Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: определить особенности познавательной деятельности дошкольников в возрасте 5 – 6 лет.
Объект исследования: дошкольники в возрасте 5 – 6 лет.
Предмет исследования: все познавательные процессы в период дошкольного возраста.
Задачи:
1. Исследовать теоретические представления о развитии познавательных процессов дошкольников.
2. Экспериментально выявить специфику развития познавательных процессов дошкольников в возрасте 5 – 6 лет.
Введение
Глава I. Теоретические основы развития познавательных процессов.дошкольников
1.1Развитие речи.
1.2.Сенсорное развитие.
1.3.Развитие мышления.
1.4.Общая характеристика внимания.
1.5.Восприятие - необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников.
1.6.Особенности развития ощущений.
1.7.Память и ее развитие.
1.8.Роль развития воображения в обучении и воспитании детей
Глава II. Исследование особенностей развития познавательных процессов дошкольников 5 – 6 лет.
Заключение.
Список литературы
Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте.
В психологии существует понятие сензитивности (чувствительность к воздействиям определенного рода). В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того [17].
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.
Воображение – Мысленное представление, воспроизведение кого - либо или чего – либо в уме[18].
Шестилетний ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых разных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок. Здесь мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети ориентированы на воссоздание реальной действительности, другие — на создание фантастических образов и ситуаций. По содержательной направленности детских рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и фантазеров.
Реалисты стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей. Фантазеры — свои желания, мечты и грезы. Кроме того, специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки. Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи, сказочные принцессы и многие другие персонажи народного творчества наряду с совершенно реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка.
Конечно же, содержание рисунков ребенка зависит от того духовного, культурного багажа, который определен уровнем культуры семьи и степенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность.
Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, порой, вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные качества своих героев. Шестилетний ребенок, если у него хорошо развита речь и воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира.
Высокий уровень развития познавательных способностей важен в развитии дошкольника. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, то эта недоразвитость обязательно повлечет за собой отставание развития других познавательных процессов, возникнут трудности в дальнейшей деятельности (учебной, трудовой, спортивной и т. п.) С этой целью разрабатываются программы и методики. Они достаточно просты в использовании и достаточно эффективны. Программы могут быть использованы и в детском саду.
5 – 6 лет – это возраст, когда развитие ребенка отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Происходят существенные изменения в самых различных направлениях – совершенствуются различные виды деятельности, в том числе и развитие познавательных способностей.
С целью практического определения развития познавательных процессов у дошкольников в возрасте 5 – 6 лет было проведено исследование. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Провести диагностику уровня развития познавательных процессов;
Проанализировать полученные данные.
В исследовании приняли участие 10 воспитанников детского сада № 2 «Дюймовочка» города Заринска. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу - 6 мальчиков и 4 девочки.
Для того чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию данных детей дошкольного возраста, определить уровень психологического развития детей в целом и по отдельным качествам, необходим определенный набор методик. Методики, которые используются в курсовой работе, позволяют определить уровень развития познавательных процессов
Результаты предложенных тестов оцениваются по пятибалльной шкале. К каждой использованной методике после ее описания дается способ оценки полученных результатов.
1. Методика «Разрезные картинки»
Цель: Выявление состояния пространственных представлений и способность осуществлять целостное восприятие объекта.
Материал: Цветные предметные картинки, разрезанные на несколько частей:
| 2 части | Пирамида |
|
| 3 части | Слон |
|
| 4 части | Матрешка |
|
| Дом |
|
Инструкция: «Картинка рассыпалась. Помоги мне собрать ее из частей, чтобы она вновь стала целая».
Оценка результатов:
5 баллов - | самостоятельное складывание предложенных фигур, разрезанных на 3-4 части (включая диагонали). |
4 балла - | легкая организующая помощь при складывании картинок из 4 частей. |
3 балла - | помощь в виде 1-2 уроков в сложных фигурах или организующая помощь при работе с другими фигурами. |
2 балла - | массивная организующая помощь при работе с большинством фигур. |
1 балл - | постоянная массивная помощь взрослого при работе со всеми фигурами. |
2. Методика «Запоминание 10 слов» (методика А.Р. Лурии)
Цель: Анализируется состояние памяти (опосредованного запоминания), утомляемости, активного внимания.
Инструкция:
«Я прочту 10 слов. Ты должен постараться их запомнить, и, как только я закончу, сразу их повторить». Повторять можно в любом порядке. Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
«Теперь я снова скажу тебе слова, и ты опять должен повторить их. Те, которые ты уже называл, и те, которые в первый раз пропустил».
Оценка результатов:
5 баллов - | 10 слов за 5 или меньше попыток. |
4 балла - | 8-9 слов воспроизвел за 5 попыток. |
3 балла - | 6-7 слов. |
2 балла - | 4-5 слов. |
1 балл - | не более 3 слов |