Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:13, курс лекций
Достаточно трудно дать точное определение, что такое интеллект человека, потому что интеллект - это сплав многих навыков в области обработки и представления информации. Интеллект ( intelligence ) происходит от латинского intellectus — что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. С большой степенью достоверности интеллектом можно называть способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.
1.1. Основные понятия искусственного интеллекта
1.2. История развития искусственного интеллекта
1.3. Задачи искусственного интеллекта
1.4. Экспертные системы - направление исследований по искусственному интеллекту
1.5. Классификация и виды экспертных систем
1.6. Область применения экспертных систем
Структура и функционирование экспертных систем
2.1. Типовая структура экспертных систем
2.2. Интерфейс пользователя
2.3. Подсистема приобретения знаний
2.4. База знаний
2.5. База данных
2.6. Механизм логического вывода
2.7. Объяснение решений
2.8. Функционирование экспертных системах
Представление знаний
3.1. Основные понятия и состав знаний
3.2. Модели представления знаний
3.3. Представление нечетких знаний
Методы поиска решений
4.1. Поиск решений в одном пространстве
4.2. Поиск решений в иерархии пространств
4.3. Поиск решений в альтернативных пространствах
4.4. Поиск решений с использованием нескольких моделей
4.5. Выбор метода решения задач
Инструментальные средства разработки экспертных систем
5.1. Классификация инструментальных средств
5.2. Языки программирования
5.3. Языки инженерии знаний
5.4. Средства автоматизации разработки экспертных систем
5.5. Оболочки экспертных систем
Технология разработки экспертных систем
6.1. Стадии создания экспертных систем
6.2. Этапы разработки экспертных систем
6.3. Разработка прототипа экспертной системы
методы поиска в иерархических пространствах - методы, предназначенные для работы в областях большой размерности;
методы поиска при неточных и неполных данных;
методы поиска, использующие несколько моделей, предназначенные для работы с областями, для адекватного описания которых одной модели недостаточно.
Предполагается,
что перечисленные методам при
необходимости должны
4.1 Поиск решений в одном пространстве.
Методы поиска решений в одном пространстве обычно делятся на:
поиск в пространстве состояний (рассмотрим подробно);
поиск методом редукции;
эвристический поиск;
поиск методом "генерация-проверка".
Поиск в пространстве состояний.
Задача поиска в
пространстве состояний обычно
формулируется в теоретико-
Пусть задана тройка (S0, F, SТ), где S0 - множество начальных состояний (условия задачи), F - множество операторов задачи, отображающих одни состояния в другие, SТ - множество конечных (целевых) состояний (решений задачи).
Цель: определять
такую последовательность
Процесс решения в виде графа G=(Х, Y), где X={х0, х1,...} - множество (в общем случае бесконечное) вершин графа, состояний, а Y - множество, содержащее пары вершин (xi, xj), (xi, xj)?X. Если каждая пара (xi, xj) неупорядочена, то ее называют ребром, а граф - неориентированным. Если для каждой пары (xi, xj) задан порядок (направление), то пару (xi, xj) называют дугой (ориентированным ребром), а граф называют ориентированным (направленным). Вершины пары (xi, xj) называют концевыми точками ребра (дуги).
Поиск в пространстве состояний естественно представить в виде ориентированного графа. Наличие пары (xi, xj) свидетельствует о существовании некоторого оператора f (f?F), преобразующего состояние, соответствующее вершине xi, в состояние xj. Для некоторой вершины xi выделяем множество всех направленных пар (xi, xj)?Y, т.е. множество дуг, исходящих из вершины хi, (родительской вершины), и множество вершин (называемых дочерними вершинами), в которые эти дуги приводят. Множество дуг, исходящих из вершины xi, соответствует множеству операторов, которые могут быть применены к состоянию, соответствующему вершине хi.
В множестве вершин X выделяют подмножество вершин Х0 принадлежит Х, соответствующее множеству начальных состояний (So),, и подмножество вершин Хт?X, соответствующее множеству конечных (целевых) состояний (SТ). Множество Хт может быть задано как явно, так и неявно, т.е. через свойства, которыми должны обладать целевые состояния.
Отметим, что граф С может быть задан явно и неявно. Неявное задание графа G стоит в определении множества Х0?Х (соответствующего множеству начальных состояний) и множества операторов, которые, будучи применимы к некоторой вершине графа, дают все ее дочерние вершины.
Итак, граф G задает
пространство состояний, т.е.
На практике
требуется обеспечить полноту
поиска, т.е. организовать поиск
так, чтобы все целевые
поиск в глубину (сначала раскрывается та вершина, которая была построена самой последней). Рисунок 7.a.
поиск в ширину. (вершины раскрываются в том же порядке, в котором они порождаются.) Рисунок 7.б.
Рисунок 7. Пространство состояний, построенное поиском в глубину (а) и поиском в ширину (б).
Целевые вершины
помечены черными квадратами, а
терминальные - белыми квадратами. При
использовании каждого из
Поиск методом редукции.
При поиске
методом редукции решение
Решение задачи при поиске методом редукции (при поиске в И/ИЛИ-графе) сводится к нахождению в И/ИЛИ-графе решающего графа.
Цель процесса поиска в И/ИЛИ-графе - показать, что начальная вершина разрешима, т.е. для этой вершины существует решающий граф. Определение разрешимой вершины в И/ИЛИ-графе можно сформулировать рекурсивно следующим образом:
Конечные (целевые) вершины разрешимы, так как их решение известно по исходному предположению.
Вершина ИЛИ разрешима тогда и только тогда, когда разрешима по крайней мере одна из ее дочерних вершин.
Вершина И разрешима тола и только тогда, когда разрешима каждая из ее дочерних вершин.
Графическое представление разбиения задачи на подзадачи.
Решающий граф
определяется как подграф из
разрешимых вершин, который показывает,
что начальная вершина
Пример И/ИЛИ графа
Для графа И/ИЛИ, так же как для поиска в пространстве состояний, можно определить поиск в глубину и поиск в ширину как в прямом, так и в обратном направлении. На Рисунке 9 приведен пример поиска в ширину (Рисунок 9.а) и поиска в глубину (Рисунок 9.б). На рисунке вершины пронумерованы в том порядке, в котором они раскрывались, конечные вершины обозначены квадратами, разрешимые вершины зачернены, дуги решающего графа выделены двойными линиями.
Рисунок 9.Пример разбиения задачи на подзадачи при поиске в ширину(а) и при поиске в глубину(б).
Эвристический поиск.
При увеличении
пространства поиска методы
Поиск методом "генерация-проверка".
Процесс поиска
может быть сформулирован в
терминах "генерация-проверка". Для
осуществления процесса поиска
необходимо генерировать
4.2. Поиск решений в иерархии пространств.
Методы поиска
в одном пространстве не
Методы поиска решения в иерархических пространствах обычно делятся на:
поиск в факторизованном пространстве;
поиск в фиксированном множестве пространств;
поиск в изменяющемся множестве пространств.
Поиск в факторизованном пространстве.
Во многих приложениях
требуется найти все решения.
Например - постановка диагноза. Пространство
называется факторизованным,
Поиск в фиксированном множестве пространств.
Применение метода
факторизации пространства
Поиск в изменяющемся множестве иерархических пространств.
В ряде приложений
не удается все решаемые
возможно осуществить частичное упорядочение понятий области, приемлемое для всех решаемых задач;
решения, принимаемые на верхних уровнях, нет необходимости отменять на более нижних.
4.3. Поиск решений в альтернативных пространствах.
Рассмотренные
выше методы поиска исходят
из молчаливой предпосылки,
все утверждения, описывающие состояние, являются истинными;
применение оператора к некоторому состоянию формирует некоторое новое состояние, описание которого состоит только из истинных фактов.
Однако при
решении любых практических
Итак, для того
чтобы система могла делать
умозаключения, основанные на
здравом смысле, при работе с
неполными (неточными) данными
и знаниями, она должна быть
способна делать предположения,
Все неудачи,
возникшие при поиске в одном
направлении, не запоминаются
при переходе к поиску в
другом направлении. Та же
Осуществлять
возврат целесообразно не к
состоянию, непосредственно
Этот метод
поиска называют поиском,
Информация о работе Искусственный интеллект и экспертные системы