Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа

Описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:
во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии, во взаимосвязи с окружающей средой и другими системами;
во-вторых, научное исследование должно быть объективным - это означает, что исследователь должен стремиться к тому, чтобы его субъективные оценки и мнения не влияли на процесс наблюдения и на процесс формулирования конечных выводов.

Содержание

Введение
Понятие общенаучной методологии
1 Методы эмпирического исследования
.2 Методы теоретического познания
3 Общелогические методы и приемы исследования
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
1 Классификация методов
2 Методы наблюдения, эксперимента, анкет и интервью
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод эксперимента
2.3 Анкетный метод
2.4 Метод интервью (беседы)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология.Вариант 3.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)

2.3 Анкетный метод

     Этот  метод характеризуется однородностью  вопросов, которые задают относительно большой группе лиц для получения  количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла (проводилось анкетирование большого количества расхитителей государственной собственности, хулиганов). Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, его профессиональной пригодности и профессиональной деформации. Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые при использовании «автомата» дали иные ответы, чем в анкетах.

     .2.4 Метод интервью (беседы)

     Этот  вспомогательный метод может  быть использован в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Такое  его применение характерно, в частности, при исследовании личности на предварительном  следствии.

     Интервью (беседу) можно применять и после  анкетных исследований, когда их результаты углубляются и дифференцируются путем собеседования. При подготовке к беседе большое внимание следует  уделять формулировке вопросов, которые  должны быть краткими, конкретными  и понятными.

     В последние годы резко возрос интерес  к использованию компьютерной психодиагностики

     системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции  позволяет достаточно глубоко проанализировать и выявить основные психологические  закономерности процесса деятельности, структуру личности, систему правовых норм и характер их взаимодействия, а также дать точное описание этого  взаимодействия с учетом всех участвующих  элементов и выделить его значимые свойства.

Заключение

     Мы  провели отбор литературы по данной тематике,рассмотрели понятие методологии,проанализировать возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности.

И в  заключение необходимо отметить, что  в последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен  объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем  или схема изучения личности может  относиться к любому объекту психологического исследования.

     Объем изучения личности:

     1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

     2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

     3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

     4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

     5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

     6. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.).

     7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается.

 

Список литературы

 
  1. Аминов  И.И. и др. Психология для юристов. Учебник. – М.: Омега, 2005.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2004.
  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
  4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб.: Речь, 2003.
  5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М., 1996.
  6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  7. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудника правоохранительных органов. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2010.
  8. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М.: Щит-М, 2003.
  9. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004.
  10. Романов В.В. Юридическая психология. – М.: ЮРИСТЪ, 2008.
  11. Сластенин В.А., Каширин В.Л. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
  12. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
  13. Экман П. Психология личности. М., 2005.

Информация о работе Характеристика основных методов психологии и возможности их использования в правоохранительной деятельности