Интелектуальные растройстваа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:11, доклад

Описание

При тяжелых соматических заболеваниях у детей определённую роль в возникновении психических расстройств играет наследственная предрасположенность. Существенное этиологическое значение имеют вредности предшествующей болезни жизни, такие как: токсикоз беременности у матери, асфиксия в родах, недоношенность, травмы головы, тяжёлые инфекции на первом году жизни и т. д. Выявляется достоверная связь между преморбидными особенностями характера, взаимоотношениями в семье, типом воспитания и формами психических нарушений. Патогенное влияние соматического заболевания на психику больных приводит к нарушению коммуникативных функций, изменению игровой деятельности, выраженному психическому истощению.

Работа состоит из  1 файл

Интеллектуальные растройства, вызваные ссоматическими и инфекционными заболеваниями Особенности речевого дефекта.docx

— 50.87 Кб (Скачать документ)

В клинике: во время беседы был насторожен, глаза грустные, часто вздыхал. На вопросы отвечал после паузы, иногда только кивком головы. Тревожен, напряжен, поза застывшая, эмоциональный  фон снижен. Рассказал, что в школу  не ходит, потому что что-то может  случиться, испытывает постоянный страх  перед школой и улицей.

Результаты седуксенового теста: после введение внутривенно препарата расслабился, стал улыбаться. Сказал, что теперь все хорошо. Многоречиво рассказал, что постоянно испытывает страх чего-то, что «может случиться страшное». Заявил, что ощущает в теле этот страх - показал на область сердца. Через несколько минут двигательно оживился, появилась потребность в деятельности, просил отпустить домой, т.к. хочет ходить в школу. На фоне лечения эглонилом в сочетании с феназепамом постепенно психотическое состояние полностью редуцировалось. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА

 

 

Наиболее типичная причина  задержки развития нормальной речи — умственная отсталость. Другими важными причинами является глухота и церебральный паралич. Социальная депривация может вызвать умеренную задержку развития речи. Важной, хотя и редко встречающейся причиной является детский аутизм. Остальные случаи относятся к специфическим задержкам развития речи и языка. У детей с расстройством навыков речи, связанным с развитием, наблюдается выраженная задержка освоения нормальной речи. В DSM-IIIR и МКБ-10 признаются две категории: расстройство рецептивной и экспрессивной функции речи. К первой из них, относят случаи, когда у ребенка нарушено понимание речи, во втором — случай, когда при нормальном понимании ребенком воспринимаемой им речи его собственная речь малопонятна из-за нарушения словообразования. Особые затруднения у детей с расстройством экспрессивной функции речи вызывают длинные слова, окончания слов и согласные звуки (D. Bishor, 1987). Значительное отставание в развитии речи часто сопровождается и другими нарушениями развития. Очевидно, одно серьезно сказывается на учебе и социальном развитии ребенка. Чтобы иметь возможность на ранней стадии принять меры для преодоления задержки освоения навыков речи, необходимо провести тщательное обследование, включающее детальную оценку речи и языка наряду с поиском одной из вышеуказанных причин имеющихся нарушений.

Звуковая сторона речи является средством выражения смыслового и эмоционального содержания. К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение  и мелодика речи. Звукопроизношение  обеспечивает смысловое значение речи, а мелодика речи — ее эмоциональное  содержание.

 

 

Классификация нарушения голоса:

    • афония (полное отсутствие голоса);
    • дисфония (расстройство голоса);
    • фонастения (повышенная утомляемость голоса);
    • гнусавый голос.

В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат  такие заболевания голосового аппарата, как певческие узелки на голосовых  связках, папилломатоз гортани и голосовых связок, стеноз гортани после перенесенной дифтерии, ранения, ожоги гортани. Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии.

К функциональным нарушениям голоса относят истерический мутизм, истерическую немоту, функциональную афонию, в основе которых лежит психотравмирующая ситуация.

Нарушение звукопроизношения, неправильное звукопроизношение подразделяется:

    • на дислалию;
    • риполалию;
    • на дизартрию.

Возникновение неправильного звукопроизношения  может объясняться изменением в  строении артикуляторного аппарата и многообразными нарушениями иннервации мышц, участвующих в артикулировании или снижении периферического слуха и нарушением слухового восприятия центрального характера. В целом, мы говорим об основных видах неправильного звукопроизношения:

    • сигматизм — нарушения в группе свистящих и шипящих;
    • ротацизм — нарушения произношения звука «Р»;
    • ламбдацизм — нарушение произношения звука «Л»;
    • каппацизм — нарушения произношения задненебных;
    • йотацизм — нарушения произношения-звука «Й».

Дислалия — расстройство речи часто встречающееся среди нормальных детей дошкольного и школьного возраста. Неправильное звукопроизношение является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценный словарь и грамматический строй. При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях амбулаторных занятий.

Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные. К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. В раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания, от иноязычной речи окружающих. Как было сказано выше — функциональные дефекты полностью исправляются. Механические дислалии обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Нарушения периферического аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого неба. Сравнительно частый дефект — укороченная или слишком массивная уздечка языка и аномалии прикуса. Приобретенные дефекты возникают в результате ранения мягкого и твердого неба.

Риполалия (гнусавость) встречается в 3 видах: открытая, закрытая и смешанная. Закрытая гнусавость — следствие гипертрофического насморка, разращений в носу и носоглотке, которые закрывают проход в носовую полость. У ребенка с закрытой гнусавостью затруднено носовое дыхание. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков. Для восстановления носового дыхания необходимо лечение носа и носоглотки. Причиной открытой гнусавости являются расщелины мягкого и твердого неба (полные, неполные, двухсторонние, односторонние). Недоразвитие периферической части речевого аппарата в период эмбрионального развития на 2–3 месяце беременности матери многие авторы (М.Д. Дубова, 1960) связывают с нарушением питания плода в связи с перенесенными заболеваниями матери (токсоплазмоз, краснуха), а также с физическими травмами. Раннее вмешательство специалистов (хирургов, логопедов) помогает ребенку с нормальным интеллектом преодолеть неправильное звукопроизношение.

Дизартрия — неясная, глухая, смазанная речь с носовым оттенком. Наиболее тяжелые формы дизартрии носят название анартрии, т. е. полной невозможности произносительной речи. Существует несколько видов дизартрии:

  • псевдобульбарная дизартрия (повышенный мышечный тонус, ограниченность движения губ, языка, слюнотечение, речь смазанная);
  • подкорковая дизартрия (характеризуется непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре);
  • мозжечковая дизартрия (имеет выраженную асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, а также нарушения темпа и плавности речи).

Дизартрия нередко наблюдается  у детей, страдающих церебральным параличом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для купирования эмоциональных  расстройств (кроме депрессии) целесообразно  применение бензодиазепиновых транквилизаторов (мезепам, диазепам и их аналоги), как наиболее перспективных, так как препараты данного класса имеют широкий спектр действия, распространяющийся на многочисленные симптомы непсихотических состояний, способность нормализовать не только психические, но и вегетативные и соматические нарушения и редкие побочные явления. психиатра.

Таким образом, для коррекции  психических расстройств при тяжелых соматических заболеваниях имеются различные психотерапевтические методы и подходы, а также достаточно широкий арсенал психотропных средств. Эти воздействия входят в комплекс лечебных мероприятий, помогающий повысить уровень жизни детей, больных онкологическими заболеваниями.

Реализация этого лечебного  комплекса требует рационального  распределения усилий между детским  психиатром и врачами- педиатрами различных специализаций. Специфика работы педиатров  связана с чрезвычайной душевной амортизацией, ведущей к психозащитной концентрации внимания на соматических аспектах болезни. В задачу психиатра входит, поэтому и элемент психологической разгрузки врачей -педиатров и всего персонала отделения и введения их в курс основных медико-психологических проблем детей, страдающих тяжелыми соматическими  заболеваниями.

В связи с тем, что у детей  с интеллектуальной недостаточностью ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс  логопедической работы должен быть направлен  на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. С учетом характера нарушений  речи логопедическая работа с указанной  категорией детей должна проводиться  над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие  они? / Г.А. Арина, Н.А. Коваленко // Школа  здоровья. 2005г. Т.2. №3. с.350
  2. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. – М.: Эксмо, 2005г. с.60
  3. Бадьина Н.П. Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе: дис.…канд. психол. наук. М., 2004г. с.170
  4. Бажли Е.Ф., Гнездилов А.В. Психогенные реакции у онкологических больных. Методические рекомендации. Л., 2003г. с.30
  5. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. - М.: Медицина, 1999г. с.425
  6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Брунека. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2002г. с.280
  7. Волков В.Т. Личность пациента и болезнь. - Томск: Класс, 2000г. с.62
  8. Исаев Д.Н., Шац И.К. Внутренняя картина болезни у детей с острыми лейкозами. Педиатрия. -2005г. с.35
  9. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб, -2000г. с.150
  10. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2007г.
  11. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
  12. Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.
  13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004г.

 


Информация о работе Интелектуальные растройстваа