Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:02, доклад
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
безуспешные попытки повторить его правильно.
Чистота звуков к 6 годам - один из важнейших показателей школьной зрелости.
3. Осознание звукового и
Так же сложно дошкольнику воспринимать в речи отдельные слова, определить, сколько слов в короткой фразе «Мама принесла землянику». На вопрос, какое слово первое, они отвечают: «Мама принесла землянику».
Специальные занятия и овладение чтением превращает речь в объект познания, что необходимо для обучения в школе.
4. Развитие функций речи. Ребенок
не только усваивает речь, но
и учится пользоваться ею. Прежде
всего, речь выступает как
Наряду с функцией общения, речь принимает функцию средства мышления. В раннем детстве речь и мышление сопровождают практические действия ребенка. При этом слова как будто никому не адресованы, они обозначают действия и их результаты, обращение к игрушкам. «Топ - топ, топ - топ, бух! Упала!» Ж. Пиаже назвал такую речь эгоцентрической, как выражение эгоцентрической позиции ребенка. Л. С. Выготский характеризовал ее как думание вслух. В дошкольном детстве эгоцентрическая речь сокращается и переходит во внутреннюю речь. В ее содержании все меньше констатации сделанного, а больше планирования действий. Планирующая функция речи - важный показатель речевого развития дошкольника.
Таким образом, развитие речи - сложный
процесс усвоения словарного и звукового
состава и грамматического
Речевое влияние взрослых позволяет корректировать и развивать все познавательные процессы дошкольника: направлять внимание, уточнять восприятие и запоминание, строить рассуждения и отделять воображаемое от реального. Многие психологи считают развитие речи ведущей линией психического развития ребенка23. Однако преобладание речевых форм общения, заучивание стихов и текстов не должно затормаживать детские виды деятельности (игру, конструирование, рисование), иначе ребенок становится похожим на маленького рассудительного старичка.
Можно ли охарактеризовать общие особенности познавательного развития ребенка? В каждом познавательном процессе заметно усложнение, совершенствование способов познания. От беглого взгляда на предмет ребенок переходит к детализированному восприятию -рассматриванию, выделению деталей, сопоставлению с принятыми эталонами, называнию словом. В мышлении он уже не приписывает неодушевленным предметам какие-то намерения или действия, а пытается выяснить их свойства и причинную связь. И запоминает не отдельные яркие образы, а последовательность событий, целые сказки и развернутые стихотворения. Он очень любит сочинять, но воображаемое и реальное уже не смешиваются в его сознании. Он свободно владеет речью, осознает ее особенности и использует речь не только для общения с другими, но и для регуляции собственного поведения, может сосредоточивать внимание и выполнять инструкцию взрослого.
Сложные способы познания выработаны прежними поколениями и усвоены ребенком в общении со взрослым как носителем социального опыта. Но именно в дошкольном возрасте, к концу этого периода ребенок начинает их использовать самостоятельно, в активной познавательной деятельности.
4. Развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы и самосознания у дошкольника
Развитие мотивационной сферы тесно связано с эмоциями. Симпатии, интерес к миру взрослых вызывает мотив делать, как взрослые, добиваться их расположения. Этот мотив порождает многие поступки детей и формирует игровую деятельность. В игре ребенок чувствует себя взрослым. Вместе с этим формируется мотив заслужить признание сверстников. Дети очень огорчаются, если их не принимают в игру, однако у них еще не всегда получается изменить свое поведение под влиянием критики товарищей. В процессе общения складывается мотив самолюбия, самоутверждения.
Он может проявляться в
капризах, упрямстве, вздорности, претензиях
на главные роли. Но этот же
мотив проявляется в здоровой
состязательности, стремлении сделать
лучше других (пробежать, нарисовать,
предложить игру и т. д.). В
этом случае ребенок проявляет
максимальную активность. Развить
социально принятые формы
Познавательная активность ребенка
связана с мотивом
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
У детей наблюдаются недостаточно
сформированные умения распознавать и
описывать свои эмоции, а также
выражать свое эмоциональное состояние
социально приемлемым способом. Из-за
этого возникают конфликты
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений
Задачами же являются:
Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
Изучение социально-
Ознакомление детей с
Подбор средств коррекции
Эмоции – особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний,
ощущений приятного или неприятного,
отношения человека к миру и людям,
процесс и результат его
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием “настроение”.
Дошкольное детство – очень
короткий отрезок в жизни человека,
всего первые семь лет. Но оно имеет
непреходящее значение. В этот период
развитие идет как никогда бурно
и стремительно. Маленький ребенок
не умеет управлять эмоциями. Его
чувства быстро возникают и так
же быстро исчезают. С развитием
эмоциональной сферы у
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:
1. Эмоции и чувства формируются
в процессе общения ребенка
со сверстниками. При недостаточных
эмоциональных контактах может
быть задержка эмоционального
развития, которая может сохраниться
на всю жизнь. Воспитатель
В семье ребенок имеет
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки) (см. Приложение 2. Сценарий осеннего утренника “В гостях у Барбоса”).
3. Эмоции и чувства очень
4. В процессе выполнения
Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Способы поведения, которые мы, естественно,
демонстрируем ребенку в
Ко второму вопросу добавить:
Режиссёрская игра, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игры с правилами, творческие игры, сюжет и содержание
5 вопрос. найти и дописать
вопрос интеллектуальная готовность , личностная , познавательная и эмоционально-волевая готовность