Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и проотборе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:48, реферат

Описание

Внимание - это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.

Работа состоит из  1 файл

Барновская тренинги.docx

— 44.22 Кб (Скачать документ)

    Белорусский Государственный Университет

    Государственный институт управления и социальных технологий

    Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследование  уровня развития высших психических функций  при оценке профпригодности и проотборе 
 
 

Выполнила: студентка 4-ого курса,

                                                                                                группы 872,

                                                                                                       Кононович М.С. 
 
 

                                                                                      Преподаватель: Барновская Е. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2011

    Внимание - избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент.

    Внимание - это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.

    Внимание:

  - обеспечивает согласованность различных  звеньев поведения; 

  - характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, распределяемостью и переключаемостью;

  - выражается на ЭЭГ в локальном  подавлении альфа-ритма.

    Различаются три вида внимания:

  • непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;
  • произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; и
  • постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

    Методы  оценки внимания:

  - корректурная проба - Корректурные таблицы (кольца Ландольта) используются для изучения произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной работы, работоспособности и устойчивости к монотонной работы, требующей постоянного сосредоточения внимания.

    Обследование проводится при  помощи специальных бланков, содержащих  случайный набор колец с разрывами,  направленными в разные стороны,  так называемые кольца Ландольта. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает некоторые указанные в инструкции кольца. Итоги пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, и по времени исполнения заданного числа строк.

  - красно-чёрные таблицы (методика Горбова) – назначение теста: оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых. ИНСТРУКЦИЯ: исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.  Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

    Первые два задания выполняются  с использованием одного бланка, третье задание – на другом  бланке.

  - расстановка чисел - методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. ИНСТРУКЦИЯ: «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя». ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма   22 числа и выше.

  Методика  удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется  проводить в присутствии экспериментатора.

  - перепутанные линии – цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания. Оборудование: секундомеры, специальные бланки. ИНСТРУКЦИЯ: опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".

  - отыскивание чисел - тест "Таблицы Шульте" позволяет диагностировать: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость. Оборудование: для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка. Опыт можно проводить с испытуемыми, имеющими не меньше 4 классов образования.

  Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая  этот показ словами: "Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены  не по порядку". Далее таблицу  прикрывают, т. е. кладут на стол числами  книзу и продолжают инструкцию: "Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа  по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?" (Если испытуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70 – 75 см от него, и, включая секундомер, говорит: "Начинайте!"

    Пока испытуемый показывает и  называет числа, экспериментатор  следит за правильностью его  действий, а когда испытуемый  называет число "25", экспериментатор  останавливает секундомер.

    После первой таблицы без всяких  дополнительных инструкций испытуемому  предлагают таким же образом  отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й  и 5-й таблице.

  - метод сложения чисел с переключением - изучение переключения и устойчивости внимания. Испытуемому предлагается в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение проводится двумя различными способами, меняющимися каждую минуту.

  Первый  способ.

  Необходимо  складывать два числа (верхнее и  нижнее), к полученной сумме прибавлять единицу и результат записывать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписывать  снизу. Полученная пара чисел складывается опять аналогичным образом и  т.д. Если сумма выражена двузначной цифрой, записывается только цифра обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2).

  Второй  способ.

  Вначале осуществляется сложение верхнего и  нижнего чисел, как и при первом способе, но от суммы вычитается единица  и результат записывается рядом  с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

  - методика «Интеллектуальная лабильность» - исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Описание: методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых. 

    Память  - психофизиологический процесс:

  - осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

  - выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

    Методы  оценки памяти:

  - исследование кратковременной зрительной  и слуховой памяти:

  1. заучивание 10 слов - Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Никакого специального оборудования не требуется. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции. Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций.

Оцениваются качественные и количественные характеристики выполнения теста.

 Количественными характеристиками являются:

  • количество слов, воспроизведенных после первого предъявления вербального ряда. Отражает  объем мгновенной, непосредственной или  сенсорной памяти;
  • количество слов, воспроизведенных после третьего (в зависимости от задач исследования – после пятого или десятого) повторов . Отражает объем кратковременной слухо-речевой памяти;
  • число повторов задания, необходимых для заучивания всех  предъявленных  слов. Этот показатель отражает эффективность заучивания;
  • динамика числа слов, воспроизведенных за 5 (10) повторов. Такая «кривая произвольного запоминания» отражает особенности самого процесса заучивания материала.   Объем восприятия  считают суженным, если от пробы к пробе наращивания запоминаемого материала не происходит;
  • число слов, самостоятельно воспроизведенных после периода интерференции. Этот показатель отсроченного воспроизведения отражает как прочность следа памяти, так и способность к произвольному вспоминанию;
  • число слов из исходного вербального ряда,  правильно узнанных среди нового списка слов. Объем непроизвольного узнавания отражает прочность  следа памяти.

   Качественными характеристиками выполнения теста является скорость и правильность воспроизведения слов. Учитывается активность мнестической деятельности, наличие или отсутствие контаминаций, персевераций. Оценивается характер торможения (ретро- или проактивное), наличие или отсутствие фактора края — лучшего воспроизведения крайних слов ряда;

  1. запоминание цифр - На короткое время испытуемому предъявляются ряды цифр. Их следует запомнить и ввести в компьютер. После последнего вспомненного символа нажать Enter. Если испытуемый запомнил не всю строку, он должен набрать то, что запомнил, но никогда не должен вводить случайные символы. Задачей испытуемого является правильное воспроизведение каждого цифрового ряда в любой последовательности. Тест адаптивный — первый ряд содержит 7 цифр, в случае правильного воспроизведения следующий ряд увеличивается на одну цифру, а в случае неправильного — уменьшается на одну цифру и т.д. Результатами теста являются средняя длина цифрового ряда и среднее количество правильно воспроизведенных цифр в ряду. Параметры: время экспозиции; среднее количество правильных символов; средняя длина ряда; процент правильных ответов; количество предъявлений;
  2. метод опосредованных запоминаний - определение объема кратковременной зрительной памяти. Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе – оперативной памяти – 10 единиц материала.  Средний уровень: 6 – 7 единиц.
  3. методика «Образная память» - изучение кратковременной памяти. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.
  4. методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти» - ребенку поочередно предлагают два рисунка и трафаретные рамки с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунков. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которые ребёнок воспроизвел по памяти правильно. При этом правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
  5. пиктограмма - методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.). Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Информация о работе Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и проотборе