Исследование смысла жизни в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла жизни в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «смысл жизни»;
2. Проанализировать концепцию смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов;
3. Изучить проблематику смысла жизни зарубежных и отечественных психологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Смысл жизни……………………………………………………………6
1.1 Понятие смысла жизни………………………………………………...……6
1.2 Понятие смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов………………………………………………………………………………...6
Глава 2 О выборе смысла жизни в современную эпоху……………………..17
2.1 Понимание смысла жизни личностью в современном мире…………….17
2.2 Проблема оптимального смысла жизни…………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….…38

Работа состоит из  1 файл

Смысл жизни.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

Оптимальный смысл жизни и проблема активно преобразуюшего поведения. Естественно, смысложизненные ориентации должны быть адекватны тем ситуациям, тем реальностям и обстоятельствам, в которых живет человек. Однако часть обстоятельств, и очень значительную часть, составляют те обстоятельства, которые созданы им самим, или являются результатом его деятельности. Здесь возникает проблема устойчивости личности, проблема устойчивости человека перед лицом неблагоприятных обстоятельств, его способности противостоять им и преобразовывать их. Устойчивость личности не есть пассивная, статичная устойчивость, она не результат пассивного приспособления к обстоятельствам, но следствие их активного преобразования {Чудновский, 1981), результат способности человека самому создавать благоприятные условия для реализации своей главной жизненной цели.

Здесь нельзя обойти молчанием тот факт, что в нашем обществе в течение многих десятилетий не стимулировалась активно-преобразующая деятельность человека, что особенно характерно для периода «застоя», суть которого не только в торможении и остановке экономического развития страны, но и в воспитании у миллионов людей пассивно-приспособительного поведения. Тоталитаризм создает удобную для себя стратегию воспитания, для которой характерны механистичность (социальные воздействия якобы непосредственно и сразу проецируются на ребенка), недооценка природных предпосылок развития ребенка (напомним пресловутое постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4.07.1936), умаление роли субъективного начала в воспитании2 {Чудновский, 1997). Сама направленность общественной жизни, ее правила и установки стимулировали развитие пассивно-приспособительного поведения. Люди старшего поколения помнят, как проходили выборы в органы государственной власти: бюллетень, в котором был лишь один кандидат, две кабинки для тайного голосования, одиноко стоявшие вдалеке, ибо считалось проявлением нехорошего тона заходить в кабину, и вся «активность» избирателя осуществляющего свой гражданский долг, заключалась в том, чтобы получить бюллетень и положить его в урну. Выборы сводились к этой пассивной функции, хотя отрицательные данные об «активности» избирателей приближались к 100%.

Это было время, когда человек получал указания не только о том, как выполнять производственные задания, где и когда сеять и собирать урожай, но и как мыслить. «Тоталитарный социализм» был благоприятной психологической почвой для формирования человека с психологией «винтика» государственной машины. «Винтику» полагалось выполнять лишь строго ограниченные производственные и социальные функции, поддерживая официальную идеологию, приспосабливая свои оценки, мнения и убеждения к установкам директивных органов.

Резкое изменение социальной ситуации в последние 15 лет принесло с собой не только гласность, свободу мнений и убеждений, но и свободу предприимчивости, предпринимательства. Мы оказались внутренне неподготовленными к этим переменам. Это проявилось, в частности, в односторонней направленности предпринимательской деятельности, которая в основном имеет своей целью изменение внешних условий и достижение материального благополучия, а не изменение «внутренних» условий, не изменение себя, не самосозидание. Стал увеличиваться диссонанс между свободой и нравственностью.

Оптимальный смысл жизни и проблема нравственности. Известен парадоксальный факт: устойчивость не есть полная независимость от обстоятельств. Наоборот, она связана с укреплением зависимости, но от «более отдаленных факторов». Применительно к устойчивости личности это означает укрепление зависимости от факторов, выходящих за пределы личности, ее непосредственных узколичных интересов и потребностей {Чудновский, 1981). Здесь прежде всего имеется в виду зависимость от нравственных ориентиров. В годы «застоя» за нравственностью следили партийная, комсомольская, профсоюзная организации. Нарушение нравственных норм было чревато соответствующим наказанием. Такое положение вещей мало стимулировало воспитание «внутренней», то есть подлинной нравственности. [26]

Не нужно доказывать, что опора на «нравственные инварианты» имеет непосредственное отношение к проблеме смысла жизни, в том числе — оптимального смысла жизни. При этом следует подчеркнуть значение именно общечеловеческой нравственности, которая кристаллизует в себе конденсаты многовековой исторической памяти (Дробницкий, 1974). Именно общечеловеческая нравственность, ориентированная на «наиболее отдаленные факторы» и проявляющаяся в способности человека «выйти за пределы» не только собственной личности, но и группы, класса и т.д., к которым он принадлежит, — создает «первооснову» оптимального смысла жизни. Проблема общечеловеческой нравственности стала особенно острой в связи с распространением такого явления, как терроризм, который создает угрозу для самого существования человечества. Как ни парадоксально это может казаться на первый взгляд, психология террориста основана на некоторых нравственных инвариантах: террорист служит определенной идее, которая становится для него смыслом жизни, а террористический акт — способом его реализации; он выходит «за пределы» собственной личности и отдает свою жизнь, реализуя (как ему представляется) интересы «единоверцев»; наконец, он не сомневается, что совершает богоугодный, а следовательно, нравственный поступок.

Вспомним теорию превосходства арийской расы и гибель миллионов невинных (Освенцим, Дахау, Бабий Яр и т.д.), теорию классовой борьбы, ставящую представителей одного класса над другим, и репрессии против миллионов опять же невинных людей, проповедь единственно «подлинной» религии и борьбу против «неверных», вина которых лишь в том, что они принадлежат к другим религиозным конфессиям. Вспомним 11 сентября 2001 года! Во всех этих случаях действия основываются на ущербной, «частичной» нравственности, ставящей одну группу людей над другой. Нужна нравственность, ориентированная на «наиболее отдаленные факторы», нужны общечеловеческие нравственные законы. Нужны нравственные законы Земли, стоящие над партиями, идеологиями, нациями и вероисповеданиями. И нужна система, которая обеспечит реализацию таких законов, которая будет воспитывать «антитеррориста» с грудного возраста, а не тогда, когда сформировались и укоренились личностные установки, впитанные с молоком матери. Создание такой воспитательной системы более необходимо, чем развитие оборонной промышленности, сельского хозяйства и даже информации и информационных технологий. В противном случае некого будет защищать, некого кормить и не с кем общаться. Несомненно, что непосредственное участие в создании, отработке и функционировании такой системы — одна из главных составляющих оптимального смысла жизни. [27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать вывод, чтосмысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.

Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.

Но каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное — это позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к самой тяжелой ситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социально-психологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.

Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.

Мыслители Востока и Запада стремились понять природу человеческой жизни и назначение человека. В двадцатом веке к этой теме обратилась наука - как биология, и психология, рассматривающая тему смысла с точки зрения социальной и творческой реализованности личности, так и с точки зрения удовлетворенности своим бытием. Тот, кто сознательно ищет и находит подобный смысл, удовлетворен своей жизнью гораздо полнее, нежели тот, кто живет, не утруждая себя никакими поисками.

Психологическая наука полагает: потребность в обретении смысла жизни составляют глубинную духовную основу любого человека. Как только жизнь теряет смысл, человек теряет счастье, гармонию, уверенность в себе и начинает совершать множество жизненных ошибок. Из психологии известно, что наличие долговременной цели жизни, придающей ей смысл, служит основой долголетия. Человеку как бы есть за что бороться и куда растягивать пружину собственной жизни. Но как только человек утрачивает ощущение жизненного смысла, то это сказывается даже на его здоровье, и продолжительность жизни неуклонно сокращается. Потому поиски смысла жизни и его возможные обретения играют для человека исключительно важную роль во всех отношениях и аспектах его бытия.

Как правило, смысл человеческой жизни становится по-настоящему понятным уже после ее завершения. Потому Лев Толстой, верящий в бессмертие души считал, что смысл человеческой жизни находится за пределами ее продолжительности и вне ее видимой части. Он был убежден, что смысл жизни шире индивидуального существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абульханова-СлавскаяК. А. "Стратегия жизни" - Москва: Изд-во «Мысль», 1991
  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

4 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5 Виктор Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия. /Психология личности. Сборник, М., МГУ, 1982.

бФранкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л .Я. Г озмана. - М.: Прогресс, 1990.

7 Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности/ Рос. акад. наук. Ин-т психологии: М.: Ин-т психологии РАН, - 1996.

8 Лэнге А. Виктор Франкл - поверенный человечности // Вопросы психологии. - 2005. - №3.

9 Братусь Б.С. Несмотря ни на что - сказать жизни "да" (уроки Виктора Франкла) // Вопросы психологии. - 2005. - №3.

10 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1988.

  1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 3—14.
  2. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III—V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского и др. М.: Ось- 89, 2001.
  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  4. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V—VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002.
  5. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.
  6. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2(18).
  7. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированно-сти от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №2.
  8. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  9. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.
  10. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной психотерапии. М.: Флинта, 1997.
  11. Лейтес B.C. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.; Воронеж, 1997.
  12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.
  13. Максимова Е.А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-154.
  14. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114—118.
  15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  16. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко // Практическая диагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.
  17. Панина В.В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993.

Информация о работе Исследование смысла жизни в психологии