Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:13, курс лекций
Достаточно трудно дать точное определение, что такое интеллект человека, потому что интеллект - это сплав многих навыков в области обработки и представления информации. Интеллект ( intelligence ) происходит от латинского intellectus — что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. С большой степенью достоверности интеллектом можно называть способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.
1.1. Основные понятия искусственного интеллекта
1.2. История развития искусственного интеллекта
1.3. Задачи искусственного интеллекта
1.4. Экспертные системы - направление исследований по искусственному интеллекту
1.5. Классификация и виды экспертных систем
1.6. Область применения экспертных систем
Структура и функционирование экспертных систем
2.1. Типовая структура экспертных систем
2.2. Интерфейс пользователя
2.3. Подсистема приобретения знаний
2.4. База знаний
2.5. База данных
2.6. Механизм логического вывода
2.7. Объяснение решений
2.8. Функционирование экспертных системах
Представление знаний
3.1. Основные понятия и состав знаний
3.2. Модели представления знаний
3.3. Представление нечетких знаний
Методы поиска решений
4.1. Поиск решений в одном пространстве
4.2. Поиск решений в иерархии пространств
4.3. Поиск решений в альтернативных пространствах
4.4. Поиск решений с использованием нескольких моделей
4.5. Выбор метода решения задач
Инструментальные средства разработки экспертных систем
5.1. Классификация инструментальных средств
5.2. Языки программирования
5.3. Языки инженерии знаний
5.4. Средства автоматизации разработки экспертных систем
5.5. Оболочки экспертных систем
Технология разработки экспертных систем
6.1. Стадии создания экспертных систем
6.2. Этапы разработки экспертных систем
6.3. Разработка прототипа экспертной системы
Связность.
В информационной базе между
информационными единицами
Перечисленные три особенности знаний позволяют ввести общую модель представления знаний, которую можно назвать семантической сетью, представляющей собой иерархическую сеть в вершинах которой находятся информационные единицы.
Семантическая метрика.
На множестве информационных
единиц в некоторых случаях полезно
задавать отношение, характеризующее
информационную близость информационных
единиц, т.е. силу ассоциативной связи
между информационными
Активность.
С момента появления ЭВМ и разделения используемых в ней информационных единиц на данные и команды создалась ситуация, при которой данные пассивны, а команды активны. Все процессы протекающие в ЭВМ инициируются командами, а данные используются этими командами лишь в случае необходимости. Для ИС эта ситуация неприемлема. Как и у человека, в ИС актуализации тех или иных действий способствуют знания, имеющиеся в системе. Таким образом, выполнение программ в ИС должно инициироваться текущим состоянием информационной базы. Появление в базе фактов или описание событий, установление связей может стать источником активности системы.
Также знания можно разделить на:
Поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами предметной области;
Глубинные – абстракции, аналогии, схемы отображающие структуру и процессы в предметной области.
Современные экспертные
системы работают в основном
с поверхностными знаниями. Это
связано с тем, что на данный
момент нет адекватных моделей,
3.2 Модели представления знаний.
Одной из наиболее
важных проблем, характерных
При проектировании
модели представления знаний
следует учитывать такие
Типичными моделями представления знаний являются:
Продукционная модель;
Модель, основанная на использовании фреймов;
Модель семантической сети;
Логическая модель.
Продукционная модель.
Продукционная
модель - модель, основанная на правилах,
позволяющая представить
В качестве
условия и действия в правилах
может быть, например, предположение
о наличии того или иного
свойства, принимающее значение
истина или ложь. При этом термин
действие следует трактовать
широко: это может быть как
директива к выполнению какой-
При использовании
продукционной модели база
Примером продукции
может служить следующее
ЕСЛИ
клиент работает на одном
ТО
клиент имеет постоянную
Как условие,
так и действие правила могут
учитывать несколько выражений,
ЕСЛИ
клиент имеет постоянную
И клиенту более 18 лет
И клиент НЕ имеет финансовых обязательств,
ТО клиент может претендовать на получение кредита.[11]
Помимо продукционных
правил база знаний должна
включать и простые факты,
Рисунок 1. Пример цепочки вывода.[11]
Представления
знаний в виде продукций
Продукционная
модель чаще всего применяется
в промышленных экспертных
Фреймовая модель.
Впервые термин «фрейм» был предложен в 70-е годы Марвином Минским [12], который определил его следующим образом:
«Фрейм – это
структура данных, представляющая
стереотипную ситуацию, вроде нахождения
внутри некоторого рода жилой
комнаты, или сбора на
Фрейм - это
минимальное возможное
Фрейм имеет
определенную структуру,
Структуру фрейма можно представить так:
ИМЯ ФРЕЙМА :
(имя 1-го слота: значение 1-го слота),
(имя 2-го слота: значение 2-го слота),
- - - -
(имя N-го слота: значение N-гo слота).
Ту же запись представим в виде таблицы, дополнив двумя столбцами.
В таблице дополнительные
столбцы предназначены для
Процедура на событие «если добавлено» (IF-REMOVED). Выполняется, когда новая информация записывается в слот.
Процедура на событие «если удалено» (IF-ADDED). Выполняется, когда информация удаляется из слота.
Процедура на событие «по требованию» (IF-NEEDED). Выполняется, когда запрашивается информация из пустого слота.
В качестве
значения слота может
Различают фреймы-образцы,
или прототипы, хранящиеся в
базе знаний, и фреймы-экземпляры,
которые создаются для
Модель фрейма
является достаточно
фреймы-структуры, для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);
фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);
фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин);
фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.
Важнейшим свойством
теории фреймов является
В качестве примера можно рассмотреть формирование понятия заказ товара (см. Рисунок 2. Пример описания знаний с помощью фреймов.).
Рисунок 2. Пример описания знаний с помощью фреймов.[11]
Основным преимуществом
фреймов как модели
Модель семантической сети.
Одним из способов
представления знаний является
семантическая сеть. Изначально
семантическая сеть была
В основе сетевых моделей представления знаний лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними. В отличие от продукционных эти модели более наглядны, поскольку любой пример можно представить в виде ориентированного (направленного) графа, вершины которого - понятия, а дуги - отношения между ними.
Информация о работе Искусственный интеллект и экспертные системы