что совокупный показатель таких действий - величина не постоянная, а колеблющаяся, её крайние значения разнятся почти в 10 раз. Эти и другие данные побудили Фромма переосмыслить существовавшие трактовки человеческой природы. Социолог отверг как фрейдовский бионатурализм, так и социологические теории, исходившие из изначальной "доброты" человека, который "являет собой как бы чистый лист бумаги, на котором общество и культура наносят свои письмена".

Главный постулат Фромма - рассматривать человека в его телесно-

духовной целостности. По мнению социолога, "идеальная модель" цели

человека - быть самим собой, а условие достижение этой цели - быть

человеком для себя, развертывание человеком своих сил согласно его природе.

 

 

2.      Экзистенциальные дихотомии.

 

Пытаясь преодолеть ограниченности биологического и социального

подходов к человеку, Фромм предложил видение человеческой сущности как

структуры фундаментальных противоречий, названных им

"экзистенциальными дихотомиями". Основная экзистенциональная дихотомия- дихотомия жизни и смерти. Человек является частью природы, он – животное и тем самым подчиняется законам природы; вместе с тем он вышел за пределы собственно природного мира благодаря возникновению у него самосознания, разума, воображения. Тело человека заставляет его хотеть жить, а разум позволяет ему предвидеть собственный конец, что обрекает человека на двойственное, противоречивое существование. "Человек – единственное животное,- пишет Фромм, - для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе". Необходимость вновь и вновь разрешать противоречия своего существования, находить более высокие формы единства с природой, с другими людьми и самим собой - вот источник всех душевных сил, движущих человеком, источник его страстей, которые уходят корнями в целостную структуру человеческого бытия.

Если Фрейд считал, что либидо является основной силой, движущей человеческими желаниями, то Фромм исходит из того, что наиболее мощные

силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в

социокультурных условиях его существования. В то время как тело требует

удовлетворение животных потребностей, разум и совесть ориентируют

человека на стандартизированную систему культурных образцов, которые есть в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности. В разных культурах они могут быть специфическими. Но их общей основой для всего человеческого рода является необходимость единения, приобщения к деятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с прошлыми и будущими поколениями.

Даже при полном удовлетворении биологических потребностей человек не

удовлетворен. Более того, в противоположность животному с этого момента у человека начинаются самые непреодолимые проблемы - он стремится к власти или к любви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических идеалов рискует собственной жизнью.

На экзистенциональные дихотомии каждый индивид дает свой ответ,

ищет свой путь сопричастности с другими людьми, с миром в целом. Человек

может вообще отрицать эту дихотомию путем обращения к религии - христианская вера приписывает душе бессмертие, отрицая тем самым факт, что человеческая жизнь кончается смертью. Он может обратиться к идеологиям, которые также стремятся примирить или отрицать данную дихотомию. Например, в советское время господствующая идеология утверждала, что смысл жизни в социальных обязанностях индивида перед государством и коллективом, именно им подчинены развитие свободы и счастье человека. Фромм отмечает несколько типичных возможных ориентаций по разрешению дисгармонии человеческого существования. Так, человек может попытаться приобщиться к миру, подчиняясь отдельной личности, социальной группе, организации, Богу. Сопричастности человек может достичь и при помощи власти над миром, посредством господства над другими людьми.

Есть только одно решение проблемы: человек должен принять на себя

ответственность за самого себя. Только полагаясь на собственные силы, он

может придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя.

Другой экзистенциональной дихотомией, по Фромму, является

укорененность в противовес кровосмешению. Социолог считал, что в человеке идет борьба, с одной стороны, между глубоким и сильным стремлением не разрывать природные узы, прежде всего не покидать сферу материнской защиты, а с другой - поиском новых человеческих корней. Функции укорененности и безопасности, которые дает связь с матерью, у взрослого человека начинают выполнять семья, род, коллектив, нация, государство, церковь и тем самым реализуется потребность в помощи и сердечном тепле.

Как известно, эту потребность Фрейд объяснял сексуальным влечением

ребенка к матери и его особым отношением к отцу, выражавшимся в

подчинении и бунте, что в итоге вело к формированию моральных принципов и совести отцовского типа. Фромм же полагал, что существует совесть не только отцовского, но и материнского типа. Причем по мере взросления человека его совесть становится все более независимой от этих изначальных образов.

Однако не всякий человек может освободиться от уз крови и земли.

Освобожденный от традиционных связей, напуганный свободой, человек может прибегнуть к новому идолопоклонству. Наиболее ярко, считает социолог, это выражается в национализме и расизме, в культе государства и вождей. Человек, как правило, не осознавая того, начинает судить о членах своего клана и "чужаках", исходя из разных критериев. Фромм замечает: "Все, кто не относится к числу "своих" по узам крови и земле (выраженным в общности языка, обычаев, пищи, песен и т.д.) вызывают подозрение, и достаточно малейшего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда. Такая кровосмесительная фиксация отравляет отношение индивида не только к чужим, но и к членам его собственного клана, к самому себе. Человек, не освободившийся от уз крови и земли, не родился ещё в полной мере как человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена".

 

Любовь: единение человека с миром

 

По Фромму, существует лишь один путь единения человека с миром,

который позволяет ему сохранять и развивать свою индивидуальность, быть

самим собой и для себя - любовь. "Любовь - это объединение с кем-либо или

чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и

целостности своего собственного "Я". Это переживание причастности и

общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю

активность. Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает

потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную значимость".

Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в

самых различных сферах жизни. В области мышления она выражается в

разумном постижении мира; в области действия - в созидательном труде; в

области чувств - в единении в другим человеком, со всеми людьми или

природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.

 

Совесть и разум

 

Фромм различал авторитарную и гуманистическую совесть. В первом

случае ценностные суждения становятся нормами совести, потому что они

узаконены авторитетом и при этом они могут быть противными человеческой природе (так, в советский период критерии добра и зла были продиктованы авторитетом "вождей": кто верил в авторитет Сталина, считал, что он поступает по совести). Гуманистическая совесть – выражение целостности человека, требующее от нас жить плодотворно, развивать полное функционирование личности.

Фромм считает, что прозябание или успех зависят от самого человека.

Дело в том, что природа человека способна к изменениям, поддается

гуманизации, и современный человек в принципе способен обрести новую,

очеловеченную форму, тем самым, став человеком для себя. Хотя и в этом случае человеку придется столкнуться с экзистенциональной дихотомией и делать выбор между потребностями в реализации чувства тождественности и

возможностью стадного конформизма.

В развитии человеческого рода степень осознания человеком самого себя

как активного субъекта своих сил зависит от того, насколько продвинулся

процесс индивидуализации. Развитие западной культуры, казалось, шло по

этому пути. Однако, как полагает Фромм, "для большинства людей

индивидуализм оказался всего лишь фасадом, за которым скрывалась

неспособность достичь индивидуального чувства самотождественности",

которое служит источником наиболее сильных стремлений и действий людей.

Чувство тождественности все больше и больше смещается к конформизму, к

чувству безусловной принадлежности к толпе. В этом случае характер действий людей становится совсем иным. Индивиды отказываются от любви, лишаются свободы, жертвуют собственными мыслями ради достижения общественного положения, ради принадлежности к стаду и обретения сходства с остальными.

Такие действия Фромм относит к рассудочным, понимая под рассудком

способность манипулировать миром вещей при помощи мышления.

Рассудочным действиям ученый противопоставляет интеллектуально

ориентированные действия, которые основываются на разуме - способности

человека мысленно постигать мир. "Разум - это способность человека

мысленно постигать мир, в противоположность рассудку, представляющему

собой способность манипулировать миром вещей при помощи мышления.

Разум - инструмент человека для достижения истины, рассудок - инструмент

для более успешного обращения с миром; первый - человечен по своей сути,

второй принадлежит к животному в человеке".

Поскольку человек обладает как разумом, так и телом, в своих действиях

ему приходится реагировать на дихотомию своего существования не только

мышлением, но всеми процессами жизнедеятельности, в том числе и чувствами.

Благодаря этому человек реализует ещё одну свою потребность - потребность в системе ориентации, которая может существовать на двух уровнях. Первый уровень предполагает потребность в какой-нибудь системе ориентации, независимо от того, истинна она или ложна. На втором уровне потребность состоит в объективном постижении мира с помощью разума.

Итак, по Фромму, все великие человеческие страсти - жажда власти,

тщеславие, любовь, братство, стремление созидать или разрушать,

Информация о работе Гуманистический психоанализ как этическое мировоззрение