Исследование личностных особенностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение самооценки и половозрастной идентификации дошкольников.
Объект. Личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет. Особенности самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Развитие личности дошкольника______________________________6
1.2. Теоретический анализ изучения самооценки, половозрастной идентификации личности дошкольников__________________________ 15

Выводы по первой главе_________________________________________23

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Описание организации и методов исследования самооценки и половозрастной идентификации личности дошкольников__________25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки, самосознания и половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста________________________________________________________28

Выводы по второй главе………………………………………………… 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ……………… 33
ЛИТЕРАТУРА…… ……………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 432.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2. Распределение результатов уровня самооценки по методике «Какой Я» в процентном соотношении.

 

На основании анализа результатов исследования, были получены следующие данные: в данной группе не было выявлено детей, имеющих заниженную самооценку, 42,4% (11) детей – адекватную самооценку, 57,6% (53,8% -высокую и 3,8% - очень высокую) (14+1=15) детей имеют завышенную самооценку (приложение 3, таблица 3).

 

Итак, нами было выяснено, что в данной выборке испытуемых у детей старшего дошкольного возраста большая часть детей имеют завышенную самооценку (57,6%), что соответствует возрастной норме, и 42,4% -адекватную.

         Следующим шагом было исследование половозрастной идентификации личности детей старшего дошкольного возраста, которое осуществлялось с помощью методики Белопольской.

На основании анализа результатов, были получены следующие данные:

Как видно из таблицы (Приложение 4. Таблица 2), все обследованные дети смогли правильно идентифицировать свой настоящий половозрастной статус и смогли построить последовательность идентификации: младенец-дошкольник-школьник.

17 детей из 26 правильно установили последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), 4 детей перепутали, а 5 пропустили позицию 4 или 5. Всего 12 детей (меньше половины) смогли идентифицировать себя с образом "старость". (Приложение 4. Сводная таблица 2.) 

Таблица 3. Количественное распределение результатов привлекательного образа по методике Белопольской».

 

 

Младенец

Дошкольник

Школьник

Школьница

Юноша

девушка

Мужчина

Женщина

Старик

старуха

Кол-во детей с данным результатом

-

1

18

1

6

-

 

 

Диаграмма 1. Распределение результатов  выявления привлекательного образа по методике Белопольской в процентном соотношении.

 

Таблица 4. Количественное распределение выявления результатов непривлекательного образа по методике Белопольской.

 

 

Младенец

Дошкольник

Школьник

Школьница

Юноша

девушка

Мужчина

Женщина

Старик

старуха

Кол-во детей с данным результатом

3

-

4

-

-

19

 

 

Диаграмма 2. Распределение результатов выявления непривлекательного образа по методике Белопольской в процентном соотношении.

Как видно из таблицы 3 и диаграммы 1, самым привлекательным образом для детей этой возрастной группы оказался образ школьника (69,2%), а на основании анализа результатов таблицы 4 и диаграммы 2 – самым непривлекательным - образ старости (73,2%) (Приложение 4. Сводная таблица 3, 4) 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе.

 

В ходе нашего исследования были  проведены методики, направленные на выявление некоторых психологических особенностей личности, таких как самооценка и половозрастная идентификация личности.

На основании проведенного эмпирического исследования нами было установлено, что большая часть испытуемых детей старшего дошкольного возраста имели завышенную самооценку, все дети правильно идентифицировали свой настоящий половозрастной статус. Самым привлекательным образом для детей этой возрастной группы оказался образ школьника, а непривлекательным - образ старости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

Был проведен теоретический анализ самооценки и половозрастной идентификации личности детей старшего дошкольного возраста.

Нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки и половозрастной идентификации личности у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что согласно возрастной норме, самооценка дошкольни­ка обычно завышена, а практически все дети в возрасте 6-7 лет способны правильно идентифицировать свой настоящий образ.

Также, при  исследовании половозрастной идентификации личности, нами было выявлено, что самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ школьника, а  самым непривлекательным - образ старости.

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что согласно возрастной норме, самооценка дошкольни­ка высокая и практически все дети в возрасте 6-7 лет способны правильно идентифицировать свой настоящий образ.

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.      Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.

2.      Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание, 1953, № 2.

3.      Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, 2004.

4.      Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.

 

5.      Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М.,1995.

6.      Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

7.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

8.      Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии.—1979.—№ 2, 4.

9.      Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2006. – №.2. – С.116 – 126.

10.  Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 376—385.

11.  Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

12.  Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.

13.  Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.

14.  3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. -Вопр. психологии, 1982,№

15.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.

16.  Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

17.  Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного познания. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981

18.  Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975

19.  Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976

20.  Липкина А. И, Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968

21.  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.

22.  Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.

23.  Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004.

24.  Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. – СПб., 2004.

25.  Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005.

26.  Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.

27.  Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

28.  Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.

29.  Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1

Методика «Какой Я»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе, проставляются экспериментатором в соответ­ствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка оп­ределяется по общей сумме баллов, набранной им по всем каче­ствам личности.

Протокол к методике «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

        Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

2

3

Хороший

Добрый

Умный

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

6

Аккуратный

Послушный

Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

9

10

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

Информация о работе Исследование личностных особенностей дошкольников