Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:34, реферат
Темперамент не определяет уровня общих или специальных (например, профессиональных) способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, и наоборот: люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в другой при той же деятельности мешать ему.
Темперамент
не определяет уровня общих или специальных
(например, профессиональных) способностей.
Люди одного и того же темперамента
могут быть высоко- и малоодаренными,
и наоборот: люди различного темперамента
могут успешно работать в одной
области. Те или иные свойства темперамента
в одних обстоятельствах
Когда
требования деятельности противоречат
какому-либо свойству темперамента, то
человек выбирает такие приемы и
способы ее выполнения, которые наиболее
соответствуют его темпераменту
и помогают преодолеть влияние отрицательных
в данных условиях проявлений темперамента.
Совокупность успешных индивидуальных
приемов и способов, выработанных
человеком в процессе деятельности,
характеризует его индивидуальн
Формальными признаками индивидуального стиля деятельности являются устойчивая система приемов и способов деятельности1. Индивидуальный стиль обусловлен определенными личными качествами и выступает средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
В
узком смысле слова индивидуальный
стиль есть индивидуально-своеобразная
система поведенческих средств,
к которым сознательно или
стихийно прибегает человек в
целях наилучшего уравновешивания
своей типологически
Наиболее
общая структура
Эти особенности Е.Климов обозначил как ядро индивидуального стиля. Они обуславливают первый приспособительный эффект, который существенно определяет направленность дальнейшего приспособления к среде. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта. Поэтому возникает другая группа особенностей, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля.
Например,
на основе инертности нервной системы,
характерной для флегматиков, сама
собой возникает склонность не отрываться
от начатой работы, а значит, и
такая особенность
Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля деятельности, всегда имеются две группы:
(а)
особенности,
(б)
особенности,
Это
деление носит чисто
Если
индивидуальные особенности сотрудника
противодействуют успешному осуществлению
деятельности, то рано или поздно, стихийно
или сознательно его
Степень выраженности у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих ее выполнению, определяет возникновение и других элементов пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые доступны для успешного выполнения этой деятельности. Так, служащие инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Инертные спортсмены-фигуристы предпочитают элементы, включающие статические позы, медленные плавные движения и добиваются здесь наибольшего эффекта. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность быстро переключаться с одной ситуации на другую и находят себя в тех видах деятельности, которые требуют этих качеств.
Среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две группы:
(в)
особенности, имеющие
(г)
особенности, связанные с
Индивидуальный стиль деятельности. Чем больше особенностей относится к категориям (а), (б), (г) и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей группы (б), тем в большей степени сформирован и выражен индивидуальный стиль деятельности.
В трудовой деятельности так или иначе проявляется все многообразие человеческой психики. Однако эти проявления носят своеобразный характер, обусловленный специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также организационными задачами. Это позволяет говорить о профессионально-важных качествах индивида, среди которых выделяют психологические особенности:
— сенсорной деятельности,
— мыслительной деятельности,
— моторной деятельности,
— внимания,
— памяти,
— эмоционально-волевой сферы,
— особенности личности2.
Неповторимость
каждой личности все больше требует
от организации обоснованной программы
развивающих и формирующих
Однако
есть профессии, предъявляющие к
определенным свойствам индивида очень
высокие требования (например, требования
к выдержке и самообладанию или
быстроте реакций). Тогда необходимым
условием успеха становится отбор людей
с индивидуальными и
С точки зрения организации, вопрос состоит не в том, различаются ли люди в своих способностях или нет, а в том, как различаются люди и как использовать это знание для того, чтобы увеличить вероятность эффективной деятельности работника.
Что такое способности? Для данного контекста используется термин в значении способности индивида выполнять различные виды организационной деятельности. Это — оценка того, что человек может. Наиболее общая классификация способностей включает их разделение на умственные и физические.
Интеллектуальные
способности требуются для
Профессии различаются по требованиям, предъявляемым к интеллектуальным способностям индивида. Чем выше поднимается индивид по лестнице организационной иерархии, тем большие интеллектуальные и вербальные способности потребуются для успешной деятельности. Высокий коэффициент интеллекта не является необходимым для многих работ. По сути, для многих профессий, где поведение работника регламентированно и деятельность четко определена, высокий IQ практически не нужен: он не связан с эффективностью. В то же время обзор исследований показывает, что тесты, оценивающие вербальную, числовые, пространственные и перцептивные способности, являются надежными предикторами успешности деятельности практически для всех профессий. Таким образом, тесты, измеряющие специфические параметры интеллекта, позволяют предсказывать эффективность деятельности.
Интеллектуальные способности играют все большую роль по мере продвижения индивида в организационной иерархии. В той же мере специфические физические способности имеют все большее значение в успешном выполнении стандартных ручных операций. Те профессии, которые требуют силы, ловкости, быстроты движений и других физических данных, ставят перед менеджерами задачу отбора работников по физическим способностям.
Специфические интеллектуальные и физические способности, необходимые для адекватной деятельности, зависят от тех требований, которые эта деятельность предъявляет к способностям людей. Поэтому основное внимание должно быть не к самим способностям или требованиям профессии, а именно к взаимодействию или соответствию между ними.
Каков будет прогноз, если такое соответствие отсутствует? Если у работника отсутствует способность, он, вероятнее всего, не справится с работой. Если вы устроитесь работать референтом, не имея навыков машинописи, то какой бы высокой не была ваша мотивация, вы вряд ли добьетесь успеха. Если ваши способности чрезмерны для выполнения работы, прогноз будет иным. Ваша деятельность будет успешной, но реально и вы сами, и организация понесут убытки. Организации придется платить вам большее жалование с тем, чтобы удержать вас на этом месте, но и это не принесет вам удовлетворенности от выполняемой работы.
Наследственность. Наследственность связана с факторами, которые предопределяются при зачатии. Физическая комплекция, внешняя привлекательность, пол, темперамент, мышечная композиция и рефлексы, энергетическая активность и биологический ритм являются характеристиками, которые предопределены родителями индивида, то есть их биологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Генетический подход к личности предполагает, что она может быть объяснена исходя из молекулярной структуры гена, заложенной в хромосомах. Схему этого подхода можно представить так: наследственность передается через гены, гены определяют гормональный баланс, гормональный баланс определяет психику, психика детерминирует личность.
Наследственный аргумент может быть использован для объяснения того, почему подбородок дочери напоминает подбородок ее мамы, а ее носик точь-в-точь как у папы. Он может объяснить, почему Саша прекрасный атлет: его родители участвовали в олимпиаде. Однако, если бы личностные характеристики полностью зависели от наследственности, они были бы жестко фиксированы от рождения и никакой жизненный опыт не мог бы их изменить.
Среда. Факторы, которые влияют на формирование личности, культура, в которой воспитывается человек, нормы, существующие в семье и социальной группе. Оказывается, среда играет решающую роль в формировании личности. Так, например, культура включает нормы, отношения и ценности, которые, передаваясь от одного поколения к другому, образуют временной континуум. Идеология, которая пускает глубокие корни в одной культуре, может оказаться чуждой в другой. Так, в США нормы предприимчивости, успешности, соревновательности, независимости и протестантской этики, передаваемые через книги, систему обучения, семейное воспитание и друзей, формируют определений тип человека, отличающегося большей амбициозностью и агрессивностью в сравнении с представителями других культур, в которых акцентируются нормы сотрудничества и консенсуса, приоритета семейных ценностей.
Интересной
областью исследований, касающейся связи
факторов среды и личности, является
изучение зависимости характеристик
личности от очередности рождения в
семье. Утверждается, что очередность
является важной психологической переменной,
так как она представляет собой
значимый фактор социального опыта
в мире взрослых. Эти исследования
показывают, что, несмотря на незначительные
наследственные различия, то есть наличие
одних и тех же родителей, среда,
в которой воспитываются дети,
может рассматриваться как