Игротерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:10, реферат

Описание

Термин «игротерапия» почти не употреблялся в отечественной теории и практике использования игры как средства психокоррекции и психотерапии, личностного, когнитивного, психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе с тем в многочисленных исследованиях психологов и педагогов дошкольного детства игра рассматривается как основная, способствующая развитию деятельность (Выготский Л. С., 1966; Запорожец А. В., 1978; Эльконин Д. Б., 1978; Леонтьев А.Н., 1983). Направленная игротерапия — эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностным

Содержание

Вступление………………………………………………………...3
Понятие и сущность игротерапии……………………………..5
Виды игротерапии……………………………………………….6
Функции игры……………………………………………………11
Особенности организации и проведения групповой
игротерапии…………………………………………………………….13
Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
и к оснащению игровой комнаты………………………………..….15
Заключение………………………

Работа состоит из  1 файл

игротерапия.docx

— 38.20 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

ФГБОУ ВПО  «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина»

 

Факультет психологии

 

 

                        «Игротерапия»

 

                                            Реферат              

 

 

 

 

 Выполнила:

 студентка 5 курса ОЗО

факультета психологии

Макашова Людмила Олеговна

 

Проверила:

Першина Наталья Анатольевна

 

 

 

Бийск-2012

Оглавление

  1. Вступление………………………………………………………...3
  2. Понятие и сущность игротерапии……………………………..5
  3. Виды игротерапии……………………………………………….6
  4. Функции игры……………………………………………………11
  5. Особенности организации и проведения групповой

 игротерапии…………………………………………………………….13

  1. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту

 и к оснащению  игровой комнаты………………………………..….15

  1. Заключение………………………………………………………..18
  2. Список литературы……………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

          Термин «игротерапия» почти не употреблялся в отечественной теории и практике использования игры как средства психокоррекции и психотерапии, личностного, когнитивного, психомоторного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе с тем в многочисленных исследованиях психологов и педагогов дошкольного детства игра рассматривается как основная, способствующая развитию деятельность (Выготский Л. С., 1966; Запорожец А. В., 1978; Эльконин Д. Б., 1978; Леонтьев А.Н., 1983). Направленная игротерапия — эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностными, когнитивными, психомоторными особенностями, психическими нарушениями различной степени выраженности, например, при дизартрии и заикании. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста с повышенной импульсивностью, непроизвольностью поведения, несформированностью мотивов учебной деятельности игровой способ взаимодействия — один из наиболее эффективных.

Игровые формы психотерапии могут применяться не только для  помощи детям дошкольного возраста, для которых этот вид деятельности считается ведущим, но также и  для подростков и взрослых. В отношении  взрослых эти методики могут строиться  по аналогии с современными методами обучения языку, основанными на погружение в различные жизненные ситуации, которое часто реализуется именно в игровой форме, сохраняющей  многие важные свойства естественной ситуации, прежде всего ее импровизационность. Игровая форма психотерапии способствует более легкому перенесению приобретенных  на логопедических занятиях навыков  речи в реальную жизнь.

Например, Е. Ю. Pay разработала  методику игровой психотерапии для  оказания психологической помощи заикающимся  дошкольникам (1992). Она предлагает конкретную форму ролевой игры, в которой  роли подбираются с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения, что позволяет  разрушить старые патологические коммуникативно-поведенческие стереотипы. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать роль героя одной из известных сказок: «Сказка о царе Салтане...», «Золотой ключик», «Золушка». С детьми подробно обсуждалась будущая роль, подробности костюма, внешности, поведения героя. При подготовке к игре тщательно отрабатывались эталоны речи. В методике детально разработаны этапы ее осуществления: подготовительный, введение в процедуру превращения, фокусирование внимания, интенсивное эмоциональное воздействие, суггестивное введение в новый ролевой образ, введение в речь и введение в суточное молчание или ограничение речи. Последний прием был направлен на закрепление опыта удачной нормативной речи в образе сказочного героя. Такая продуманность позволяет, точки зрения автора методики, значительно облегчить весь дальнейший процесс коррекции заикания у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность игротерапии.

Игротерапия – метод психотерапевтического  воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых  эти понятием, лежит признание  того, что игра оказывает сильное  влияние на развитие личности. В  современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий  на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между  участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить  себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность  игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой  коллективной игре.

Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой  требует действий, связанных с  решением вполне конкретных, часто  нестандартных задач.

        Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

        Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

       Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

        Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов — замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

       Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

        Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

        Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

        Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

      

Виды игротерапии

   Если в качестве  критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

1. Игротерапия в психоанализе. Основными целями коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии являются:

       - Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие и игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.

       - Катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.

       - Игра предоставляет две возможности для катарсиса: свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.

       - Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.

        - Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

       - Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.

      - Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.

     - Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.

 

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая  деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения  с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные  импульсы и влечения.

 

2.  Игротерапия центрированная  на клиенте.

       Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:

·     нарушение  роста "Я", отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности "Я-концепции";

·    низкая степень  самопринятия, сомнение и неуверенность  в возможностях собственного личностного  роста;

·    высокая социальная тревожность и враждебность по отношению  к окружающему миру;

·    эмоциональная  лабильность и неустойчивость.

         Цели игровой терапии, центрированной на клиенте. Когда мы говорим о целях игровой терапии, центрированной на ребенке, скорее всего имеются в виду терапевтические цели в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого отдельного ребенка.

        В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

3.  Игротерапия отреагирования.

       Это направление в развитии игровой терапии возникло в 30-е годы с появлением работы Д. Леви (1938), в которой развивалась идея терапии отреагирования, структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

       Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Информация о работе Игротерапия