Характеристика дошкольного детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:02, доклад

Описание

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

Работа состоит из  1 файл

Тема 23.псих.docx

— 43.22 Кб (Скачать документ)

Тема 23. Характеристика дошкольного детства

1.1.Социальная  ситуация развития в дошкольном  возрасте

 

В дошкольном возрасте интересы ребенка  перемещаются от мира предметов к  миру взрослых людей. Ребенок впервые  психологически выходит за рамки  семьи, за пределы окружения близких  людей. Взрослый начинает выступать  не только как конкретное лицо, но и  как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

 

Классическая психологическая  ситуация, складывающаяся в конце  раннего детства, - феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать  самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком  сложен, и, прямое, непосредственное участие  ребенка в большинстве видов  труда, учитывая реальный уровень его  развития, невозможно.

 

Противоречие разрешается в  особом типе деятельности дошкольника - в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно  носит символический характер. В  сюжетно-ролевой игре, характерной  для дошкольного детства, ребенок  берет на себя роль другого (чаще всего  взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Психолог М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную.

 

В первой половине дошкольного возраста (3 - 5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками».

 

Эти вопросы чрезвычайно разнообразны и охватывают практически все  области знаний о мире, природе  и обществе. Все, что ребенок слышит от взрослого и что видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которых  укладывается наш непосредственный и сложный мир. Ведущий для  этой формы мотив общения - познавательный. Взрослый начинает выступать перед  ребенком в новом качестве - как  источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и  ответить на вопросы. А поскольку  в ходе «теоретического сотрудничества»  обсуждаются темы, непосредственно  не связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает  внеситуативный характер.

 

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Очень важной для них становится оценка взрослого; любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с познавательными мотивами демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших детей многие остаются на уровне ситуативно-деловой форы общения). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характеры познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

 

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает соответствовать интересам детей; их больше привлекают события, происходящие среди людей.

 

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного  возраста - внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4 - 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако в отличие от младенческого возраста взрослый выступает для ребенка как конкретный человек и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о самом себе (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

 

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному  вниманию и уважению взрослого, но и  к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь бщности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Что касается средств общения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.

 

Социальная ситуация развития дошкольника  не ограничивается его контактами с  окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни  и в сознании дошкольника появляется еще один - идеальный взрослый.

 

Он идеален, во-первых, потому, что  существует только в сознании ребенка  как идея, а не как конкретный реальный человек; а во-вторых, потому, что воплощает в себе совершенный  образ какой-либо общественной функции: взрослый - папа, доктор, продавец, шофер  и т.д. Причем этот идеальный взрослый не только представляется или мыслится ребенком, но и становится мотивом его действий. Дошкольник хочет быть таким как идеальный взрослый. Его главная потребность - быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе со взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей.

 

Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения  с другими детьми становятся не менее  значимыми для ребенка, чем его  взаимоотношения со взрослыми.

 

Итак, социальная ситуация развития ребенка  в дошкольном возрасте усложняется  и дифференцируется. Взрослый человек  остается центром жизни ребенка, но отношения с ним существенно  меняются. Если в раннем возрасте социальная ситуация определялась исключительно  отношениями ребенка с его  близкими взрослыми, то начиная с  дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким  социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с  реальными близкими взрослыми приобретает  внеситуативный характер и побуждается новыми потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками.

 

1.1.2. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социаль-ное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком. При этом социальная ситуация развития оказывается относительно стабильной на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых развивается ребенок. Но поскольку сам ребенок изменяется, приобретая новые качества, меняется его отношение к социальной ситуации развития и к процессу взаимодействия со взрослым – от принятия к полному отрицанию.

 

А. Н. Леонтьев, определяя социальную ситуацию развития, предложил характеризовать  базовое отношение между ребенком и его окружением через деятельность. По мнению А. Н. Леонтьева, существует ведущая  деятельность, то есть деятельность, которая  оказывает решающее влияние на развитие психики в конкретном возрастном периоде. В младенческом возрасте в  качестве ведущей деятельности выступает  общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном – учебная деятельность.

Благодаря исследованиям А. Н. Леонтьева  социальная ситуация развития ребенка-дошкольника  стала связываться с игровой  деятельностью. Другими словами, дошкольник воспринимает социальное окружение  через игру, которая раскрывает ребенку  смысл человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Особая роль в освоении ребенком социальных отношений  отводится сюжетно-ролевой игре – особой форме познания дейст вительности. Она возникает в силу того, что ребенок способен представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. Однако возможности ребенка ограничены, и его желание подражать взрослым еще не может быть воплощено в реальности. Данное противоречие разрешается посредством сюжетно-ролевой игры. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо, чтобы ребенок умел использовать предметы-заместители, которые позволяют моделировать социальные действия взрослых на доступном для дошкольника материале. В игре ребенок становится врачом, военным и т. д. Он присваивает те социальные мотивы, которые характеризуют поведение взрослых (врач – тот, кто лечит людей, военный – тот, кто защищает, и т. д.). При этом дошкольник сохраняет собственную инициативу и приобретает опыт реального социального партнерского отношения с участниками игры.

 

1.1.3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте – «человек-человек», т.е. для ребенка орпеделяются нормы человеческих взаимоотношений.

 

Социальная ситуация развития - это  своеобразное сочетание того, что  сформировалось в психике ребенка  и тех отношений, которые устанавливаются  у ребенка с социальной средой.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка  от взрослого, что создает предпосылки  для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы  своего семейного круга и установленных  отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии  реально участвовать в жизни  взрослых.

Возраст трех лет – граница, которую  преодолевает каждый ребенок, чтобы  стать дошкольником. Он является одним  из самых важных моментов в его  развитии. Хоть и не всегда, но именно в этом возрасте ребенок становится капризным, вредным и упрямым.

Это можно объяснить тем, что  наступил у ребенка кризис трех лет, то есть происходит перестройка всей его психической жизни. Он старается  показать себя в ведущей предметно-практической деятельности, становится более чутким и ранимым к тому, как оценивают  его успехи в деятельности взрослые, у него складывается чувство собственного «Я».

 Обострение течения кризиса  может спровоцировать, если окружающие  ребенка взрослые не замечают  или не хотят замечать изменения,  которые происходят с ребенком, а также часто задевают его  самолюбие всевозможными упреками. Ограничение его активности вместе  с пониженной невнимательностью  к его интересам и желаниям, также может отрицательно сказаться  на воспитании ребенка и усугубить  его несговорчивость, упрямство. 

Дети остро переживают пренебрежительное  отношение взрослых к своим поступкам  или проявлению инициативы. Также  возникает потребность гордиться  своими успехами, то есть дети хотят  быть равноправными со взрослыми во всех делах, если же успехов мало, а взрослые указывают ребенку на его ошибки и не хотят замечать его успехи в делах, то ребенок придумывает эти успехи себе сам, то есть развивается хвастовство. Но хвастовство не всегда следует пресекать, необходимо доброжелательно относиться к действиям ребенка, тактично указывая на промахи, а так же оценивать его самого в целом позитивно.

Данное противоречие разрешается  в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая  позволяет смоделировать жизнь  взрослых и действовать в ней.

 

1.2. Особенности  общения детей со взрослыми и сверстниками

1.2а Особенности  общения детей со взрослым

 

1.2б Особенности  общения детей со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка  все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего  возраста потребность в общении  со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет  ребенок точно знает, что ему  нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Информация о работе Характеристика дошкольного детства