Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:48, реферат
Внимание - это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.
Белорусский Государственный Университет
Государственный институт управления и социальных технологий
Кафедра
социальной работы
Исследование
уровня развития высших
психических функций
при оценке профпригодности
и проотборе
Выполнила: студентка 4-ого курса,
Минск, 2011
Внимание - избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент.
Внимание - это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.
Внимание:
-
обеспечивает согласованность
-
характеризуется
- выражается на ЭЭГ в локальном подавлении альфа-ритма.
Различаются три вида внимания:
Методы оценки внимания:
- корректурная проба - Корректурные таблицы (кольца Ландольта) используются для изучения произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной работы, работоспособности и устойчивости к монотонной работы, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится при
помощи специальных бланков,
- красно-чёрные таблицы (методика Горбова) – назначение теста: оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых. ИНСТРУКЦИЯ: исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Первые два задания
- расстановка чисел - методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. ИНСТРУКЦИЯ: «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя». ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма 22 числа и выше.
Методика
удобна при групповом обследовании.
Групповое обследование рекомендуется
проводить в присутствии
- перепутанные линии – цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания. Оборудование: секундомеры, специальные бланки. ИНСТРУКЦИЯ: опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".
- отыскивание чисел - тест "Таблицы Шульте" позволяет диагностировать: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость. Оборудование: для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка. Опыт можно проводить с испытуемыми, имеющими не меньше 4 классов образования.
Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: "Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку". Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: "Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?" (Если испытуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70 – 75 см от него, и, включая секундомер, говорит: "Начинайте!"
Пока испытуемый показывает и
называет числа,
После первой таблицы без
- метод сложения чисел с переключением - изучение переключения и устойчивости внимания. Испытуемому предлагается в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение проводится двумя различными способами, меняющимися каждую минуту.
Первый способ.
Необходимо складывать два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавлять единицу и результат записывать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписывать снизу. Полученная пара чисел складывается опять аналогичным образом и т.д. Если сумма выражена двузначной цифрой, записывается только цифра обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2).
Второй способ.
Вначале осуществляется сложение верхнего и нижнего чисел, как и при первом способе, но от суммы вычитается единица и результат записывается рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.
-
методика «Интеллектуальная
лабильность» - исследование лабильности,
то есть способности переключения внимания,
умения быстро переходить с решения одних
задач на выполнение других, не допуская
при этом ошибок. Описание: методика состоит
из ряда нескольких несложных заданий,
которые зачитываются экспериментатором.
На решение каждого задания отводится
от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются
на специальном бланке. Методика предназначена
для взрослых испытуемых.
Память - психофизиологический процесс:
- осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;
- выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Методы оценки памяти:
-
исследование кратковременной
Оцениваются качественные и количественные характеристики выполнения теста.
Количественными характеристиками являются:
Качественными характеристиками выполнения теста является скорость и правильность воспроизведения слов. Учитывается активность мнестической деятельности, наличие или отсутствие контаминаций, персевераций. Оценивается характер торможения (ретро- или проактивное), наличие или отсутствие фактора края — лучшего воспроизведения крайних слов ряда;