Гуманистический психоанализ как этическое мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:08, реферат

Описание

Я считаю, что данная тема довольно актуальна в наше время, так как современному обществу нужно обращать больше внимания на гуманитарные, социальные и культурные факторы, а также принимать непосредственное участие в построении «здорового общества», которое может сложиться лишь тогда, когда каждый человек является важной частичкой всего целого, когда у каждого индивидуума сложится этическое мировоззрение.
В данной работе я ставлю три основные и важные задачи:
 Раскрыть сущность гуманистического психоанализа Фромма
 Привести те аспекты гуманистического психоанализа, которые бы могли найти отражение в формировании общества. Отразить социальный характер.
 Как этическое мировоззрение влияет на отношения человека к обществу, в котором он существует.
Цель: Раскрыть и показать взаимосвязь и взаимообусловленность
между гуманистическим психоанализом и этическим мировоззрением.

Содержание

1.Введение (Актуальности выбранной темы, цель работы, задачи работы) Стр.3
2.Основная часть: Стр. 4-
 Глава 1: Сущность и основополагающие аспекты гуманистического психоанализа Фромма. Стрр.4–10
А) Телесно-духовная целостность природы человека
Б) Экзистенциальные дихотомии.
В) Любовь: единение человека с миром
Г) Совесть и разум
 Глава 2: Социальный характер. Стр. 11-13
А) Продукт межличностного взаимодействия
Б) Типизация социальных характеров.
Глава 3:Патологическое и здоровое общество Стр. 14-18
А) Критерии общественного здоровья
Б) Причины возникновения общественной патологии
В) В каком направлении изменять человека и общество
3.Заключение (Итог, выводы) Стр.18
4.Глоссарий. Стр.19-20
5.Список использованной литературы. Стр.21

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

соответствующие им действия - вытекают из базовых собственно человеческих потребностей: потребности в сопричастности с себе подобными, преодолении ограниченности собственного существования, в чувстве укорененности и ощущении тождественности, в системе ориентации. Основу этих потребностей составляет не физиология, не различные фазы развития либидо, как следует из фрейдовской теории, а практическая жизнь человека, его деятельность и взаимодействие с другими людьми и природой.

С позиций гуманистического психоанализа человек для себя - это тот, кто

в практическом взаимодействии с людьми и природой живет по любви и

разуму, способен творить, обладает чувством тождественности, основанном на ощущении себя субъектом и носителем собственных сил, стремится постичь с помощью разума внутренние и внешние реальности внутри и вне нас самих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2:Социальный характер

 

 

Продукт межличностного взаимодействия, детерминированный

культурой

Фромма интересуют не абстрактные качества абстрактных людей, не

единичные добродетели или пороки, а типичные черты, которые соотносят

человека с собственно человеческим и природным миром. Под понятием

социальный характер Фромм подразумевает то общее для большинства

представителей одной и той же культуры, что образует относительно

стабильную систему неинстинктивных стремлений, ориентаций, установок, которая функционирует так, как того требуют общественные структуры в данный исторический момент.

Теория Фромма опирается на фрейдовскую характерологию в следующих

пунктах: черты характера конституируют силы, которые личность может не

осознавать; признается, что сущность характера строится не на единичном его свойстве, а является целостной структурой, из которой вытекает некое

множество единичных свойств. Однако Фромм отверг представление, будто

сексуальное влечение является источником энергии характера, и полагал, что его основу составляют процессы взаимоотношения людей другом с другом и их отношением к вещам. Характер - это продукт межличностного

взаимодействия, он также детерминирован социокультурной структурой

общества.

Назначение социального характера состоит в организации энергии членов

общества таким образом, чтобы их поведение определялось не сознательным

решением следовать социально заданному образцу, а желанием поступить

так, как они должны, испытывая при этом удовлетворение от действий,

соответствующих требованиям культуры. Формируя и направляя

человеческую энергию, социальный характер обеспечивает непрерывную

деятельность конкретного общества. Так, например, социальный характер

современного общества направляет энергию людей на весьма организованный труд, который предполагает дисциплинированность, пунктуальность и т.д. Если бы каждый человек, занятый трудовой деятельностью, ежедневно сознательно принимал решения, что он хочет работать, исполнять все предписанные при этом требования, то подобное сознательное обдумывание деятельности привело бы к значительному числу исключений, чем это допустимо для функционирования предприятия и общества в целом. Для большинства представителей современной культуры необходимость быть на уровне требований высоко организованного труда превращена во внутреннее, неосознанное стремление к такому поведению.

Социальный характер как ядро индивидуальных характеров множества

индивидов формируется в процессе приобщения индивидов к материальным и духовным ценностям. На него оказывают влияние особенности

производственной деятельности, религиозные и политические идеи. Через

социальный характер новому поколению от предыдущего передаются разум и любовь, равно как враждебность и беспокойство. Пока объективные условия образа жизни и жизненная практика остаются относительно неизменными, социальный характер играет главным образом стабилизирующую роль в обществе. Однако, как подчеркивает Фромм, если изменяются внешние экономические или идеологические условия, если они перестают соответствовать традиционному социальному характеру, то он превращается в дезинтегрирующий общество элемент.

Типизация социальных характеров

Фромм предлагает разграничивать социальные характеры плодотворной и неплодотворной ориентации. Разумеется, ведя речь об их "идеальных типах" - характер конкретной личности может сочетать несколько ориентаций при доминировании одной из них. Под характером плодотворной ориентации он имеет в виду способность человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нем возможности, подразумевая, что человек должен быть свободен и независим от кого-то, кто контролирует его силы. Говоря о характере неплодотворной ориентации, Фромм выделяет следующие его подвиды: рецептивная ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем); эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне доминирующая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Патологическое и здоровое общество

 

Критерии общественного здоровья

Фромм считает, что главным критерием здорового общества является его приспособленность к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые, в конечном счете, будут побуждать к изменению общества. Фромм не принял фрейдовский постулат о неизбежности конфликта между обществом и природой человека, который фактически означал защиту современного общества.                          Здоровому обществу социолог противопоставляет не просто "нездоровое" общество, а общество патологическое, безумное. Общей чертой патологических обществ является отсутствие веры в разумные, творческие действия людей, которая была замещена верой в идолов - вождя, государство, "отечество". В противоположность патологическому здоровое общество, как "модель идеального типа", предполагает самоценность человека - ни один человек не является средством для достижения целей другого человека. Более того, никто не использует себя в целях, не способствующих раскрытию человеческих возможностей. Экономическая и политическая деятельность подчинены собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек – активный и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием – рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу, одежде человека. Словом, здоровое общество адекватно потребностям человека.

 

Причины возникновения общественной патологии

Фромм не согласен со взглядами Фрейда, который полагал, что общественная патология возникает при особо сильном подавлении либидонозных влечений, при вытеснении иррациональных страстей – если конфликт с либидо не может разрешиться нормально, то возникают симптомы неврозов, которые в тяжелых случаях перерастают в патологию. По его мнению, это односторонний подход к проблеме. С точки зрения гуманистического психоанализа, причины возникновения социальной патологии кроются в вытесненных потребностях в продуктивности, что приводит к неспособности выработать такой социальный характер, который был бы ориентирован на реализацию творческих сил человека, на внутреннее единение человека с другими людьми. Вместо этого фундаментальной посылкой патологического общества становится неограниченное потребление как цель жизни, жажда обладания, которые неизбежно воспроизводит эгоизм и алчность. Жажда обладания ведет к социальной напряженности и конфликтам. Зачастую возникновение патологического общества начинается с того, что экономические или политические программы, декларирующие самые гуманные цели, не учитывают собственно человеческий фактор и вступают в конфликт с потребностями человеческой природы.

В каком направлении изменять человека и общество

Фромм высказывает некоторые практические соображения по движению к здоровому обществу и социальному характеру продуктивной ориентации. Для этого, как минимум, необходимо осознать причины болезни общества и, конечно же, начать практические шаги к изменению ситуации во всех сферах жизни. Производственная сфера должна быть организована таким образом, чтобы человек мог принимать участие в управлении и принятии решений. Владение собственностью на средства производства принципиального значение не имеет. Главное состоит в том, что трудовая деятельность имеет смысл для человека: он знает, что делает, влияет на то, что делает, чувствует себя в единстве со своими коллегами по работе. Кроме того, необходимо переориентировать основную мотивацию с материального обогащения на духовное удовлетворение. Целью является не господство над природой, а господство над техникой и иррациональными социальными силами. "Наша задача - создать здоровую экономику для здоровых людей". В сфере политики необходимо пассивную демократию (будь то "народная демократия" или "централизованная демократия") заменить активной демократией участия - истинно разумные решения не могут приниматься путем массового голосования, ибо у современного отчужденного индивида есть мнения и предрассудки, но нет убеждений, есть симпатии и антипатии, но нет воли. Поэтому проработка жизненно важных вопросов должна происходить в малых группах, что предполагает личный контакт и затрудняет иррациональное воздействие на сознание людей. В культурной сфере нет надобности создавать новые духовные цели. Скорее, необходимо реализовать уже созданные великими гуманистическими учениями ценности, которые способствуют развитию разума, совести и братской солидарности. А вот систему образования переделать надо, ибо она вносит в социальный характер такие черты, которые, прежде всего, требуются на рынке личностей - конкурентоспособность и конформизм. Учитель считает ученика хорошим, если он послушен, не доставляет хлопот. Соответственно, предприниматель считает работника хорошим, если тот приносит ему максимальную пользу. Акцент же в образовании должен быть сделан на включение в социальный характер способности к критическому мышлению, воображению, самосознанию, созидательной активности, коллективному творчеству. Руководящими принципами человека должны стать разум и совесть, свобода быть самим собой. Для достижения критического мышления и эмоциональной независимости, считает Фромм, следует запретить все методы "промывания мозгов", которые используются в промышленной рекламе и политической пропаганде, создающие атмосферу полузабытья – человек одновременно верит и не верит происходящему, теряет ощущение реальности. Есть ли реальные шансы движения к здоровому обществу? С точки зрения конформизма, таких возможностей нет. Однако социолог оптимистично смотрит в будущее, отмечая веру в человеческий разум, добрую волю и здравомыслие. Фромм утверждает, что лишь установка на плодотворность должна превратить "разумный шанс", каким бы малым он ни был, в "реальную возможность". Прообразом будущего, по его мнению, может стать здоровое общество, в котором на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, а роботизм будет заменен гуманистическим духом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Таким образом, можно говорить о том, что гуманистический психоанализ может выступать в качестве этического мировоззрения человека, т. к:

                  Во-первых, именно разум и совесть каждого индивидуума ориентирует человека  на стандартизованную систему культурных образцов, которые и составляют человеческие потребности.

                  Во - вторых, только тогда, когда человек находится в согласии с самим собой, он может привносить полноценную лепту в общество, развитие социальных и культурных ценностей. Следовательно, если общество будет оказывать помощь человеку, чтобы он чувствовал в себя комфортно, то такое общество станет действительно «здоровым обществом».

                  В-третьих, рассматривая человека и его внутренние мотивы как высшую ценность, можно прогнозировать, как поведёт себя человек в той или иной ситуации, какие возникнут у него потребности на тот или иной момент.

 

С моей точки зрения гуманистический анализ как этическое мировоззрение уже существует во многих странах Запада, таких как Англия, Франция, Германия и.т.д. Мы можем наблюдать, какое в этих странах существует отношение к человеку, а также к его потребностям и нуждам, чаще всего они выдвигаются на первое место, за счёт чего, человеку становится очень просто решать все свои проблемы.

Я думаю, что было бы интересно понаблюдать за тем, что бы произошло (за процессом и результатами), если бы власти и в нашей стране провели такую политику.

 

Глоссарий

 

1)МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Информация о работе Гуманистический психоанализ как этическое мировоззрение