Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:40, реферат
Поведение животных прежде всего направлено на индивидуальное и видовое самосохранение. В процессе филогенеза сформировался целый ряд врожденных рефлексов, каждый из которых выполняет свои конкретные функции и принимает участие в поддержании нормальной жизнедеятельности организма. Врожденные рефлексы генетически детерминированы, имеют готовую морфофункциональную основу и возникают при действии соответствующих адекватных стимулов.
Введение
1. Врожденная деятельность организма.
1.1 Безусловные рефлексы и их классификация
1.2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта)
1.3. Концепция драйва и драйв-рефлексы
2. Механизм образования условного рефлекса.
2.1. Функциональные основы замыкания временной связи
2.2.Доминанта и условный рефлекс
Заключение
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Северо-Казахстанский Государственный университет
им. М. Козыбаева
Реферат на тему:
«Характеристика условных и безусловных рефлексов»
Выполнили: студенты гр. ПМНО-12
Кучерова Мария
Султанкулова Снежана
г. Петропавловск,
2012
Содержание:
Введение
1. Врожденная деятельность организма.
1.1 Безусловные рефлексы и их классификация
1.2. Особенности организации
1.3. Концепция драйва и драйв-
2. Механизм образования
2.1. Функциональные основы
2.2.Доминанта и условный
Заключение
Введение
Поведение животных прежде всего направлено на индивидуальное и видовое самосохранение. В процессе филогенеза сформировался целый ряд врожденных рефлексов, каждый из которых выполняет свои конкретные функции и принимает участие в поддержании нормальной жизнедеятельности организма. Врожденные рефлексы генетически детерминированы, имеют готовую морфофункциональную основу и возникают при действии соответствующих адекватных стимулов.
Конкретные,
регулярно повторяющиеся
Различные формы врожденных реакций организма оказываются «готовыми» к проявлению по мере онтогенетического созревания центральной нервной системы, соответствующих им морфофункциональных систем и возникают при воздействии раздражителей, которые в филогенезе приобрели соответствующую им биологическую значимость. Классическим примером такого врожденного поведения является стереотипная деятельность птенца, обеспечивающая его вылупление из яйца, сопровождающаяся резким повышением уровня бодрствования и усилением мышечного тонуса. Врожденный характер носит цеплятельный рефлекс у новорожденных обезьян, благодаря которому детеныш остается подвешенным к груди матери; к 5-б-недельному возрасту цеплятельный рефлекс заменяется хватательным, имущим условнорефлекторное происхождение. Для многих врожденных рефлексов характерен феномен угасания (временный переход рефлекса в латентное состояние). Так, подъем головы у копытных при появлении тени над ней - врожденный рефлекс пищевого подкрепления, но без пищевого подкрепления он постепенно угасает. У обезьян длительно сохраняется врожденная реакция страха на высоту (хотя они никогда не встречались с высотой в индивидуальном опыте). Конкретной формой проявления этого оборонительного рефлекса является возникновение угасшего (латентного) цеплятельного рефлекса.
Исчезновение отдельных рефлексов, имеющихся у новорожденных, и появление новых реакций связано с тем, что онтогенетическое развитие нервной системы обычно происходит в направлении от заднего, каудального, низшего отдела мозга к переднему, ростральному, высшему. Центры простых врожденных рефлексов расположены в более каудальных отделах мозга, а «надстраивающиеся» и подчиняющие их центры - в более ростральных. Таким образом, врожденный рефлекс может проявляться до тех пор, пока высшие центры еще не созрели, но «исчезает», как только высшие центры начнут оказывать тормозное действие. Так, у новорожденного ребенка проявляется ряд врожденных рефлексов, например, хватательный рефлекс (плотное сжатие кисти на прикосновение или давление на ладонь), рефлекс Бабинского (выпрямление большого пальца ноги и разведение остальных при раздражении подошвы), а также при стимуляции щеки появляются рефлекторные движения головы и рта в форме поиска пищевого раздражителя. Эти двигательные рефлексы в процессе онтогенетического развития исчезают (переходят в латентное состояние), однако могут появиться вновь (и даже в старческом возрасте) при глубоких органических поражениях мозга.
С момента появления организма на свет он обладает всеми свойствами целостной системы, вступающей в непрерывные взаимоотношения с внешней средой. Продуктом такого взаимодействия является поведение. Бывшие ранее относительно автономными физиологические системы вступают в теснейшие функциональные взаимодействия друг с другом ради обеспечения целостных поведенческих актов. По мере онтогенетического развития начинают действовать закономерности, из которых на первый план выступают новые детерминирующие факторы. Стабильные рефлекторные связи при воздействии внешней среды обрастают массой условнорефлекторных связей, диапазон адаптивных возможностей расширяется.
В процессе индивидуального развития организмы усваивают, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты, и в соответствии с этим изменяют свое поведение. По каждому конкретному поводу в процессе научения формируются новые лабильные функциональные структуры. Соотношение врожденных (стабильных) и приобретенных (лабильных) механизмов функциональной деятельности организма определяет репертуар вариативности (пластичности) поведения. В реальном поведении врожденная деятельность и индивидуально приобретенные реакции не существуют изолированно, их совместная деятельность реализуется в едином поведенческом акте. Иными словами, целостное поведение включает два вида адаптационных реакций - генотипический, обусловленный генной программой, и фенотипический, обусловленный взаимодействием генотипа и условий среды, или индивидуально приобретенный, основанный на обучении.
Постоянную («жесткую») связь внешних агентов с ответной деятельностью организма обеспечивают безусловные рефлексы, а временную («пластичную», инвариантную) - условные рефлексы. Именно хроничность условных рефлексов, способность их к долговременному сохранению в памяти, а также свойство «изменчивости» (перестройки) условных рефлексов в зависимости от среды, ситуации лежит в основе индивидуального приспособления, накопления индивидуального опыта, научения, «знаний».
Физиологическую основу условного рефлекса составляет процесс замыкания временной связи. Временная (условная) связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями. Механизм памяти фиксирует эти взаимоотношения, обеспечивая их удержание и воспроизведение.
Многочисленные
исследования посвящены изучению локализации
условной связи, роли различных структур
и состояний мозга в
1. Врожденная деятельность
1.1 Безусловные рефлексы и их классификация
Безусловные
рефлексы, становление которых
Как отмечает
П. В. Симонов, определение безусловного
рефлекса как наследственного, неизменного,
реализация которого машинообразна и
независима от достижений его адаптивной
цели, обычно преувеличено. Его реализация
зависит от наличного функционального
состояния животного, соотносится с доминирующей
в данный момент потребностью. Он может
угасать или усиливаться. Под влиянием
раннего индивидуального опыта врожденные
рефлексы претерпевают значительные изменения.
Знаменитые опыты Х. Харлоу показали, как
драматично проявляется родительский
рефлекс у обезьян, изолированных в детстве
от матери, когда позднее у них появляются
собственные детеныши. Исследования Р.
Хайнда проведены в более щадящих условиях,
но и они демонстрируют, как значительны
изменения врожденных рефлексов обезьян
под влиянием раннего индивидуального
опыта. Если шестимесячный детеныш оставался
несколько дней в группе обезьян без матери,
хотя и был окружен повышенным вниманием
других самок, в его поведении обнаруживались
глубокие изменения (он чаще издавал крики
тревоги, меньше двигался, проводил время
в характерной сгорбленной позе, испытывал
страх). Когда возвращалась мать, он проводил
гораздо больше времени, держась за нее,
чем до разлуки. Прежнее ориентировочно-
В процессе
постнатального развития организма
наряду с генетически
Придавая большое значение безусловным рефлексам, составляющим фундамент высшей нервной деятельности, И. П. Павлов определил необходимость инвентаризации и классификации фонда безусловных рефлексов как задачу высшей степени важности. Им самим были выделены безусловные рефлексы, направленные на самосохранение организма, основными из которых являются пищевые, оборонительные, ориентировочные и детские безусловные рефлексы. Эти рефлексы составляют большие группы разнообразных врожденных реакций. И. П. Павлов позднее отмечал, что безусловных рефлексов великое множество. Их следует подразделять и разделять.
Попыток описания и классификации безусловных рефлексов было сделано много, и при этом пользовались различными критериями: 1) по характеру вызывающих их раздражителей; 2) по их биологической роли; 3) по порядку их следования в данном конкретном поведенческом акте.
Так, Ю. Конорский всю врожденную деятельность организма разделил по критерию их биологической роли на сохранительную и защитную. К сохранительным рефлексам отнесены рефлексы, обеспечивающие регуляцию постоянства внутренней среды организма (пищевой и дыхательный рефлексы, регуляция кровяного давления, уровня глюкозы в крови и т. д.); восстановительные рефлексы (сон); рефлексы сохранения и продолжения рода (половой рефлекс, рефлексы заботы о потомстве).
К защитным
рефлексам отнесены рефлекторные реакции,
связанные с устранением вредных агентов,
попавших на поверхность или внутрь организма
(чесательный рефлекс, акт чихания и т.
д.); рефлексы активного уничтожения или
нейтрализации вредных раздражителей,
объектов (наступательные и агрессивные
рефлексы); реакции пассивно-оборонительного
поведения (рефлекс отдергивания, рефлекс
отступления, избегания). Все защитные
рефлексы организма возникают в непредвиденных
критических обстоятельствах и направлены
на удаление всего организма или его частей
из сферы действия опасного или вредного
раздражителя. В особую группу рефлексов
выделены ориентировочный рефлекс на
новизну, реакция нацеливания на стимул
и ориентировочно-
И. П. Павлов в свое время разделил безусловные рефлексы на три группы: простые, сложные и сложнейшие безусловные рефлексы. Среди сложнейших безусловных рефлексов он выделил следующие: 1) индивидуальные - пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры; 2) видовые - половой и родительский. По мнению Павлова, первые из этих рефлексов обеспечивают индивидуальное самосохранение особи, вторые - сохранение вида.
И. П. Павлов придавал огромное значение изучению механизмов врожденных рефлексов животных. Он считал, что изучение врожденных рефлексов животных должно составлять филогенетическую основу человеческих действий, способствовать пониманию нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправлению. Эта павловская мысль получила особое развитие в работах П. В. Симонова, по мнению которого биологическое значение безусловных рефлексов не сводится исключительно к индивидуальному и видовому самосохранению. Рассматривая прогресс исторического самодвижения живой природы как диалектически противоречивое взаимодействие тенденций самосохранения и саморазвития, П. В. Симонов развивает идею, что прогрессивное развитие безусловных рефлексов составляет филогенетическую основу совершенствования потребностей (потребностно-мотивационной сферы) животных и человека. Потребности отражают избирательную зависимость организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, и служат источником активности живых существ, побуждением и целью их поведения в окружающей среде. Это означает, что в эволюционном прогрессе потребностно-мотивационной сферы отражается тенденция эволюционного генеза механизмов саморазвития. С эволюционной точки зрения каждое существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере, биосфере и социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальное освоение мира), хотя филогенетические предпосылки последнего обнаруживаются лишь у высших животных. По мнению П. В. Симонова, освоению каждой сферы среды соответствуют три разных класса рефлексов: витальные безусловные рефлексы, ролевые (зоосоциальные) рефлексы и безусловные рефлексы саморазвития.
1. Витальные
безусловные рефлексы
2. Ролевые
(зоосоциальные) безусловные
Информация о работе Характеристика условных и безусловных рефлексов