Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и проотборе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:48, реферат

Описание

Внимание - это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.

Работа состоит из  1 файл

Барновская тренинги.docx

— 44.22 Кб (Скачать документ)

    Метод, используемые в психологических исследованиях при изучении запоминания:

    Какая бы разновидность этой методики ни применялась, получают 4 следующих показателя:

  • общее время заучивания;
  • количество повторений, необходимых для достижения критерия усвоения (п);
  • число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе (т);
  • число ошибок в каждой пробе (р).

      Количественным критерием эффективности  является так называемый коэффициент  воспроизведения (Kb). Для определения данного коэффициента А.Н. Леонтьев предложил следующую формулу:

      
 

    где N— общее количество стимулов.

    Поскольку испытуемый называет вслух каждый элемент, экспериментатор может зарегистрировать ответные реакции и получить данные не только о ходе запоминания, но и  о характере допущенных ошибок. Для  определения качества запоминания  вычисляют среднюю частоту воспроизведения (f) каждого стимула: 

       
 

    где fm — частота воспроизведения каждого из предъявленных стимулов.

    При использовании дополнительной аппаратуры регистрируется латентный период вербальной реакции испытуемого. Данный параметр может быть показателем прочности  мнемических следов. 

    Метод сбережения. Этот метод был разработан в целях изучения динамики изменения объема памяти (и особенно забывания) во времени.

    Исследование  проводится в два этапа. На первом этапе испытуемые заучивают материал до безошибочного воспроизведения. По прошествии какого-то времени испытуемые доучивают материал. Повторное заучивание должно удовлетворять двум условиям: а) оно должно осуществляться тем же методом, с помощью которого происходило первоначальное заучивание; б) испытуемый снова должен достигнуть того же критерия усвоения, который был установлен при заучивании. Сбережение оценивается как различие между временем первоначального заучивания и временем доучивания, либо как сравнение ошибок, допущенных испытуемым в том и другом случаях.

    Для оценки эффективности сбережения Т.П. Зинченко предложила две формулы  вычисления коэффициента сбережения, а именно:

    

    Кеб = (Enl — Еп2) /Znl* 100 , где Xhi и Еп2 — число повторений при первом и последующем заучивании;

    

    Кеб = (Ері — Ep2) /Ері *100    , где Ер і и Ер2 - число допущенных ошибок при первом и последующем заучивании

    Различие  между числом проб или ошибок при  первоначальном и повторном заучивании составляет величину абсолютного сбережения. Однако вышеуказанные способы подсчета не всегда дают одинаковый результат. Следовательно, необходимо вычислить  величину относительного сбережения. Для этого можно использовать формулу Хилгарда:

    

    Ее = 100 (Еа — Er)/ (Еа — J)      , 

    где Ее — относительное сбережение, Еа — число проб при заучивании, Ег — число проб при повторном заучивании,J — число правильных проб, соответствующих критерию усвоения, установленному экспериментатором (J будет равно 1, если этим критерием является первое безошибочное воспроизведение материала).

    При вычислении по этой формуле величины относительного сбережения вводится поправка показателя, определяемая путем вычитания  правильной пробы J (или числа проб J), соответствующей критерию усвоения, совпадающему при первоначальном и повторном заучивании. Результаты, получаемые методом сбережения, характеризуют не только сохранение, но и способность к научению. Этот метод используется в исследованиях воспроизведения и узнавания. 

    Метод удержанных членов ряда. Этот метод был предложен Г. Эббингаузом. Задача испытуемого заключается в том, чтобы постараться запомнить предъявленный ему стимульный ряд и воспроизвести все, что запомнилось. Ряд стимулов: слоги, слова, числа, фигуры — предъявляется испытуемому зрительно, на слух или комбинированно, то есть, испытуемый видит слова, которые ему читает экспериментатор. В зависимости от целей исследования ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда испытуемому предлагают сразу, либо через определенный промежуток времени устно или письменно воспроизвести все, что он запомнил. Число правильно воспроизведенных элементов отражает степень запоминания материала.

    Метод удержанных членов ряда может использоваться в различных модификациях. Экспериментальный  ряд может предъявляться последовательно  или целиком; испытуемому может  быть дана инструкция на запоминание  элементов ряда в заданной или  в любой последовательности. Метод  может применяться для определения  зависимости продуктивности запоминания  от содержания материала, способов его  предъявления и т. п.

    Особенность этого метода в том, что он дает, скорее, воспроизведенные, чем сохраненные  элементы. Метод удержанных членов ряда часто используется как способ определения типов памяти. Но его  можно использовать и для исследования мнемических механизмов, таких, как воспроизведение и узнавание. В этом случае, для обработки данных важны частота правильного воспроизведения (Рв = m/n, m — количество правильно воспроизведенных элементов, п — число предъявленных элементов) и коэффициент точности воспроизведения.

    Кроме методов Эббингауза в психологических исследованиях широко применяются и другие методы: метод тождественных рядов, метод парных ассоциаций, метод реконструкции, метод последовательного воспроизведения, метод уравнивания в заучивании. 

    Метод тождественных рядов. Другое название, закрепившееся за данным методом - метод узнавания. При этом методе испытуемому однократно предъявляют ряд элементов. Далее, во второй части опыта, предъявляют второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых имеются все или несколько элементов первого ряда, и предлагают узнать «старые» стимулы, т. е. элементы первого ряда. В этом случае задача испытуемого будет состоять в том, чтобы просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые требуется заучить, по мере того как они будут встречаться. Опыт организуется так: заучивается ряд из 5 стимулов, которые затем смешивают с 15 новыми стимулами. Таким образом, можно составить однородный ряд, содержащий 20 стимулов, которые и предъявляются испытуемому.

    При анализе результатов необходимо учесть, что выбор испытуемого  может носить случайный характер. Вероятность этого тем больше, чем меньше число новых стимулов. 

    Метод узнавания можно затруднить или облегчить подбором «новых» стимулов, более или менее похожих на «старые».

    При обработке полученных данных определяют следующие показатели.

    1. Частота ошибок положительного  узнавания (ошибок типа «пропуск  цели») определяется по формуле:

      
 

    где Rc — количество ошибок узнавания «старых» стимулов, Nc - количество предъявленных «старых» стимулов;

    2. Частота ошибок отрицательного  узнавания (ошибок типа «ложная  тревога») определяется по формуле: 

      

    где Rh - количество ошибок узнавания «новых» стимулов, Nh - число предъявленных «новых» стимулов;

    3. Частота правильного узнавания  определяется по формуле:

      
 

    где Мс — количество правильно опознанных «старых» стимулов. 

    Метод парных ассоциаций. Впервые этот метод был предложен М. Калкинсом в 1894 г. Стимульный материал располагается попарно. Первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй — ответа. Испытуемые должны запомнить материал таким образом, чтобы при предъявлении первого члена пары они в ответ называли второй член. Весь ряд предъявляется один или несколько раз. Затем, после предъявления всех стимулов, испытуемому предъявляют зрительно или на слух только первые элементы каждой пары, а он должен воспроизвести устно или письменно вторые элементы. Если испытуемый воздерживается от ответа или делает ошибки, то ему на слух или зрительно предлагают правильный ответ.

    В одном из вариантов этой методики после каждой кратковременной экспозиции стимула экспериментатор называет ответ даже в том случае, если этот ответ дается самим испытуемым. При этом считается, что восприятие правильного ответа подкрепляет  только что данный ответ. Показатели, получаемые в результате применения этого метода, аналогичны получаемым с помощью метода антиципации. При этом порядок следования пар изменяют, чтобы преодолеть влияние положения отдельных пар в ряду.

    Количество  правильно воспроизведенных элементов  пар является показателем прочности образовавшихся ассоциаций. 

    Метод реконструкции. Данный метод используется для исследования сохранения в памяти не столько самого материала, сколько его расположения в ряду. Заучиваемые элементы предъявляются в одном и том же порядке, который требуется запомнить во время заучивания. После окончания заучивания испытуемому предъявляют те же элементы, но в ином порядке. Задача испытуемого заключается в том, чтобы расположить их в первоначальном порядке. 

    Мышление - процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п. Мышление - процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности с ее связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание и смысл воспринимаемого, а также внутренние особенности предметов и явлений. С помощью мышления человек может понять настоящее, будущее, прошедшее, строить гипотезы и обеспечивать их проверку.

    Методы  оценки мышления:

  - методика Векслера - диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

  Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и  невербального" интеллекта, анализируют  выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как  они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или  нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

  - методика «Количественные отношения» - данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой, поставив знак "больше" или "меньше". Время решения 5 мин.

  - методика «Простые аналогии» - выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше. Инструкция к тесту:  «Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа (после знака равно) то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа». Интерпретация результатов теста: Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Информация о работе Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и проотборе