Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Объектом исследования является уровень тревожности представителей разнотипных профессий.
Предметом исследования выступает влияние уровня показателей тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности и ее влияния на интеллектуальный уровень развития личности 6
1.1.Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях 6
1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта по М.Пиаже 12
Выводы по главе 1: 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению влияния уровня тревожности 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая исследование влияния тревожности на уровень интеллекта.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

      Показатель  пятого субтеста «задания на счёт»  группы с высокой тревожностью составляет 7,9 балла (среднее квадратическое отклонение 2,5; вариативность 31,6%) - 4 стандартные единицы. То есть уровень развития практического математического мышления находится на уровне «ниже среднего» (нижняя граница нормы). Аналогичные показатель группы со слабой тревожностью равен 9,1 балла (среднее квадратическое отклонение 2,94; вариативность 32,3%) - 4 стандартные единицы, что так же соответствует уровню развития «ниже среднего».

      Показатель  шестого субтеста «ряды чисел» группы с высокой тревожностью равен 11,3 балла (среднее квадратическое отклонение 3,15; вариативность 27,8%) — 7стандартных единиц, что указывает на развитие индуктивного математического мышления на уровне «выше среднего» (нижняя граница нормы). Аналогичные показатель группы с низкой тревожностью выше и равен 12,7 балла (среднее квадратическое отклонение 3,62; вариативность 28,5%) — 8 стандартных единиц, что выше аналогичного показателя группы с низкой тревожностью и соответствует уровню развития «выше среднего» (верхняя граница нормы).

      Показатель  седьмого субтеста «выбор фигур» группы с высокой тревожностью соответствует 10,7 баллов (среднее квадратическое отклонение 2,4; вариативность 22,4%) - 6 стандартных единиц, что соответствует среднему уровню развития образных комбинаторных способностей в двумерном пространстве. Аналогичные показатель группы  с низкой тревожностью равен 11,4 балла (среднее квадратическое отклонение 2,62; вариативность 23%) — 6 стандартных единиц, что так же соответствует среднему уровню развития исследуемой способности.

      Показатель  восьмого субтеста «задание с кубиками»  группы  с высокой тревожностью равен 10,2 балла (среднее квадратическое отклонение 1,82; вариативность 17,8%) - 5 стандартных единиц, что соответствует среднему уровню развития образных комбинаторных способностей в трёхмерном пространстве. Аналогичный показатель группы с низкой тревожностью равен 10,9 балла (среднее квадратическое отклонение 2,57; вариативность 22,9%) - 5 стандартных единиц, что так же соответствует среднему уровню развития данной способности.

      Показатель  девятого субтеста «задание на запоминание  и сосредоточение внимания» группы с высокой тревожностью равен 16,3 балла (среднее квадратическое отклонение 2,86; вариативность 17,5%) - 7 стандартных единиц, что говорит о развитии способности к сосредоточению и запоминанию на уровне «выше среднего» (нижняя граница нормы). Аналогичные показатель группы с низкой тревожностью равен 17,8 балла (среднее квадратическое отклонение 2,94; вариативность 16,5%) - 8 стандартных единиц, что выше показателя группы с низкой тревожностью и соответствует развитию данной способности на уровне «выше среднего» (верхняя граница нормы).

      Графическое изображение интеллектуальных профилей двух крайних групп отражено на рисунке 1.  

      Рис. 1. Психологический профиль показателей  общего интеллекта испытуемых в соответствии с их уровнем тревожности

     Суммарный показатель тревожности тесно связан со всеми частными показателями интеллекта, кроме показателя способности выносить суждения, обобщать, классифицировать понятия (субтест 4 теста Р.Амтхауэра). 

      Выводы по главе 2:

      В основном экспериментальном исследовании приняли участие 40 человек.

      Анализ показателей  общего интеллекта двух крайних групп  выявил достоверные различия на 5% уровне значимости в 6 парциальных и суммарном показателе общего интеллекта. Лица с низкой тревожностью имеют более высокие показатели в 1, 2, 3, 5, 6, 9 субтестах, что говорит, о более высоком уровне развития у испытуемых данной группы вербального интеллекта (1, 2, 3 субтесты), счётно-математических способностей (5, 6 субтесты), а так же мнемических способностей (9 субтест). Что касается пространственных способностей (7,8 субтесты) достоверных различий между исследуемыми группами обнаружено не было. Однако была выявлена тенденция к увеличению показателей пространственных способностей в группе с низкой тревожностью. В целом по выборке испытуемых обнаружены тесные положительные межфункциональные связи между показателями интеллекта и тревожности разного уровня значимости.

      Обнаружены  положительные связи на достоверном  уровне значимости между показателями тревожности и интеллекта (р<0,05; р<0,01; р<0,001), диапазон величин коэффициентов корреляции от 0,12 до 0,34. 

 

      

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Учитывая, что интеллект является характеристикой  человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает в таких видах профессиональной деятельности, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Сегодня развитие науки проявило еще один, ранее не очень заметный аспект с интеллекта - его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности, которая во многом зависит от эффективности социального взаимодействия, непосредственно связанной с уровнем развития интеллекта.

      С другой стороны, невозможность успешной самореализации может стать основанием для развития различных негативных проявлений, к числу которых можно отнести и тревожность личности. Известно, что тревожность блокирует личностную активность, мешает правильно воспринимать и оценивать межличностные отношения (Р.Мэй, С.Кьеркегор, Ч.Спилбергер, З.Фрейд, К.Хорни, О.Х.Маурер, Дж.Тейлор, Г.Селье, Г.С.Салливен, Ф.Б.Березин, А,А,Бодалев, А.И.Захаров, Н.Д.Левитов, A.M.Прихожан, Ю.Л.Ханин и др.).

     Анализ  основных работ показывает, что в  понимании природы тревожности  у авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

      В результате эмпирического исследования были сделаны выводы о том, что высокая тревожность сопряжена с физическими и психическими особенностями возраста, с изменением ведущей деятельности, с авторитетом руководителя, с уровнем значимости для коллег. В ходе работы возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.

   Как показало проведенное исследование, интеллект является сложной целостной системой "взаимозависимых познавательных способностей, имеющей разнообразные и многочисленные связи в структуре личности.

      Данное  исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с изучением тревожности и требует дальнейших исследований в этом направлении. 

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Аракелов  Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник  МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18
  2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал. - №5. - 1992. - С. 111-117.
  3. Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности //Новые исследования в психологии. 1974.- №1.- С. 28-35.
  4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
  5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии - 1993 - №1.
  6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - М., 2000.
  7. Вирджиния Н.К. Прикладная психология. - М.,2000.
  8. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
  9. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.   //Тонус-№5. - 2000.-С. 118-123.
  10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии.- 1994, №3
  11. Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования
  12. Джемс У. Психология. - М., 1991 г.
  13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 2000.
  14. Залученова Е., Бороздина Л. Связь уровня тревожности с высотой самооценки и притязаний //Новые исследования в психологии.- 1993.-Х«1.-С.63-66.
  15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000.
  16. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков - М.,2001.
  17. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. - 141 с.
  18. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 1997.
  19. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника - 1990 - №6.
  20. Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук, - М., 1984.
  21. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. А.Г. Гладкова. - М.:Издво ЭКСМО-Пресс, 2001.
  22. Орлова Е.А. К постановке вопроса о месте категории тревожности в социальной психологии /В сб. Проблемы социальной психологии. -Тбилиси, 1976.-С. 218-229.
  23. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - 1996 - №1.
  24. Петровский В.А. Личность в психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 51 с.
  25. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И.Щербанова.- М., 1987.
  26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара, 1998.
  27. Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления  /Диагностическая и коррекционная  работа школьного психолога. -М.:Педагогика, 1987.- 165 с.
  28. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.- С. 11-17.
  29. Психологические состояния. /Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.
  30. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель Радугин А. А.-  М., 2003.
  31. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
  32. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии . 1986 г., № 4.
  33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
  34. Слободников В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.-316 с.
  35. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. - 455 с.

Информация о работе Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта