Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа

Описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:
во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.

Содержание

Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология.Вариант 3.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)

     3. Обобщение - процесс установления  общих свойств и признаков  предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены  любые признаки (абстрактно-общее)  или существенные (конкретно-общее,  закон).

     4. Идеализация - мыслительная процедура,  связанная с образованием абстрактных  (идеализированных) объектов, принципиально  не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно  черное тело» и т.п.). Данные  объекты не есть «чистые фикции»,  а весьма сложное и очень  опосредованное выражение реальных  процессов. Они представляют собой  некоторые предельные случаи  последних, служат средством их  анализа и построения теоретических  представлений о них.

     5. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению  в выводах) и дедукция - восхождение  процесса познания от общего  к единичному. Это противоположные,  взаимно дополняющие ходы мысли.  Поскольку опыт всегда бесконечен  и неполон, то индуктивные выводы  всегда имеют проблематичный (вероятностный)  характер. Индуктивные обобщения  обычно рассматривают как опытные  истины (эмпирические законы).

     6. Аналогия (соответствие, сходство) - установление  сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между  нетождественными объектами.

     7. Моделирование - метод исследования  определенных объектов путем  воспроизведения их характеристик  на другом объекте - модели, которая  представляет собой аналог того  или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала  модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно  существовать известное подобие  (сходство).

     8. Системный подход - совокупность  общенаучных методологических принципов  (требований), в основе которых  лежит рассмотрение объектов  как систем.

     9. Структурно-функциональный (структурный)  метод строится на основе выделения  в целостных системах их структуры  - совокупности устойчивых отношений  и взаимосвязей между ее элементами  и их роли (функций) относительно  друг друга.

     10. Вероятностно-статистические методы  основаны на учете действия  множества случайных факторов, которые  характеризуются устойчивой частотой.

       Возможности использования  методов психологии  в правоохранительной  деятельности

1 Классификация методов

 

     Юридическая психология широко использует различные  методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных  закономерностей. Эти методы можно  классифицировать как по целям, так  и по способам исследования.

     По  целям исследования методы судебной психологии делятся на следующие  три группы.

     Методы  научного исследования.

     С их помощью изучают психологические  закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также  разрабатывают научно обоснованные рекомендации для практики - борьбы с преступностью и ее предупреждения.

     Методы  психологического воздействия  на личность.

     Эти методы применяют должностные лица, ведущие борьбу с преступностью. Диапазон применения этих методов ограничен  рамками уголовно-процессуального  законодательства и этики. Они направлены на достижение следующих целей: предупреждение преступной деятельности, раскрытие  преступления и выявление его  причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в  нормальной социальной среде.

     Методы  судебно-психологической  экспертизы.

     Целью их является наиболее полное и объективное  исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или  судебных органов.

     Основные  методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:

  • метод психологического анализа материалов уголовного дела;
  • анамнестический (биографический) метод;
  • методы наблюдения и естественного эксперимента;
  • инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

     От  правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный  уровень каждой конкретной экспертизы.Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.

     Одним из методологических принципов организации  и проведения СПЭ является использование  метода реконструкции психологических  процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию  преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

     Некоторые авторы выделяют три этапа формирования антиобщественного поступка: а) формирование личности с антиобщественной ориентацией; б) формирование у субъекта конкретного  решения относительно совершения антиобщественного  поступка; в) реализация этого решения, включая совершение поступка и его  вредные последствия. Перед экспертом-психологом стоит задача выделения психологических  детерминант на каждом этапе. Принятие решения рассматривается как  процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации и мотивов поведения  с особенностями объективной  внешней ситуации, в которой он должен действовать.

     В проблеме личностной обусловленности  решений относительно совершения антиобщественного  поступка главным является вопрос о  том, какую роль играют индивидуальные свойства психики и регулируют ли они процесс принятия решения. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих  выйти из затруднения, и эти приемы можно рассматривать как форму  адаптации.

     Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической  защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Среди защитных механизмов выделяются такие, как фантазии, рационализации, проекции, отрицание реальности, вытеснение и др. Могут наблюдаться более  сложные формы защитных реакций, проявляющиеся в симулятивном и  диссимулятивном поведении. Механизмы  психологической защиты связаны  с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей.

     Особенности психологической защиты определяются индивидуально-психологическими и  возрастными характеристиками.

     Важной  стороной продуктивного исследования личности является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и  неэкспериментальных методов.

     К специфическим методам юридической  психологии относится психологический  анализ уголовного дела. Особенно продуктивным является здесь исследование проблемы принятия решения (этим занимаются криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др.).

     К особенностям юридической психологии в частности, относятся особые, исключительные условия и обстоятельства, в которых  находится исследуемая личность: потерпевший, преступник, свидетель-очевидец. Эти условия (криминогенная ситуация, криминальная ситуация, следственная ситуация и т. д.), в которых действует  личность, «обнажают» такие ее структуры  и качества, которые в условиях обычного исследования либо очень трудноуловимы, либо вообще не видны.

     Актуальным  для юридической психологии является метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему  исследованию личности, в особенности  сферы подсознания.

     Психоаналитическая  модель предполагает рассмотрение и  понимание внутренней динамики психической  жизни субъекта: борьбы между различными осознанными и неосознанными  потребностями и мотивами его  поведения, требованиями реальности, а  также анализ его психологических  защит, характера и типичных проявлений сопротивления и др.

     Целями  психоанализа являются: интеграция сознательных и бессознательных компонентов  психики; индивидуация как процесс  духовного созревания; осознание  детерминирующих мотивов своего поведения; осознание собственных внутренних ресурсов, дарований, возможностей; развитие зрелых отношений (забота, ответственность); принятие ответственности за свое поведение; улучшение условий жизни других людей; развитие функций Эго; развитие автономности; развитие Самости; продуктивное бытие, деятельность, отношения, разделение внутренней и внешней реальности; интеграция прошлого и настоящего опыта; прояснение места своего «Я» среди других; признание ценности процесса отношений с собой и миром; достижение идентичности; преодоление изоляции; формирование базового доверия, компетентности, интимности; интеграция Эго; подчеркивание уникальности каждого индивидуума; пробуждение социального интереса; осознание и формирование стиля жизни. Психоанализ получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении, степени социальной запущенности и др.

2.2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет  и интервью

Применительно к способам исследования судебная психология располагает методами наблюдения, эксперимента, анкетным методом и методом интервью.

2.1 Метод наблюдения

     Основная  ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. При этом для получения объективных  результатов необходимо соблюдать  ряд условий: заранее определить, какие закономерности нас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде  изучаемых лиц. Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые  изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов  наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь  запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В некоторых случаях полезно применить фото- и киносъемку.

2.2 Метод эксперимента

Использование данного метода выявляет зависимость  особенностей психических процессов  от действующих на испытуемого внешних  стимулов. Эксперимент строится таким  образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в первую очередь  в том, что при наблюдении исследователь  должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с  помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический  процесс. В практике судебно-психологических  исследований получили распространение  лабораторный и естественный эксперименты.

     Лабораторный  эксперимент распространен в  основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической  экспертизы.

     К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования  техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также различия в протекании психических процессов в лабораторных условиях и в обычных. Эти недостатки преодолеваются при использовании  метода естественного эксперимента. В первую очередь это относится  к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств  потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется  приглашать для участия в проведении следственных экспериментов специалиста-психолога.

Информация о работе Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности