Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:
во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.
Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы
3.
Обобщение - процесс установления
общих свойств и признаков
предмета, тесно связано с
4.
Идеализация - мыслительная процедура,
связанная с образованием
5.
Индукция - движение мысли от единичного
(опыта, фактов) к общему (их обобщению
в выводах) и дедукция - восхождение
процесса познания от общего
к единичному. Это противоположные,
взаимно дополняющие ходы
6. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
7.
Моделирование - метод исследования
определенных объектов путем
воспроизведения их
8.
Системный подход - совокупность
общенаучных методологических
9.
Структурно-функциональный (структурный)
метод строится на основе
10.
Вероятностно-статистические
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.
По целям исследования методы судебной психологии делятся на следующие три группы.
Методы научного исследования.
С
их помощью изучают
Методы психологического воздействия на личность.
Эти
методы применяют должностные лица,
ведущие борьбу с преступностью.
Диапазон применения этих методов ограничен
рамками уголовно-
Методы судебно-психологической экспертизы.
Целью их является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.
Основные методы, применяемые по способам судебно-психологического исследования, следующие:
От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы.Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.
Одним
из методологических принципов организации
и проведения СПЭ является использование
метода реконструкции психологических
процессов и состояний
Некоторые авторы выделяют три этапа формирования антиобщественного поступка: а) формирование личности с антиобщественной ориентацией; б) формирование у субъекта конкретного решения относительно совершения антиобщественного поступка; в) реализация этого решения, включая совершение поступка и его вредные последствия. Перед экспертом-психологом стоит задача выделения психологических детерминант на каждом этапе. Принятие решения рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации и мотивов поведения с особенностями объективной внешней ситуации, в которой он должен действовать.
В проблеме личностной обусловленности решений относительно совершения антиобщественного поступка главным является вопрос о том, какую роль играют индивидуальные свойства психики и регулируют ли они процесс принятия решения. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих выйти из затруднения, и эти приемы можно рассматривать как форму адаптации.
Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Среди защитных механизмов выделяются такие, как фантазии, рационализации, проекции, отрицание реальности, вытеснение и др. Могут наблюдаться более сложные формы защитных реакций, проявляющиеся в симулятивном и диссимулятивном поведении. Механизмы психологической защиты связаны с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей.
Особенности психологической защиты определяются индивидуально-психологическими и возрастными характеристиками.
Важной стороной продуктивного исследования личности является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и неэкспериментальных методов.
К
специфическим методам
К
особенностям юридической психологии
в частности, относятся особые, исключительные
условия и обстоятельства, в которых
находится исследуемая
Актуальным
для юридической психологии является
метод психоанализа, который способствует
более глубокому и
Психоаналитическая модель предполагает рассмотрение и понимание внутренней динамики психической жизни субъекта: борьбы между различными осознанными и неосознанными потребностями и мотивами его поведения, требованиями реальности, а также анализ его психологических защит, характера и типичных проявлений сопротивления и др.
Целями психоанализа являются: интеграция сознательных и бессознательных компонентов психики; индивидуация как процесс духовного созревания; осознание детерминирующих мотивов своего поведения; осознание собственных внутренних ресурсов, дарований, возможностей; развитие зрелых отношений (забота, ответственность); принятие ответственности за свое поведение; улучшение условий жизни других людей; развитие функций Эго; развитие автономности; развитие Самости; продуктивное бытие, деятельность, отношения, разделение внутренней и внешней реальности; интеграция прошлого и настоящего опыта; прояснение места своего «Я» среди других; признание ценности процесса отношений с собой и миром; достижение идентичности; преодоление изоляции; формирование базового доверия, компетентности, интимности; интеграция Эго; подчеркивание уникальности каждого индивидуума; пробуждение социального интереса; осознание и формирование стиля жизни. Психоанализ получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении, степени социальной запущенности и др.
Применительно к способам исследования судебная психология располагает методами наблюдения, эксперимента, анкетным методом и методом интервью.
Основная
ценность его заключается в том,
что в процессе исследования не нарушается
обычный ход деятельности человека.
При этом для получения объективных
результатов необходимо соблюдать
ряд условий: заранее определить,
какие закономерности нас интересуют,
составить программу
Использование
данного метода выявляет зависимость
особенностей психических процессов
от действующих на испытуемого внешних
стимулов. Эксперимент строится таким
образом, чтобы внешняя стимуляция
изменялась по строго определенной программе.
Отличие эксперимента от наблюдения
заключается в первую очередь
в том, что при наблюдении исследователь
должен ожидать наступления того
или иного психического явления,
а при эксперименте он может с
помощью изменения внешней
Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.
К
недостаткам лабораторного