Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Задачи работы:
- Изучить социально-экономические и психологические установки управления;
- Рассмотреть методологические подходы к управлению.
Объектом исследования является психология управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. 7
1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ. 9
1.3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ. 12
1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ . …13
1.5. Настроение исполнителей И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ. 23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. 25
2.1. КОМПАНИЯ ОАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПРОДАЖ. 25
2.2. КОМПАНИЯ ОАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА. 26
2.3. КОМПАНИЯ ОАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Курсовая работа
по дисциплине |
Управленческая психология |
Тема: |
|
«Использование методов управленческой | |
психологии в работе менеджера» | |
тема работы |
Выполнил(а) студент(ка) |
курса, группы |
М5-10 (У) | |
Заморина Марина Сергеевна | |||
фамилия имя отчество | |||
Руководитель работы |
|||
ученая степень, звание, фамилия и инициалы |
Рецензия |
|||
актуальность, цели, достоинства и недостатки курсовой работы | |||
Проверил |
|||
. |
Пермь 2012
оглавление
Данная тема курсовой работы выбрана мной не случайно, так как психология управления как часть науки об управлении имеет как теоретическое, так и практическое значение, что приобретает остроактуальное значение. Как прикладная отрасль психологической, психология управления имеет широкие и тесные взаимосвязи с другими научными дисциплинами, например, с социальной и общей психологией, социологией, философией и др.
Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
До начала XX века управление
не считалось самостоятельной
В 20-е годы известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической.
Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука — "психология управления".
Цель курсовой работы - раскрыть задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Задачи работы:
- Изучить социально-экономические и психологические установки управления;
- Рассмотреть методологические подходы к управлению.
Объектом исследования является психология управления.
Основные методы управленческой психологии: наблюдение - активное (эксперимент) и пассивное; требования к наблюдению; беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты, требования к тестам: стандартизация, валидность, надежность; опросники и анкеты; проективные методики
Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господствующей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стремящихся наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела.
Современная психология
управления построена на осознании
того, что использование
Психология управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом - специфика ее предмета.
Какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте находятся в поле зрения психологии управления? Это:
Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.
Данная отрасль знаний изучает не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и "рецептов", позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей целенаправленно развивать в себе качества лидера. Она учит руководителя самое малое тому, как не совершать очевидных ошибок.
Любая деятельность должна быть организована. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлективно анализирует свою деятельность и совершенствует ее.
Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей.
Коммуникативные умения менеджера.
Коммуникативные качества личности не даются от рождения - они, подобно умению ездить на велосипеде или плавать, вырабатываются в результате специальных упражнений. Нужны только желание и время. Специалисты в области психологии управления давно и успешно разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но фактором управления. Все, что делает менеджер, должно быть нацелено на результат. А результатом является решение поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил и денег. Добиться такого результата помогает правильная организация управленческого общения в целом и каждого из его видов.
Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.
Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой невероятно сложных отношений. Коллектив может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как "часы", становится неуправляемым и распадается). Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта.
К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение как метод психологического исследования имеет несколько видов. Это: простое наблюдение, включенное наблюдение и лонгитюдное наблюдение.
При помощи простого наблюдения мы можем выявить некоторые особенности поведения, черты личности и качества характера человека в процессе его деятельности. Наблюдая за тем, как ведет себя и как действует человек в определенных обстоятельствах, мы можем сделать вывод об особенностях личности.
Включенное наблюдение - это специфический вид наблюдения, при котором мы не просто наблюдаем за человеком, пытающимся решить какую-то задачу, но и сами участвуем в ее решении, помогая или мешая в этом.
Лонгитюдное (длительное) наблюдение специфично именно благодаря своей длительности. Оно достаточно эффективно используется в современной психологии управления.
В результате наблюдения может появиться только гипотеза, которая, чтобы стать истиной, нуждается в экспериментальной проверке. Вот почему эксперимент является вторым основным методом психологии управления.
Основные виды любого психологического эксперимента - это эксперимент искусственный (лабораторный) и естественный. Отличаются они друг от друга тем, что если первый проходит в специально созданных (искусственных) условиях, то второй - в условиях естественных, обычных и привычных для испытуемых. Важным преимуществом эксперимента как метода исследования является то, что его можно воспроизвести нужное количество раз, чтобы убедиться, что полученный результат не случаен, и подвергнуть полученные данные проверке на надежность с помощью методов математической статистики.
Психология управления располагает целой системой дополнительных методов исследования. Их часто называют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что использование только дополнительных методов не дает надежного результата.
Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.
Основные требования предъявляемые к тестам.
Анкетирование
- метод сбора исследуемых
Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики человека.
Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Метод беседы применяется:
а) при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, его товарищей, его интересов и т.д.;
б) при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).
Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.
Успешность беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей человека, учета условий, места проведения и т.д.);
б) от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).
Информация о работе Использование методов управленческой психологии в работе менеджера