Интелектуальные растройстваа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:11, доклад

Описание

При тяжелых соматических заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению.

Работа состоит из  1 файл

Интеллектуальные растройства, вызваные ссоматическими и инфекционными заболеваниями Особенности речевого дефекта.docx

— 50.87 Кб (Скачать документ)

 
        Вступление

 

 

  При тяжелых соматических  заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная  предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению. Патогенное влияние на мозг складывается из последствий поражения внутренних органов, кровотечений, интоксикации, гипоксии, нарушений гомеостаза в целом. Значительными этиопатогенетическими факторами являются психотравмирующие обстоятельства связанные с болезнью, такие как: осознание и переживание болезни, госпитализация, отрыв от семьи, лечение, представления о будущем и прогнозе болезни.

Длительность болезни  является, как соматогенным (истощение  компенсированных возможностей организма, снижение иммунитета, распространение  поражения внутренних органов), так  и психогенным (повторные госпитализации, интенсивное лечение, накопление отрицательного опыта болезни и др.) этиопатогенетическим фактором, играющим существенную роль в возникновении психических расстройств, особенно эмоциональной сферы.

 

 

Клиническая картина психических  расстройств впрямую не зависит от нозологической формы соматического заболевания, а связана с целым комплексом эндогенных, психогенных и соматогенных факторов, удельный вес которых при этом процессе различен.

 Клиническая картина  психических нарушений у детей,  страдающих соматическими  заболеваниями, достаточно разнообразна, как по проявлению ведущего синдрома, так и по степени тяжести.

Вследствие интеллектуальных нарушений вызванных соматическими  заболеваниями возможен речевой  дефект.

Интеллектуальный дефект не останавливает  процесс спонтанного формирования речи (в отличие оттого, что наблюдается  у детей с первичным поражением речевых механизмов), но замедляет  и качественно искажает его. Речь детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется более поздним  развитием, что связано с задержкой  формирования и недостаточным развитием  различных метофункциональных интегративных связей. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Лепет до года, по данным ряда авторов (И.В. Карлин, М. Стразума), появляется лишь у 50% детей. Согласно исследованиям Л.В. Занкова, М.С. Певзнер, первые слова у этих детей появляются на 2-3 году жизни, а фраза – после 3-х лет (в норме появление первых слов у детей фиксируется в возрасте от 10 до 18 месяцев). Исследования Г.В. Кузнецовой показали, что только у 4,8 % детей с интеллектуальной недостаточностью фраза формируется в возрасте от 3 до 4 лет, у 7,7% - в возрасте от 4 до 5 лет и у 9,5% - от 5 до 6 лет. Время появления речи зависит от степени умственной недостаточности и колеблется от 18 месяцев у детей, имеющих легкую степень интеллектуальной недостаточности, до 54 месяцев – у детей с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности.

 

 

 

  1. Психотические психические расстройства

 

Психотические состояния при соматических заболеваниях у детей следует расценивать как экзогенные (симптоматические, экзогенно-органические) психозы. Экзогенные психозы обусловлены воздействием различных вредных факторов, внешних по отношению к головному мозгу или организму в целом. Термин «симптоматические психозы» целесообразно употреблять для обозначения преходящих психотических расстройств, протекающих без отчётливого органического поражения мозга. В случаях же психотических расстройств, возникающих при непосредственном воздействии на мозг (последствия лучевой и химиотерапии, интоксикации, метастазирования), следует расценивать их, как экзогенно-органические психозы. Разделение на симптоматические и экзогенно-органические психозы достаточно условно.

Бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы. Бредом называется совокупность ложных суждений, возникших на болезненной основе и не поддающихся коррекции. Бред является патологией мышления, поэтому одним из общих его феноменов является установление связей между событиями и явлениями без реальных оснований. Часто наличие бреда предполагается по косвенным признакам, таким как нелепое поведение или несуразные высказывания, выделение деталей, которым придается неадекватное значение, страх, который пытаются скрыть. Иногда с бредовым больным невозможно вступить в контакт.

Бред встречается только при психозах, поэтому обнаружение  этого симптома в значительной мере предопределяет диагноз. Между тем, бред бывает трудно отличить от ошибки суждения, свойственной любому здоровому  человеку. Отличием этих состояний  от бреда заключается в возможность  коррекции, разубеждения в ошибочном  суждении. Бред также трудно разграничить  от упорной настойчивости, а подчас и фанатизма в утверждении нелепых идей религиозного или политического содержания.В этом случае необходимо учитывать возникновение  фантастических утверждений не у отдельного человека в связи с его болезнью, а вследствие социально-экономических и исторических условий, у людей, образующих порой значительные коллективы, т.е. при достаточно широком распространении таких идей.

Оставаясь «одной из великих загадок», бред продолжает быть предметом интенсивного изучения, в ходе которого возникают одни и дезактуализируются другие классификации и классификационные критерии. В детском возрасте (до пубертатного периода) бред, как правило, имеет образный (чувственный) характер. Наиболее типичной особенностью параноидного синдрома у детей является полиморфизм бредовых феноменов, сосуществование разных по тематике бредовых построений, яркость и образность переживаний при их нестойкости. В то же время, бредовые расстройства у детей не достигают такой выраженности, как у взрослых. Проявления бреда фрагментарны, мало спаяны с личностью. 
Характерной особенностью бредового синдрома у детей является полиморфизм бредовых феноменов, сосуществование разных по тематике бредовых построений, яркость и образность переживаний и одновременная их нестойкость.

Галлюцинаторно-бредовые синдромы характеризуются сочетанием бредовых и галлюцинаторных расстройств при отсутствии явлений помраченного сознания. Галлюцинаторные расстройства у детей отличаются яркостью, образностью, динамичностью, но в то же время они рудиментарны, нестойки и проявляются в виде транзиторных эпизодов. У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают зрительные галлюцинации. Галлюцинаторные переживания чаще носят угрожающий характер: дети видят страшных людей, неприятных насекомых, животных, фантастических чудовищ, сказочные персонажи, которые нападают на ребенка, пугают его. Реже галлюцинаторные образы вызывают любопытство, интерес больного: ребенок пытается вступить с ними в игру.  
Нередко у детей младшего и дошкольного возраста зрительные галлюцинации сочетаются со слуховыми в виде элементарных расстройств: шум, стук, шепот, отклики по имени. У более старших детей в виде более сложных вербальных галлюцинаций: диалогов, комментирующих и императивных галлюцинаций.  

Все перечисленные галлюцинаторные  расстройства тесно связаны по содержанию с бредовыми переживаниями (идеями преследования, отравления, ипохондрическими, дисморфофобическими и т. д.). Поведение ребенка соответствует содержанию галлюцинаторных расстройств. Ребенок становится напряженным, растерянным, закрывает лицо руками, отмахивается, закрывает уши, прячется, кричит, плачет, ищет защиты у взрослых или, напротив, может быть агрессивным.

Светлана П., 7 лет. Росла ласковым, послушным ребенком, болела мало. Привязана к дому.  Родители развелись, тяжело переживала разрыв родителей, воспитывалась в основном бабушкой, никогда не посещала детских учреждений. С 5 лет тяжелая форма бронхиальной астмы. После перенесенной вирусной  инфекции и обострения астматических приступов изменилась в поведении: стала тревожной, ни на минуту не оставалась одна, отказывалась от пищи. В стационаре находилась в связи с обострением бронхиальной астмы.

В клинике: в ясном сознании. При  виде тарелки с едой возбуждалась, плакала, зажимала уши руками. Рассказала, что «голос в голове говорит грубым женским голосом: не ешь, не подноси  ложку ко рту, ведь ты обидела папу». Голос также запрещал мыться. Рассказала, что голос появился 2 недели назад. Заявляла: «голос мне говорит, что  здесь мыться нельзя, а дома можно, папа меня уже простил». На фоне терапии в течение 1,5 месяцев психотическая симптоматика полностью редуцировалась.

 

 

У детей 9-10 лет бред, как  и в более младшем возрасте, занимает небольшое место в структуре синдрома, отличается примитивностью, обыденностью, чувственным характером и несистематизированностью.

У подростков 11-15 лет наблюдаются  дальнейшее усложнение галлюцинаторно-бредового  синдрома и формирование всех его  компонентов. У ряда больных начальный  этап галлюцинаторно-бредового синдрома заметно не отличается от такового у детей младшей возрастной группы. Фабула бреда воздействия также  расширяется, что находит отражение  в идеях колдовства, гипнотического влияния, воздействия разными техническими средствами.

Делириозный синдром. Делирий характеризуется относительно неглубоким помрачением сознания с нарушением ориентировки в месте и времени и с сохранением ориентировки в собственной личности. Делириозный синдром является относительно доброкачественной формой реакции здорового, глубоко не инвалидизированного мозга на массивную экзогенную вредность. Поэтому в большинстве случаев делирий  имеет благоприятный прогноз.

Делириозный синдром характеризуется  возникновением на фоне помраченного сознания ярких сценоподобных галлюцинаций и иллюзий, которые сопровождаются выраженным аффективным и двигательным возбуждением, страхами и тревогой. Преобладают зрительные обманы восприятия. Нередко имеют место слуховые обманы в виде шумов, окликов и т.п. Делириозные расстройства сопровождаются нарушениями сна в виде выраженной бессонницы, различными вегетативными проявлениями: потливостью, общим тремором, двигательным беспокойством.

Из описанных в литературе стадий делирия, предделириозная стадия гипнагогического делирия, стадия истинных галлюцинаций, а в тяжелых случаях - также стадия мусситирующего делирия, у наблюдавшихся детей описываемой группы, отмечались все за исключением последней. 
 
На предделириозной стадии возникали беспокойство, тревожность, гиперестезия, пугливость, капризность. Засыпание было затруднено, сон характеризовался яркими страшными сновидениями и частыми пробуждениями. Переход к следующей стадии характеризовался нарастанием беспокойства с говорливостью и возникновением устрашающих зрительных иллюзий, по мере утяжеления состояния часто дополняющихся зрительными гипнагогическими галлюцинациями. Расстройства восприятия чаще возникали в виде упорных зрительных иллюзий и галлюцинаций, тактильных галлюцинаций. Слуховые галлюцинации возникали несколько реже. Бредовые идеи в основном носили отрывочный несистематизированный характер и представляли собой болезненную интерпретацию расстройств восприятия. У части пациентов галлюцинации «обрастали» фрагментарным образным, чувственным бредом, который сохранялся некоторое время после восстановления сознания. Все эти нарушения сопровождались выраженными эмоциональными расстройствами, которые предшествовали развитию собственно психотического состояния, сопровождали его и наблюдались в рамках выраженных астенических расстройств еще некоторое время по прошествии делириозного состояния.

Нарушения ориентировки у  детей были выражены не глубоко и по выходе из делирия обычно оказывалось, что в памяти ребенка сочетались фрагментарные картины, как реальных событий, так и делириозных картин. В зависимости от природы делириозного синдрома продолжительность психотического состояния колебалась от 2-х суток до 2-х недель, практически исчезая в утренние и дневные часы, нарастая вечером и ночью.

Делириозный синдром у  детей наблюдался, в основном, при  токсических и инфекционных заболеваниях, травматических психозах, при опухолях и других органических заболеваниях мозга.

 

 

Исходом всех делириозных синдромов были выраженные астенические состояния.

К развитию делирия могут  приводить интоксикации, инфекции, травмы головного мозга и относительно реже - тяжелые психотравмирующие  переживания «шокового» характера. Из инфекций  делирий могут вызывать корь, эпидемический энцефалит, брюшной и сыпной тифы, малярия.

Обычно делирию предшествует ряд разнообразных симптомов, в  совокупности своей образующих так  называемое предделириозное состояние. Прежде всего - это нарушения сна. Больной с трудом засыпает, перед засыпанием у него возникают устрашающие гипнагогические галлюцинации, он часто пробуждается от кошмарных сновидений. Затем на протяжении 2-3 ночей сон совершенно отсутствует. Больной начинает испытывать нарастающую внутреннюю тревогу, немотивированные страхи. Он вздрагивает от любого шума, пугается тени. Больные боятся одиночества, темноты, у себя в  квартире они включают все электрические лампы. В этот период могут появляться множественные страшающие иллюзии как зрительные, так и слуховые.

Вслед за описанными явлениями  в течение  нескольких часов, обычно ночью, развивается делирий. Основными симптомами делирия  являются множественные зрительные галлюцинации, локализуемые в «объективном» пространстве, т.е. вне тела больного, тактильные галлюцинации, и несколько реже  -  слуховые и обонятельные. Все эти виды галлюциаторных восприятий сочетаются друг с другом, образуя сложные комбинированные галлюцинации: больной, например, видит множество прыгающих по нему насекомых и одновременно ощущает их прикосновение к телу. Характерны также сценические галлюцинаторные восприятия с причудливым сюжетом обычно устрашающего содержания: больной видит похороны, казни. Он активно борется с галлюцинаторными образами: схватив топор, кидается рубить змей, подползающих к нему, а, отчаявшись уничтожить их по отдельности, решается поджечь дом, чтобы разделаться со всеми сразу. Больные высказывают полиморфные, отрывочные бредовые идеи, тесно связанные с сюжетом галлюцинаторных переживаний. Резко нарушается эмоциональная сфера: больные испытывают сильный немотивированный страх, тревогу, внутреннее беспокойство, напряженность. Поведение их часто агрессивное, всегда нелепое. То, спасаясь от воображаемого наводнения, больной сооружает плот из подушек и одеял, то пытается развести костер в комнате, чтобы головешками отгонять притаившихся по углам зверей. Речь невнятная, плохо артикулированная, нередко обращена к галлюцинаторным образам. Внимание неустойчивое, быстро истощается, преобладает пассивное внимание. Громким окликом иногда удается отвлечь больного от галлюцинаторного созерцания, получить один - два правильных ответа, но меньше чем через минуту контакт с ним снова становится невозможным. В связи с неполным контактом редко удается проверить состояние памяти у больных, однако, при инфекционных делириях описаны случаи гипермнезии с воспроизведением на память обширных текстов, стихотворений, случайно услышанной когда-то иностранной речи и т.п. 
Порог чувственных восприятий у больных повышен. Бывает резко нарушена оценка отдельных временных периодов, плохо определяется расстояние до окружающих предметов, их размеры, искажается восприятие собственного тела. Характерным признаком делириозных состояний является также повышенная внушаемость больных.

Информация о работе Интелектуальные растройстваа