Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:11, доклад
При тяжелых соматических заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению.
Вступление
При тяжелых соматических заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению. Патогенное влияние на мозг складывается из последствий поражения внутренних органов, кровотечений, интоксикации, гипоксии, нарушений гомеостаза в целом. Значительными этиопатогенетическими факторами являются психотравмирующие обстоятельства связанные с болезнью, такие как: осознание и переживание болезни, госпитализация, отрыв от семьи, лечение, представления о будущем и прогнозе болезни.
Длительность болезни является, как соматогенным (истощение компенсированных возможностей организма, снижение иммунитета, распространение поражения внутренних органов), так и психогенным (повторные госпитализации, интенсивное лечение, накопление отрицательного опыта болезни и др.) этиопатогенетическим фактором, играющим существенную роль в возникновении психических расстройств, особенно эмоциональной сферы.
Клиническая картина психических расстройств впрямую не зависит от нозологической формы соматического заболевания, а связана с целым комплексом эндогенных, психогенных и соматогенных факторов, удельный вес которых при этом процессе различен.
Клиническая картина
психических нарушений у детей,
Вследствие интеллектуальных
нарушений вызванных
Интеллектуальный дефект не останавливает
процесс спонтанного
Психотические состояния при соматических заболеваниях у детей следует расценивать как экзогенные (симптоматические, экзогенно-органические) психозы. Экзогенные психозы обусловлены воздействием различных вредных факторов, внешних по отношению к головному мозгу или организму в целом. Термин «симптоматические психозы» целесообразно употреблять для обозначения преходящих психотических расстройств, протекающих без отчётливого органического поражения мозга. В случаях же психотических расстройств, возникающих при непосредственном воздействии на мозг (последствия лучевой и химиотерапии, интоксикации, метастазирования), следует расценивать их, как экзогенно-органические психозы. Разделение на симптоматические и экзогенно-органические психозы достаточно условно.
Бредовые и галлюцинаторно-
Бред встречается только
при психозах, поэтому обнаружение
этого симптома в значительной мере
предопределяет диагноз. Между тем,
бред бывает трудно отличить от ошибки
суждения, свойственной любому здоровому
человеку. Отличием этих состояний
от бреда заключается в
Оставаясь «одной из великих
загадок», бред продолжает быть предметом
интенсивного изучения, в ходе которого
возникают одни и дезактуализируются
другие классификации и классификационные
критерии. В детском возрасте (до пубертатного
периода) бред, как правило, имеет образный
(чувственный) характер. Наиболее типичной
особенностью параноидного синдрома у
детей является полиморфизм бредовых
феноменов, сосуществование разных по
тематике бредовых построений, яркость
и образность переживаний при их нестойкости.
В то же время, бредовые расстройства у
детей не достигают такой выраженности,
как у взрослых. Проявления бреда фрагментарны,
мало спаяны с личностью.
Характерной особенностью бредового синдрома
у детей является полиморфизм бредовых
феноменов, сосуществование разных по
тематике бредовых построений, яркость
и образность переживаний и одновременная
их нестойкость.
Галлюцинаторно-бредовые синдромы
характеризуются сочетанием бредовых
и галлюцинаторных расстройств при
отсутствии явлений помраченного сознания.
Галлюцинаторные расстройства у детей
отличаются яркостью, образностью, динамичностью,
но в то же время они рудиментарны, нестойки
и проявляются в виде транзиторных эпизодов.
У детей дошкольного и младшего школьного
возраста преобладают зрительные галлюцинации.
Галлюцинаторные переживания чаще носят
угрожающий характер: дети видят страшных
людей, неприятных насекомых, животных,
фантастических чудовищ, сказочные персонажи,
которые нападают на ребенка, пугают его.
Реже галлюцинаторные образы вызывают
любопытство, интерес больного: ребенок
пытается вступить с ними в игру.
Нередко у детей младшего и дошкольного
возраста зрительные галлюцинации сочетаются
со слуховыми в виде элементарных расстройств:
шум, стук, шепот, отклики по имени. У более
старших детей в виде более сложных вербальных
галлюцинаций: диалогов, комментирующих
и императивных галлюцинаций.
Все перечисленные галлюцинаторные расстройства тесно связаны по содержанию с бредовыми переживаниями (идеями преследования, отравления, ипохондрическими, дисморфофобическими и т. д.). Поведение ребенка соответствует содержанию галлюцинаторных расстройств. Ребенок становится напряженным, растерянным, закрывает лицо руками, отмахивается, закрывает уши, прячется, кричит, плачет, ищет защиты у взрослых или, напротив, может быть агрессивным.
Светлана П., 7 лет. Росла ласковым, послушным ребенком, болела мало. Привязана к дому. Родители развелись, тяжело переживала разрыв родителей, воспитывалась в основном бабушкой, никогда не посещала детских учреждений. С 5 лет тяжелая форма бронхиальной астмы. После перенесенной вирусной инфекции и обострения астматических приступов изменилась в поведении: стала тревожной, ни на минуту не оставалась одна, отказывалась от пищи. В стационаре находилась в связи с обострением бронхиальной астмы.
В клинике: в ясном сознании. При виде тарелки с едой возбуждалась, плакала, зажимала уши руками. Рассказала, что «голос в голове говорит грубым женским голосом: не ешь, не подноси ложку ко рту, ведь ты обидела папу». Голос также запрещал мыться. Рассказала, что голос появился 2 недели назад. Заявляла: «голос мне говорит, что здесь мыться нельзя, а дома можно, папа меня уже простил». На фоне терапии в течение 1,5 месяцев психотическая симптоматика полностью редуцировалась.
У детей 9-10 лет бред, как и в более младшем возрасте, занимает небольшое место в структуре синдрома, отличается примитивностью, обыденностью, чувственным характером и несистематизированностью.
У подростков 11-15 лет наблюдаются
дальнейшее усложнение галлюцинаторно-бредового
синдрома и формирование всех его
компонентов. У ряда больных начальный
этап галлюцинаторно-бредового
Делириозный синдром. Делирий характеризуется относительно неглубоким помрачением сознания с нарушением ориентировки в месте и времени и с сохранением ориентировки в собственной личности. Делириозный синдром является относительно доброкачественной формой реакции здорового, глубоко не инвалидизированного мозга на массивную экзогенную вредность. Поэтому в большинстве случаев делирий имеет благоприятный прогноз.
Делириозный синдром характеризуется возникновением на фоне помраченного сознания ярких сценоподобных галлюцинаций и иллюзий, которые сопровождаются выраженным аффективным и двигательным возбуждением, страхами и тревогой. Преобладают зрительные обманы восприятия. Нередко имеют место слуховые обманы в виде шумов, окликов и т.п. Делириозные расстройства сопровождаются нарушениями сна в виде выраженной бессонницы, различными вегетативными проявлениями: потливостью, общим тремором, двигательным беспокойством.
Из описанных в литературе
стадий делирия, предделириозная стадия
гипнагогического делирия, стадия истинных
галлюцинаций, а в тяжелых случаях - также
стадия мусситирующего делирия, у наблюдавшихся
детей описываемой группы, отмечались
все за исключением последней.
На предделириозной стадии возникали
беспокойство, тревожность, гиперестезия,
пугливость, капризность. Засыпание было
затруднено, сон характеризовался яркими
страшными сновидениями и частыми пробуждениями.
Переход к следующей стадии характеризовался
нарастанием беспокойства с говорливостью
и возникновением устрашающих зрительных
иллюзий, по мере утяжеления состояния
часто дополняющихся зрительными гипнагогическими
галлюцинациями. Расстройства восприятия
чаще возникали в виде упорных зрительных
иллюзий и галлюцинаций, тактильных галлюцинаций.
Слуховые галлюцинации возникали несколько
реже. Бредовые идеи в основном носили
отрывочный несистематизированный характер
и представляли собой болезненную интерпретацию
расстройств восприятия. У части пациентов
галлюцинации «обрастали» фрагментарным
образным, чувственным бредом, который
сохранялся некоторое время после восстановления
сознания. Все эти нарушения сопровождались
выраженными эмоциональными расстройствами,
которые предшествовали развитию собственно
психотического состояния, сопровождали
его и наблюдались в рамках выраженных
астенических расстройств еще некоторое
время по прошествии делириозного состояния.
Нарушения ориентировки у детей были выражены не глубоко и по выходе из делирия обычно оказывалось, что в памяти ребенка сочетались фрагментарные картины, как реальных событий, так и делириозных картин. В зависимости от природы делириозного синдрома продолжительность психотического состояния колебалась от 2-х суток до 2-х недель, практически исчезая в утренние и дневные часы, нарастая вечером и ночью.
Делириозный синдром у детей наблюдался, в основном, при токсических и инфекционных заболеваниях, травматических психозах, при опухолях и других органических заболеваниях мозга.
Исходом всех делириозных синдромов были выраженные астенические состояния.
К развитию делирия могут приводить интоксикации, инфекции, травмы головного мозга и относительно реже - тяжелые психотравмирующие переживания «шокового» характера. Из инфекций делирий могут вызывать корь, эпидемический энцефалит, брюшной и сыпной тифы, малярия.
Обычно делирию предшествует ряд разнообразных симптомов, в совокупности своей образующих так называемое предделириозное состояние. Прежде всего - это нарушения сна. Больной с трудом засыпает, перед засыпанием у него возникают устрашающие гипнагогические галлюцинации, он часто пробуждается от кошмарных сновидений. Затем на протяжении 2-3 ночей сон совершенно отсутствует. Больной начинает испытывать нарастающую внутреннюю тревогу, немотивированные страхи. Он вздрагивает от любого шума, пугается тени. Больные боятся одиночества, темноты, у себя в квартире они включают все электрические лампы. В этот период могут появляться множественные страшающие иллюзии как зрительные, так и слуховые.
Вслед за описанными явлениями
в течение нескольких часов, обычно
ночью, развивается делирий. Основными
симптомами делирия являются множественные
зрительные галлюцинации, локализуемые
в «объективном» пространстве, т.е. вне
тела больного, тактильные галлюцинации,
и несколько реже - слуховые и обонятельные.
Все эти виды галлюциаторных восприятий
сочетаются друг с другом, образуя сложные
комбинированные галлюцинации: больной,
например, видит множество прыгающих по
нему насекомых и одновременно ощущает
их прикосновение к телу. Характерны также
сценические галлюцинаторные восприятия
с причудливым сюжетом обычно устрашающего
содержания: больной видит похороны, казни.
Он активно борется с галлюцинаторными
образами: схватив топор, кидается рубить
змей, подползающих к нему, а, отчаявшись
уничтожить их по отдельности, решается
поджечь дом, чтобы разделаться со всеми
сразу. Больные высказывают полиморфные,
отрывочные бредовые идеи, тесно связанные
с сюжетом галлюцинаторных переживаний.
Резко нарушается эмоциональная сфера:
больные испытывают сильный немотивированный
страх, тревогу, внутреннее беспокойство,
напряженность. Поведение их часто агрессивное,
всегда нелепое. То, спасаясь от воображаемого
наводнения, больной сооружает плот из
подушек и одеял, то пытается развести
костер в комнате, чтобы головешками отгонять
притаившихся по углам зверей. Речь невнятная,
плохо артикулированная, нередко обращена
к галлюцинаторным образам. Внимание неустойчивое,
быстро истощается, преобладает пассивное
внимание. Громким окликом иногда удается
отвлечь больного от галлюцинаторного
созерцания, получить один - два правильных
ответа, но меньше чем через минуту контакт
с ним снова становится невозможным. В
связи с неполным контактом редко удается
проверить состояние памяти у больных,
однако, при инфекционных делириях описаны
случаи гипермнезии с воспроизведением
на память обширных текстов, стихотворений,
случайно услышанной когда-то иностранной
речи и т.п.
Порог чувственных восприятий у больных
повышен. Бывает резко нарушена оценка
отдельных временных периодов, плохо определяется
расстояние до окружающих предметов, их
размеры, искажается восприятие собственного
тела. Характерным признаком делириозных
состояний является также повышенная
внушаемость больных.