Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:
во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.
Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы
Вариант 2.
Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности
Изложение
данной темы требует развёрнутого ответа
на вопрос, связанный с общей
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Содержание
Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы
Цель данной работы: характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности.
Актуальность
данной тематики обусловлена тем, что
каждая наука имеет свой предмет
и соответствующие ему методы
исследования. Однако, независимо от того,
в какой области ведется
Юридическая психология - самостоятельная научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Она может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.
Основа системного подхода - исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный метод позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимодействия.
Методология
этой дисциплины отличается тем, что
личность изучается в динамике правонарушения,
в процессе его реконструкции
по материалам следственного и судебного
дела.
Понятие общенаучной методологии
В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:
Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и операций.
1.
Наблюдение - целенаправленное пассивное
изучение предметов,
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.
2.
Эксперимент - активное и целенаправленное
вмешательство в протекание
Основные
особенности эксперимента: а) более
активное (чем при наблюдении) отношение
к объекту исследования, вплоть до
его изменения и
3.
Сравнение - познавательная операция,
выявляющая сходство или
Сравнение
является основой такого логического
приема, как аналогия, и служит исходным
пунктом сравнительно-
4.
Описание - познавательная операция,
состоящая в фиксировании
5.
Измерение - совокупность действий,
выполняемых при помощи
Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.
1.
Формализация - отображение содержательного
знания в знаково-
Главное
в процессе формализации состоит
в том, что над формулами
2. Аксиоматический метод - способ
построения научной теории, при
котором в ее основу кладутся
некоторые исходные положения
- аксиомы (постулаты), из которых
все остальные утверждения
3.
Гипотетико-дедуктивный метод - метод
научного познания, сущность которого
заключается в создании
Общая
структура гипотетико-
а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:
б)
выдвижение догадки (гипотезы, предположения)
о причинах и закономерностях
данных явлений с помощью
в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;
г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;
д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.
4.
Восхождение от абстрактного
к конкретному - метод теоретического
исследования и изложения,
Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. Во-вторых, разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы - их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).
2.
Абстрагирование - процесс мысленного
отвлечения от ряда свойств
и отношений изучаемого