Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель. Изучение самооценки и половозрастной идентификации дошкольников.
Объект. Личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет. Особенности самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Развитие личности дошкольника______________________________6
1.2. Теоретический анализ изучения самооценки, половозрастной идентификации личности дошкольников__________________________ 15
Выводы по первой главе_________________________________________23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Описание организации и методов исследования самооценки и половозрастной идентификации личности дошкольников__________25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки, самосознания и половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста________________________________________________________28
Выводы по второй главе………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ……………… 33
ЛИТЕРАТУРА…… ……………………
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Приложение 2
Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации.
Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.
Стимульный материал.
Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки).
Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.
Исследование проводится в два этапа.
Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.
Процедура.
Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.
Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях
можно продолжать исследование.
В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.
После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности.
Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.
Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.
На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Процедура.
На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.
Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.
Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.
Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.
Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.
Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.
Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.
Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу:
Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности:
Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.
Интерпретация результатов.
Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей половозрастной идентификацией.
Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола.
Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа),
потом я буду, как Таня (старшая сестра)". Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в табл.:
Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".
Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.:
А 20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:
Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость".
Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным.
Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом.
Приложение 3
Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования самооценки по методике «Какой Я»
№ п/п | Имя ребенка | Количество полученных баллов | Уровень самооценки |
1 | Артем К. | 8 | высокий |
2 | Слава Г. | 9 | высокий |
3 | Саша В. | 6 | средний |
4 | Саша Н | 7 | средний |
5 | Костя Л. | 8 | высокий |
6 | Веня Р. | 8 | высокий |
7 | Степан К. | 9 | высокий |
8 | Егор Р. | 8 | высокий |
9 | Илья П. | 6 | средний |
10 | Кирилл Г. | 8 | высокий |
11 | Виталя Х. | 6 | средний |
12 | Леша Г. | 8 | высокий |
13 | Наташа В. | 10 | очень высокий |
14 | Лиза К. | 9 | высокий |
15 | Лиза В. | 7 | средний |
16 | Арина Х | 7 | средний |
17 | Настя П. | 5 | средний |
18 | Вика З. | 9 | высокий |
19 | Марина Н. | 8 | высокий |
20 | Вероника Ф. | 6 | средний |
21 | Настя К. | 8 | высокий |
22 | Алена Т. | 9 | высокий |
23 | Маша С. | 7 | средний |
24 | Лера М. | 8 | высокий |
25 | Кристина Д. | 7 | средний |
26 | Лиля В. | 7 | средний |
Приложение 4
Таблица 2. Сводная таблица результатов исследования половозрастной идентификации по методике Белопольской.
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Младенец | Дошкольник | Школьник | Юноша Девушка | Мужчина Женщина | Старик
| ||
1 | Артем К. | + | ++ | + | + | + | - |
2 | Слава Г. | + | ++ | + | + | + | + |
3 | Саша В. | + | ++ | + | + | + | - |
4 | Саша Н | + | ++ | + | 5 | 4 | + |
5 | Костя Л. | + | ++ | + | + | + | - |
6 | Веня Р. | + | ++ | + | + | + | + |
7 | Степан К | + | ++ | + | + | - | + |
8 | Егор Р. | + | ++ | + | + | + | - |
9 | Илья П. | + | ++ | + | 5 | 4 | - |
10 | Кирилл Г. | + | ++ | + | - | + | + |
11 | Виталя Х. | + | ++ | + | + | - | + |
12 | Леша Г. | + | ++ | + | + | + | - |
13 | Наташа В. | + | ++ | + | 5 | 4 | - |
14 | Лиза К. | + | ++ | + | + | + | - |
15 | Лиза В. | + | ++ | + | + | + | + |
16 | Арина Х | + | ++ | + | + | + | - |
17 | Настя П. | + | ++ | + | - | + | - |
18 | Вика З. | + | ++ | + | + | + | + |
19 | Марина Н. | + | ++ | + | 5 | 4 | - |
20 | Вероника Ф. | + | ++ | + | + | + | - |
21 | Настя К. | + | ++ | + | + | + | + |
22 | Алена Т. | + | ++ | + | - | + | + |
23 | Маша С. | + | ++ | + | + | + | - |
24 | Лера М. | + | ++ | + | + | + | + |
25 | Кристина Д. | + | ++ | + | + | + | - |
26 | Лиля В. | + | ++ | + | + | + | + |
++ - образ настоящего.
Таблица 3. Сводная таблица результатов исследования половозрастной идентификации по методике Белопольской.
№ п/п | Имя ребенка | Привлекательный образ | Непривлекательный образ |
1 | Артем К. | 3 | 6 |
2 | Слава Г. | 5 | 6 |
3 | Саша В. | 3 | 6 |
4 | Саша Н | 3 | 6 |
5 | Костя Л. | 4 | 6 |
6 | Веня Р. | 3 | 6 |
7 | Степан К | 3 | 6 |
8 | Егор Р. | 5 | 1 |
9 | Илья П. | 3 | 6 |
10 | Кирилл Г. | 3 | 6 |
11 | Виталя Х. | 5 | 3 |
12 | Леша Г. | 5 | 6 |
13 | Наташа В. | 2 | 3 |
14 | Лиза К. | 3 | 6 |
15 | Лиза В. | 3 | 1 |
16 | Арина Х | 3 | 6 |
17 | Настя П. | 5 | 3 |
18 | Вика З. | 3 | 1 |
19 | Марина Н. | 3 | 6 |
20 | Вероника Ф. | 3 | 6 |
21 | Настя К. | 3 | 6 |
22 | Алена Т. | 3 | 6 |
23 | Маша С. | 3 | 6 |
24 | Лера М. | 3 | 6 |
25 | Кристина Д. | 5 | 3 |
26 | Лиля В. | 3 | 6 |
Информация о работе Исследование личностных особенностей дошкольников