Исследование личностных особенностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение самооценки и половозрастной идентификации дошкольников.
Объект. Личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет. Особенности самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Развитие личности дошкольника______________________________6
1.2. Теоретический анализ изучения самооценки, половозрастной идентификации личности дошкольников__________________________ 15

Выводы по первой главе_________________________________________23

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Описание организации и методов исследования самооценки и половозрастной идентификации личности дошкольников__________25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки, самосознания и половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста________________________________________________________28

Выводы по второй главе………………………………………………… 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ……………… 33
ЛИТЕРАТУРА…… ……………………

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 432.50 Кб (Скачать документ)

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Приложение 2

 

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации.

Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

Стимульный материал.



Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки).


 

 

                                                                                                        Продолжение приложения 2
 


Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Процедура.

Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях

 

                                                                                                    Продолжение приложения 2

 

можно продолжать исследование.
                                                                                                                          

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.

После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности.

Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Процедура.

На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.

Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.

                                                                                                    Продолжение приложения 2

Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
                                                                                                                            
Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.

Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.

Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.

Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу:



Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности:



Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.

Интерпретация результатов.

Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей половозрастной идентификацией.

Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола.

                                                                                                  Продолжение приложения 2

 

Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины                     (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа),

потом я буду, как Таня (старшая сестра)". Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в табл.:



Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".

Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.:



А  20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:



Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость".

Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным.

Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом.

 

Приложение  3 

 

Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования самооценки по методике «Какой Я»

 

№ п/п

Имя ребенка

Количество полученных баллов

Уровень самооценки

1

Артем К.

8

высокий

2

Слава Г.

9

высокий

3

Саша В.

6

средний

4

Саша Н

7

средний

5

Костя Л.

8

высокий

6

Веня Р.

8

высокий

7

Степан К.

9

высокий

8

Егор Р.

8

высокий

9

Илья П.

6

средний

10

Кирилл Г.

8

высокий

11

Виталя Х.

6

средний

12

Леша Г.

8

высокий

13

Наташа В.

10

очень высокий

14

Лиза К.

9

высокий

15

Лиза В.

7

средний

16

Арина Х

7

средний

17

Настя П.

5

средний

18

Вика З.

9

высокий

19

Марина Н.

8

высокий

20

Вероника Ф.

6

средний

21

Настя К.

8

высокий

22

Алена Т.

9

высокий

23

Маша С.

7

средний

24

Лера М.

8

высокий

25

Кристина Д.

7

средний

26

Лиля В.

7

средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Таблица 2. Сводная таблица результатов исследования половозрастной идентификации по методике Белопольской.

 

№ п/п

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

Младенец

Дошкольник

Школьник

Юноша

Девушка

Мужчина

Женщина

Старик

 

1

Артем К.

+

++

+

+

+

-

2

Слава Г.

+

++

+

+

+

+

3

Саша В.

+

++

+

+

+

-

4

Саша Н

+

++

+

5

4

+

5

Костя Л.

+

++

+

+

+

-

6

Веня Р.

+

++

+

+

+

+

7

Степан К

+

++

+

+

-

+

8

Егор Р.

+

++

+

+

+

-

9

Илья П.

+

++

+

5

4

-

10

Кирилл Г.

+

++

+

-

+

+

11

Виталя Х.

+

++

+

+

-

+

12

Леша Г.

+

++

+

+

+

-

13

Наташа В.

+

++

+

5

4

-

14

Лиза К.

+

++

+

+

+

-

15

Лиза В.

+

++

+

+

+

+

16

Арина Х

+

++

+

+

+

-

17

Настя П.

+

++

+

-

+

-

18

Вика З.

+

++

+

+

+

+

19

Марина Н.

+

++

+

5

4

-

20

Вероника Ф.

+

++

+

+

+

-

21

Настя К.

+

++

+

+

+

+

22

Алена Т.

+

++

+

-

+

+

23

Маша С.

+

++

+

+

+

-

24

Лера М.

+

++

+

+

+

+

25

Кристина Д.

+

++

+

+

+

-

26

Лиля В.

+

++

+

+

+

+

 

++ - образ настоящего.
 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Продолжение приложения 4

Таблица 3. Сводная таблица результатов исследования половозрастной идентификации по методике Белопольской.

 

№ п/п

Имя ребенка

Привлекательный образ

Непривлекательный образ

1

Артем К.

3

6

2

Слава Г.

5

6

3

Саша В.

3

6

4

Саша Н

3

6

5

Костя Л.

4

6

6

Веня Р.

3

6

7

Степан К

3

6

8

Егор Р.

5

1

9

Илья П.

3

6

10

Кирилл Г.

3

6

11

Виталя Х.

5

3

12

Леша Г.

5

6

13

Наташа В.

2

3

14

Лиза К.

3

6

15

Лиза В.

3

1

16

Арина Х

3

6

17

Настя П.

5

3

18

Вика З.

3

1

19

Марина Н.

3

6

20

Вероника Ф.

3

6

21

Настя К.

3

6

22

Алена Т.

3

6

23

Маша С.

3

6

24

Лера М.

3

6

25

Кристина Д.

5

3

26

Лиля В.

3

6

Информация о работе Исследование личностных особенностей дошкольников