Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и проотборе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:48, реферат

Описание

Внимание - это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.

Работа состоит из  1 файл

Барновская тренинги.docx

— 44.22 Кб (Скачать документ)

    Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

  - методика «Сложные аналогии» - методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Описание:  методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

    Испытуемый должен определить  отношение между словами в  паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице  "шифр" пару слов с такой  же логической связью, а после  этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая  соответствует найденному аналогу  из таблицы "шифр". Время  выполнения задания ограничено  тремя минутами.

  - прогрессивная матрица Равена - методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.  Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.  На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут.

  - тест Амтхауэра - исследование структуры интеллекта личности. Описание теста: тест интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.  Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров.  На каждый субтест отводится фиксированное время. Шкалы: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение, память (мнемические способности); вербальный интеллект, математическая одаренность, способности (теоретические, практические, конструктивные).

  - КОТ (краткий ориентировочный тест) - предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития. Тест измеряет общий уровень умственных способностей и предусматривает диагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и т. д. Цель теста КОТ - определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Краткий Ориентировочный Тест В.Н.Бузина используется при предварительном отборе, профориентационной работе, диагностике обучаемости и деловых качеств личности.

  - методика исследования быстроты мышления - методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе. Инструкция: перед Вами бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в течение 3 мин. необходимо определить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, в единственном числе.

  - методика «Словесный лабиринт» - изучает индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригидности. Она позволяет выявить подвижность, или лабильность мыслительных процессов. Под лабильностью мыслительных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).

  Процедура эксперимента. Испытуемому предлагается 10 словесных лабиринтов. Под лабиринтом подразумевается столбик беспорядочно перемешанных букв и 6 строк по 6 букв в каждой строке. Набор букв выглядит случайным, но в нем обязательно  зашифровано какое-нибудь слово. Задача обследуемого — как можно скорее найти выход из лабиринта, используя  три правила. Первое — вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего  угла, а выход всегда находится  в левом верхнем углу. Второе — передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв. Третье — любая „пройденная“ буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Регистрируется время за которое испытуемый проходит каждый лабиринт.

  Относительно  стабильные временные затраты указывают  на лабильность мышления. Большие  различия между минимальными и максимальными  показателями указывают на ригидность, когда человеку приходится тратить  лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. Также можно отметить степень  обучаемости, сравнив результаты первой половины лабиринта с результатами второй: эффект научения отражается в общем уменьшении временных затрат.

Информация о работе Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и проотборе