Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Объектом исследования является уровень тревожности представителей разнотипных профессий.
Предметом исследования выступает влияние уровня показателей тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности и ее влияния на интеллектуальный уровень развития личности 6
1.1.Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях 6
1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта по М.Пиаже 12
Выводы по главе 1: 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению влияния уровня тревожности 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая исследование влияния тревожности на уровень интеллекта.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)
 

      Методы  исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: обзорно — аналитическое исследование психолого-педагогической и специальной психологической литературы; эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, психологическое тестирование, беседа; математическая обработка полученных данных. 

      Характеристика  методов исследования

      Метод тестирования – наиболее частый применяемый метод в психодиагностики, позволяющий определить наличие у человека тех или иных психических качеств, свойств, уровень их развития и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами.

      Для диагностики психических состояний и свойств личности сотрудников отделений были выбраны:

      I. Шкала оценки личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

      Данный  тест является надежным информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реактивная тревожность  как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

      Показатели  личностной тревожности и ситуативной  тревожности подсчитываются по формулам:

      РТ= ,

      где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,9,12,13,14,17,18;

       - сумма остальных зачеркнутых  цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

      ЛТ= ,

      где - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,34,37,40;

       - сумма остальных цифр по  пунктам – 21,26,27,30,33,36,39.

      При интерпретации результат можно  оценить так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.

      Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать  на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется  напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

      Но  тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень  тревожности — естественная и  обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный  индивидуальный уровень "полезной тревоги".

      Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно  оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 -20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности.

      Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания, высокая  тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

      Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения  чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного  вытеснения личностью высокой тревоги  с целью показать себя в «лучшем  свете».

      Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной деятельности.

     2. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра  (Amthauer Intellegent Struktur Test 1-S-T).

     Предназначен  для измерения уровня интеллектуального  развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р.Амтхауэром в 1953 году для отбора кандидатов на различные виды обучения. Последняя редакция осуществлена в 1973 году. Р.Амтхауэр рассматривал интеллект как подструктуру в целостной структуре личности, что соответствует основным методологическим установкам данной работы. Тест валидизирован на широкой выборке испытуемых и диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-математический, пространственный и мнемический.

     Тест  состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Каждый субтест содержит 20 заданий (кроме четвертого, который содержит 16 заданий). Время проведения субтестов ограничено.

  1. Логический отбор (LS). Исследует индуктивное мышление, «чувство языка» по Р.Амтхауэру. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее слово из списка.
  2. Определение общих черт (GE). Исследует способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе.
  3. Аналогии (AN). Исследует вербальные комбинаторные способности. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.
  4. Классификация (KL). Оценивается способность выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.
  5. Задания на счёт (RA). Оценивается уровень развития практического математического мышления. Испытуемый должен решить 20 арифметических задач.

     Ряды чисел (ZR). Исследуется индуктивное мышление, способность оперировать числами. Необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его.

  1. Выбор фигур (FS). Исследуется пространственное воображение, образные комбинаторные способности в двумерном пространстве. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделённой на части.
  2. Задание с кубиками (WU). Исследуется пространственное воображение, образные комбинаторные способности в трёхмерном пространстве. В каждом задании предъявляется куб в определённом, изменённом по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами.
  3. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании.

     Всего, обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования - 90 минут. При подсчете «сырых» оценок (кроме 4 субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом, структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта. 
 

      2.2. Анализ интерпретация  результатов исследования 

      Проведенные общепсихологические исследования с применением методов наблюдения, опроса, беседы и т.д. подтверждают данные литературы.

    С помощью оценки тревожности анализируются  психодинамические отклонения субъектных свойств испытуемых.

    Таблица 1.

    Результаты  анализа тревожности

Тревожность реактивная, баллы
    42,4+1,7
45,2+1,9
Тревожность общая, баллы
    41,0±2,5
46,6+2,1*
 

     При оценке тревожности  методом Спилбергера-Ханина было выявлены значения показателей тревожности у лиц.

      Уровень реактивной тревожности у испытуемых составил 45,2+1,9 баллов, превысив значение такового показателя в контроле (42,4+1,7 балла), однако, при этом достоверных отличий выявлено не было.

   Лица  с низким уровнем тревожности способны извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Низкий уровень тревожности связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с низкой тревожностью обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

   Уровень тревожности в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем показатель уровня развития общего интеллекта. Люди с низкой тревожностью обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

      Лица  с высокой тревожностью испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Высокий уровень тревожности может в определенной степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, определенными чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками и др., а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения. 

      Анализ  показателей общего интеллекта групп  с высоким и низким уровнем тревожности

      Таблица 3.

      Психологические показатели в группах с высокой  и низкой тревожностью

    Показатели
Высокий уровень тревожности Низкий  уровень тревожности Крите рий разли чий
 
показатель
отклонение вариативность показатель отклонение вариативность t
 
Общий интеллект
 
1.Логический  отбор 12,5* 1,54* 12,3 13,4* 1,95* 14,5 2,7*
2.Определение  общих черт 11,3* 1,8* 15,9 12,3* 2,3* 18,6 2,7*
3.Аналогии 10,4* 2,82* 27,1 11,9* 3,43* 28,8 2,7*
4. Классификация 15,6 1,91 12,2 16,3 2,15 13,2 1,9
5. Задания на счёт 2,5* 2,5* 31,6 9,1* 2,94* 32,3 2,5*
6. Ряды чисел 3,15* 3,15* 27,8 12,7* 3,62* 28,5 2,4*
7. Выбор фигур 2,4 2,4 22,4 11,4 2,62 23,0 1,6
8, Задание с кубиками 1,82 1,82 17,8 10,9 2,57 22,9 1,8
9. Задание на запоминание 2,86* 2,86* 17,5 17,8* 2,94* 16,5 3,1*
10.Суммарный  показатель 1063* 106р* 9,7 115,7 13,2* 11,4 4,6*
 

      Суммарный показатель общего интеллекта группы с высоким уровнем тревожности  составил 106,3 балла (среднее квадрэтическое отклонение 10,3; вариативность 9,7%), что соответствует среднему уровню развития общего интеллекта по стандартным нормативам. Показатель общего интеллекта группы с низким уровнем тревожности выше на 11,4 балла и равен 115,7 балла (среднее квадратическое отклонение 13,2; вариативность 11,4%), что соответствует уровню «выше среднего».

      Показатель  первого субтеста «логический отбор» группы с высоким уровнем тревожности  составил 12,5 балла (среднее квадратическое отклонение 1,54; вариативность 12,3%), что соответствует 7 стандартным единицам. То есть индуктивное мышление исследуемой группы развито на уровне «выше среднего» (нижняя граница нормы) Показатель первого субтеста у группы и низкой тревожностью выше на 0,9 балла и составил 13,4 балла (среднее квадратическое отклонение 1,95; вариативность 14,5%) - 8 стандартных единиц. Таким образом, исследуемый показатель развит на уровне «выше среднего» (верхняя граница нормы).

      Показатель  второго субтеста «определение общих  черт» группы с высокой тревожностью составил 11,3 балла (среднее квадратическое отклонение 1,8; вариативность 15,9%) - 5 стандартных единиц. То есть способность к абстрагированию и оперированию вербальными понятиями соответствует среднему уровню развития (нижняя граница нормы). Показатель второго субтеста группы с низкой тревожностью выше и составляет 12,3 балла (Среднее квадратическое отклонение 2,3; вариативность 18,6%) - 6 стандартных единиц. То есть исследуемая способность соответствует среднему уровню развития (верхняя граница нормы).

      Показатель  третьего субтеста «аналогии» группы с высокой тревожностью равен 10,4 балла (среднее квадратическое отклонение 2,82; вариативность 27,1%) - 5 стандартных единиц. То есть вербальные комбинаторные способности группы с высокой тревожностью соответствуют среднему уровню развития (нижняя граница нормы). Аналогичный показатель группы с низкой тревожностью выше и равен 11,9 балла (среднее квадратическое отклонение 3,43; вариативность 28,8%) - 6 стандартных единиц. То есть исследуемые способности группы с низкой тревожностью соответствуют среднему уровню развития (верхняя граница нормы).

      Показатель  четвертого субтеста «классификация»  группы с высокой тревожностью составляет 15,6 балла (среднее квадратическое отклонение 1,91; вариативность 12,2%) - 7 стандартных единиц. То есть, способность выносить суждение, развита в данной группе на уровне «выше среднего». Аналогичный показатель группы с низкой тревожностью выше и равен 16,3 балла (среднее квадратическое отклонение 2,15; вариативность 13,2%) 7 стандартных единиц. То есть исследуемая способность группы с низкой тревожностью развита на уровне выше среднего.

Информация о работе Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта