Индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:34, реферат

Описание

Темперамент не определяет уровня общих или специальных (например, профессиональных) способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, и наоборот: люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в другой при той же деятельности мешать ему.

Работа состоит из  1 файл

трудовая.docx

— 37.12 Кб (Скачать документ)

Индивидуальные  характеристики, влияющие на организационное  поведение индивида

      В распоряжении менеджера имеются  личные дела работников, которые могут содержать чрезвычайно полезную информацию, способную сделать процесс руководства людьми более продуктивным. Среди множества характеристик особое внимание обращается на возраст, пол, семейное положение, наличие детей, продолжительность работы в организации. Существует широкий ряд исследований, в которых специально проанализированы эти биографические характеристики.

      Возраст и возрастные изменения. Лонгитюдинальные исследования возрастных изменений интеллекта, проведенные с использованием традиционных тестов, показывают, что в детстве наблюдается медленный рост его показателей, затем следует более быстрое его увеличение, а при достижении взрослого состояния наступает его некоторое снижение. Однако следует заметить, что интеллектуальные тесты измеряют комбинацию определенных черт и что природа этих черт с возрастом меняется. Так, у младенца происходит преимущественно сенсомоторное развитие, в то время, как в более позднем возрасте оно начинает зависеть от вербальных и других абстрактных функций.

      Тесты показывают, что интеллект постоянно  повышается, по меньшей мере, до двадцатилетнего  возраста. У высокоинтеллектуальных людей, в особенности имеющих  университетское образование, а  также у тех, кто занят умственным трудом, такое улучшение может  продолжаться в течение всей жизни. В более простых случаях тестируемые  способности имеют тенденцию  снижаться после 30 лет. В наибольшей степени ухудшается решение задач  на скорость реакции, зрительное восприятие и выявление абстрактных пространственных отношений. Пожилые люди тоже могут  обучаться, однако с большим трудом, так как обучение затрудняют устоявшиеся  навыки. Исследования с помощью метода поперечных срезов, использующие представителей разного возраста, могут дать обманчивые результаты ввиду невозможности  усреднения групп по уровню образования, культуры и другим условиям.

      Чем старше человек становится, тем менее  он склонен к перемене работы. Это  заключение основано на многих исследованиях  взаимосвязи возраста и текучести  кадров. Чем старше становится работник, тем меньше возможных альтернатив  в своей работе он видит. Кроме  того, многие организации, поощряя преданность  организации, предусматривают выплату  бонусов, более продолжительные  отпуска и социальное страхование3. Можно предположить, что возраст находится в обратной связи с абсентеизмом. Если работник менее склонен к уходу из организации, вероятно, он будет демонстрировать и большую стабильность в выходе на работу. Действительно, многие исследования показывают такую связь, однако эта взаимосвязь незначительна, так как компенсируется увеличением с возрастом отсутствия на рабочем месте по причине болезни. Как влияет возраст на продуктивность? Существует широко распространенное мнение, что с возрастом продуктивность падает. Предполагается, что индивидуальные навыки, в частности скорость, точность, сила и координация движений снижаются с возрастом, а монотонность и утомление приводят к снижению интереса к работе. Данные многих исследований, однако, противоречат этому мнению.

      Многочисленные  исследования показывают, что в современных  высокотехнологичных  условиях продуктивность труда реально  увеличивается с  возрастом работников. Характер современного труда в большинстве случаев не требует значительной физической нагрузки и поэтому снижение физических возможностей организма не отражается на продуктивности, а приобретенные мастерство и знания позволяют работнику увеличить свой вклад4. И, наконец, последнее наблюдение касается связи возраста с удовлетворенностью трудом.

      Существуют  множество убедительных свидетельств того, что с возрастом труд вызывает все более положительные эмоции, по крайней мере до 60 лет5. Однако стремительное технологическое развитие может изменить эту ситуацию в тех профессиях, где работникам требуется регулярно осваивать и использовать новые навыки и знания. В этом случае удовлетворенность трудом у пожилых работников, как правило, довольно низка.

      Касаясь темы возраста, нельзя не отметить проблемы возрастных кризисов. Разумеется, жизненные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно. Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

      Двадцатилетние  обычно имеют дело с выбором карьеры  и созданием семьи, намечают жизненные  цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати, многие приходят к  переоценке своего прежнего выбора карьеры, семьи, жизненных целей. Порой дело доходит до кардинальной смены жизненных  задач, изменения профессии и  распада семейных или дружеских  отношений. После тридцати лет человек, как правило, переживает период привыкания к новому или вновь подтвержденному  выбору. Наконец, на закате карьеры  люди сталкиваются с новым кризисом, обусловленным предстоящим отходом  от активной деятельности и уходом на пенсию. Этот кризис особенно тяжел  для менеджеров, привыкших к повседневной активности, ощущению важности и нужности своей работы, к своей руководящей  роли в организации.

      Каждый  из описанных возрастных кризисов может  влиять на деятельность организации. Однако, если кризисы на заре и закате карьеры  обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Поэтому необходимо рассмотреть его более подробно, коснувшись психологических проблем, лежащих в его основании.

      Первая  стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит  в начало следующего десятилетия. Эту  стадию называют «десятилетием роковой  черты» или «кризисом середины жизни». Ее главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека.

      Мечты и планы людей почти всегда имеют некоторые нереалистические черты. К тридцати годам человек  уже набирается достаточного опыта, чтобы осознать иллюзорность многих из своих фантазий. Поэтому оценка их расхождения с действительностью  на этой стадии окрашена, как правило, в эмоционально отрицательные тона. Жизнь перестает казаться бесконечной, а время оказывается столь  быстротечным, что успеть сделать  в жизни что-то важное и стоящее  невозможно. Разрыв между мечтами  и действительностью неожиданно оказывается непреодолимой пропастью. Представление о будущей счастливой и достойной жизни, которая тебя ожидает, сменяется ощущением, что  «жизнь прошла мимо» и менять в  ней что-либо уже слишком поздно. Еще недавно о тебе могли сказать: «Ну, этот далеко пойдет». Теперь же ты чувствуешь, что время надежд уходит, и хочешь не хочешь, а приходится с горечью констатировать, что  уже не станешь ни мэром или  сэром, ни членом Думы, ни майором, ни даже прорабом в своем родном СМУ.

      Освобождение  от иллюзий, которое не является чем-либо необычным для тридцатилетнего  возраста, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в этом возрасте:

      Земную  жизнь пройдя до середины,

      Я оказался в сумрачном лесу,

      Путь  правый

      Потеряв во тьме долины.

      Биографии многих творческих личностей часто  демонстрируют те или иные драматические  изменения в их жизни где-то около 35 лет. Некоторые из них, например, Гоген, в это время только начали творческую работу. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свою творческую мотивацию, а некоторые даже ушли из жизни. Частота  смерти многих одаренных или вовсе  бездарных людей между 35 и 40 годами ненормально возрастает.

      Те  же, кто переживает это десятилетие, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживает значительные изменения  в характере творчества. Часто  эти изменения касаются интенсивности  работы: например, блестящая импульсивность сменяется зрелым, спокойным мастерством. Одна из причин в том, что импульсивный блеск молодости требует больших  жизненных сил. Хотя бы отчасти это  — физические силы, а никто не может сохранять их беспредельно. Ведущий напряженную жизни менеджер к 35 годам должен изменить темп жизни  и не так выкладываться и разбрасываться. Таким образом, проблема ограниченности физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

      Ограниченность  физических сил обнаруживается у  людей широкого круга профессий. Уже одной бессонной ночи достаточно, чтобы выбить из колеи на весь следующий  день. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто  уставать. Хотя хорошо продуманная  программа ежедневных упражнений и  соответствующая диета оказывают  свое действие, большинство разумных людей все больше начинают полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят  новые преимущества в знании (организационного поведения, в том числе), аккумулирующем жизненный опыт, они приобретают  мудрость.

      Для менеджера в этом возрасте особую роль начинают играть ценностные проблемы, связанные с приоритетом целей  и решением вопроса, чему стоит посвящать  свое время и силы, а чему не стоит (менеджмент времени).

      У нормального человека наблюдаются  некоторые изменения в интересах, способностях и возможностях, появляется новый взгляд на других людей: скорее как личностей и потенциальных  сотрудников, чем соперников. Человеку в значительно большей6 степени требуется гибкость эмоций и мышления. Эмоциональная гибкость — это способность изменять уровень эмоционального взаимодействия от человека к человеку и от задачи к задаче. Если человек неспособен к такой эмоциональной гибкости, он может оказаться самодостаточным, перестанет расти и развиваться. Существует также опасность растущей ригидности во взглядах и действиях, закрывающей сознание от новых идей и планов. Это резко ограничивает способности творческого решения проблем и может перерасти в нетерпимость и ограниченность.

      Успешное  преодоления кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку жизненных  целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознания  ограниченности времени жизни всякого  человека. Семья, работа, друзья приобретают  все большее значение, тогда как  собственное «я» все более  лишается своего исключительного значения. Наблюдается усиливающаяся тенденция  довольствоваться тем, что есть, и  меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать  свое положение вполне приличным. Все  эти изменения знаменуют собой  завершение возрастного кризиса  как такового и обретение «новой стабильности».

      Для многих процесс обновления, который  начинается тогда, когда они оказываются  перед лицом своих иллюзий  и упадка физических сил, в конце  концов, приводит их к более спокойной  и даже счастливой жизни.

      После пятидесяти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает  растущее осознание того, что «время уходит». И люди начинают понимать, что основной недостаток старости в  том, что и она проходит, а человек  как рождается, так и уходит из жизни без волос, зубов и иллюзий.

      Половые различия. Пожалуй, ни одна другая проблема не вызывала столько дебатов, мифов и необоснованных мнений, как вопрос о способностях женщин выполнять работу наравне с мужчинами. В проблеме психологических различий между полами можно выделить несколько ключевых вопросов:

      1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов?

      2. Какова степень этих различий, насколько жестко разграничиваются  мужские и женские качества?

      3. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими  или отражают исторически проходящие  формы полового разделения труда?

      Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами  само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирических данных по этому  вопросу, несмотря на огромное число  исследований, недостаточно, а результаты противоречивы.

      Так, считается, что женщины более  «социальны» и в большей мере подвержены внушению. У них ниже уровень самоуважения, они легче справляются с простыми рутинными задачами. Мужчины же более успешны в решении сложных познавательных задач, которое требует преодоление ранее усвоенных реакций. Мужской стиль мышления более аналитичен, чем женский. На девочек больше влияет наследственность, на мальчиков — среда. У женщин недостаточно сформирована потребность достижения. У мужчин более развито зрительное восприятие, у женщин — слуховое. Этим наблюдениям время от времени находятся «убедительные» подтверждения, но эмпирические исследования не подтверждают их.

      Достоверно  установленных различий на удивление  мало: мужчины превосходят женщин в визуально-пространственных и  математических способностях, женщины  удерживают лидерство в вербальных способностях, мужчины более агрессивны.

      Издавна идет спор, считать ли более желательной  поляризацию мужского и женского начала при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующим  культурным стереотипом (сильный, грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная, пассивная женщина), или, напротив, их преодоление и сочетание в  одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и нежная, но вместе с тем самостоятельная женщина).

Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности