Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: определить особенности познавательной деятельности дошкольников в возрасте 5 – 6 лет.
Объект исследования: дошкольники в возрасте 5 – 6 лет.
Предмет исследования: все познавательные процессы в период дошкольного возраста.
Задачи:
1. Исследовать теоретические представления о развитии познавательных процессов дошкольников.
2. Экспериментально выявить специфику развития познавательных процессов дошкольников в возрасте 5 – 6 лет.
Введение
Глава I. Теоретические основы развития познавательных процессов.дошкольников
1.1Развитие речи.
1.2.Сенсорное развитие.
1.3.Развитие мышления.
1.4.Общая характеристика внимания.
1.5.Восприятие - необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников.
1.6.Особенности развития ощущений.
1.7.Память и ее развитие.
1.8.Роль развития воображения в обучении и воспитании детей
Глава II. Исследование особенностей развития познавательных процессов дошкольников 5 – 6 лет.
Заключение.
Список литературы
5 баллов – очень высокий.
4 баллов – высокий.
3 баллов – средний.
2 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Проведенное нами исследование показало следующие результаты:
Для определения уровня развития внимания детям предлагалось за короткое время назвать все предметы, которые они видят на рисунке. Все дети получили наивысшие баллы по проведенному тесту, и среднее значение имеет высокий показатель. Следовательно, уровень развития внимания испытуемых очень высокий.
Для определения уровня развития памяти применялась методика запоминания десяти слов, где испытуемым зачитывались десять одно - двухсложных слов, затем они должны были их повторить в любом порядке за пять попыток. Девять из десяти детей получили высшую оценку. Согласно таблице №2 уровень развития памяти в данной группе также очень высок.
Для диагностики мышления использовался тест «Времена года». Детям предлагается работа по картинкам, т.к. у детей дошкольного возраста преобладает образно - логическое и наглядно - действенное мышление. Здесь ребенок за отведенное время должен не только назвать время года, но и указать те признаки, которые свидетельствуют о том, что именно это время изображено на картинке. Семеро детей справились с заданием на отлично. Они правильно назвали и связали все картинки, указав несколько признаков по каждому времени года. Остальные дети времена года назвали, но смогли указать только по одному - два признака.
Воображение диагностировалось с помощью методики «На что похожи фигурки». Детям дается задание придумать предметы похожие на фигуры. Причем учитываются только те ассоциации, которые отличаются от очевидных. Шестеро детей назвали по 8 – 9 ассоциаций, что оценивалось максимальным баллом. Остальные назвали по 6 – 7 ассоциаций и получили 4 балла. Средний балл по уровню развития познавательной деятельности очень высокий.
Для определения уровня развития восприятия использовалась методика, где детям последовательно предлагаются для складывания части разрезанных по контуру фигур. Части выкладываются в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должны сложить испытуемые, не называются. Пятеро детей самостоятельно, без помощи взрослого, по средствам проб сложили фигуры. Остальным, для того чтобы справиться с заданием понадобилась легкая организующая помощь. Но в целом уровень развитие восприятия оценивается, как очень высокий.
Таким образом, мы видим, что развитие познавательных процессов в данной группе детей в основном находится на высоком и очень высоком уровне. Высокий процент выполнения заданий указывает на старание со стороны учащихся. Задания были доступны для каждого участника, нет ни одного, который бы не справился.
Используя полученные результаты тестов, проведем сравнение развития познавательных процессов между мальчиками и девочками в исследуемой группе.
Таблица №3
Показатель | Среднее значение мальчики | Среднее значение девочки |
внимание | 5 | 5 |
память | 4,8 | 5 |
мышление | 4,5 | 5 |
воображение | 4,3 | 5 |
восприятие | 4,1 | 5 |
Сравнение мышления и активного словарного запаса показало, что мышление у девочек развито лучше, по сравнению с мальчиками, девочки обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи. Восприятие также лучше развито у девочек. Воображение с достоверностью выше у женской части испытуемых. Однако следует отметить, что внимание у детей в испытуемой группе находится на очень высоком уровне вне зависимости от пола в силу особенностей возрастной категории детей. В возрасте 5-6 лет у детей особо вызывает интерес все новое, поэтому они целиком сосредотачивают свое внимание на незнакомых и интересных предметах. Уровень развития памяти у девочек, по данным таблицы, так же превосходит уровень развития мальчиков. Итак, наше сравнение показало, что в дошкольном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии познавательных процессов.
Для определения уровня развития познавательных процессов у дошкольников была проведена психодиагностическая работа в детском саду №2 «Дюймовочка» города Заринска. В результате диагностики были обследованы 10 воспитанников в возрасте пяти лет. В исследовании уровень развития познавательных процессов выявлялся на основе психологического тестирования. При этом изучались: слуховая память, оригинальность решения задачи на воображение, степень развития восприятия, мышление; произвольное внимание. Материал был подобран таким образом, чтобы он был доступен ребенку, но не слишком прост; интересен и в меру объемен, а так же разнообразен.
Результаты методик показали, что уровень развития познавательных процессов в данной группе детей очень высокий. Особый акцент необходимо сделать на развитие внимания, так как тест, проведенный в исследуемой группе, получил наивысшие результаты.
Так же была проведена работа по сравнению развития познавательных процессов у мальчиков и девочек. По итогам сравнения девочки в развитии познавательных способностей превосходят мальчиков.
Целью курсовой работы было определить особенности познавательной деятельности дошкольников в возрасте 5 – 6 лет. Экспериментально мы выявили специфику развития познавательных процессов в дошкольном возрасте. На основании полученных результатов проведенных экспериментов сформирован вывод: что у детей 5 лет развитие познавательных процессов в основном находится на высоком и очень высоком уровне развития
Список литературы
1. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:,1956
2. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык.1987.
3. Выготский Л. С. Предыстория письменной речи//Хрестоматия по возрастной Педагогической психологии.— Ч. I.—М., 1980
4. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3
5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.
6. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с.
7. Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
9. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
10. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред.И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М
11. Суздальцева Л.В. А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
12. Крутецкий В.А. «Психология» М. «Просвещение», 1980 г
13. Смирнов А.А. «Христоматия по общей психологии». М. 1979 г.
14. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца,. Д.Б.Эльконина. -- М., 2001
15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.
16. Немов Р.С. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 496 с.
17. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.;
18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1987.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1997.
20. Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие.- М.: Махаон, 2008. 112 с.
21. http://www.psyparents.ru
22. http://psyjournals.ru
23. http://azps.ru
[1] Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:,1956, с.257
[2]Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 3.1987.С. 713
[3] Выготский Л. С. Предыстория письменной речи//Хрестоматия по возрастной Педагогической психологии.— Ч. I.—М., 1980. С. 73
[4] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 4.1987. С 77
[5] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С.318
[6] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 1.1987.С.189
[7] Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121 – 128 С.125
[8] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.С.147
[9] Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с.С.110
[10] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 1.1987.С.216
[11] Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)
[12] Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)
[13] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
[14] Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
[15] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С.736
[16] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 3.1987.С.16
[17] Возрастные особенности психического развития детей. Под ред.И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 1982.С.45
[18] Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., М.: Русский язык т. 1.1987.С.210