Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;
- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;
- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.
Полученные данные могут быть использованы для более объективного анализа проблем связанных с взаимосвязью эмоционального интеллекта и тревоги в профессиональном, промышленном, семейном консультировании в рамках которых, данная проблема может быть актуальной.
Полученные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и тревогой.
Литература
1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.57-65.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86.
3. Анохин П.К. Эмоция / Большая медицинская энциклопедия. - М.: 1964. - Т.35. - С.339.
4. Аристотель. Риторика / Античные риторики. - М.: изд. МГУ. - 1976. - С.16-164.
5. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.
7. Вилюнас В.К. Психология переживаний. - М.: ВЛАДОС, 1990.
8. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134.
9. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии / Вопросы философии. - 1970. - № 6.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Гольцман Е. Век тревоги / Наука и жизнь. -2001. - № 2. - С.26-31.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
14. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
15. Дарвин Ч. О выражении эмоций человека и животных. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
16. Декарт Р. Страсти души / Соч.: в 2 т. - М.: 1989. - Т.1. - С.481-572.
17. Додонов. Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Вопросы психологии. - 1976. - № 6.
18. Додонов Б.И. О так называемой информационной теории эмоций / Психологический журнал. - 1983. - № 2. - С.104-116.
19. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.
20. Иванова Е.С. Методология и методы исследования эмоциональной сферы личности / Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та им. А.М. Горького. - Екатеринбург.: изд-во Урал. Ун-та, 2005.
21. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
23. Имедадзе Н.В. Некоторые вопросы генезиса отрицательных эмоций у дошкольников / Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч.1: Тезисы научных сообщений к 6 всесоюзному съезду общества психологов СССР. - М.: 1983.
24. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978.
25. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискуновой. - М.: 2001.
26. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе, ярости. - Л.: Прибой, 1927.
27. Кисловская В.Н. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: автореф. дис. канд. наук. - М.: 1972.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
29. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989.
30. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970.
31. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Вопросы психологии. - 1972. -№ 6. - С.168-173.
32. Леонтьев В.О. Классификация эмоций. - Одесса: Изд-во Инновационно-ипотечного центра, 2002.
33. Мэй Р. Смысл тревоги: пер. с англ. / М.И. Завалова, А.Ю. Сибуриной. - М.: Класс, 2001.
34. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение, 1996.
35. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: ПИТЕР, 2003.
37. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
38. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
39. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М.: 1972.
40. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: 1979.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999.
42. Сарт. Ж.П. Очерк теорий эмоций / Психология эмоций / Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
43. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.: 1962.
44. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: 1962.
45. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: 1981.
46. Симонов П.В. Ответ профессору Б.И. Додонову / Еще раз о потребностно информационном подходе к изучению эмоций / Психологический журнал. - 1983. - № 4. - С.119-133.
47. Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций / Физиология человека. - 1996. - № 2. - С.5-9.
48. Сироткина И. Эмоциональный интеллект / Управление персоналом. - 2006. -№ 21. - С.45-52.
49. Спилбергер Е. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / стресс и тревога в спорте / сост. Ханин Ю. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
50. Стайн С., Бук Г. Преимущество эмоционального интеллекта. Эмоциональная культура и ваш успех: пер. / Маргариты Маркус, 2000.
51. Тиллих П. Мужество быть: пер. / Т.И. Вевюрко. - М.: Юрист, 1995.
52. Узнайте ваши интеллектуальный и эмоциональный коэффициенты /PSYCHOLOGIES. - № 2007. - С.24 -33.
53. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С.131-139.
54. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
55. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я". - М.:, 1991.
56. 56. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С.94-104.
57. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
58. Черникова О.А. Эмоции и их значение в спортивной деятельности: автореф. дис. докт. наук. - М.: 1970.
59. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: 1971.
60. Юм Д. Сочинения: в 2 т. - М.: 1966. - Т.1.
61. Якобсон М.Я. Психология чувств. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
62. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личности и творческого развития / Вопросы психологии. - 1997. -№ 4. - С. 20-27.
Приложение А
«Тест - опросник определения эмоционального интеллекта» Д. Гоулмана
Текст опросника
Я часто хандрю и пребываю в мрачном настроении без видимой причины.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
2. Я умею "отпускать вожжи" и не пытаюсь всегда и все контролировать в моей жизни.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
3. В кино я благодарный зритель - меня легко рассмешить и заставить плакать, и мне это нравиться.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
4. В повседневной жизни эмоции часто мне мешают.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
5. Когда я сильном гневе,
я могу что-нибудь сломать,
разбить и даже ударить
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
6. Я легко вижу когда мне говорят неправду.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
7. Я слежу за тем, чтобы получать удовольствие от маленьких радостей жизни.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
8. Я могу заболеть от собственных эмоций.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
9. У меня есть стойкие симпатии и антипатии, и я с трудом меняю свое мнение о людях.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
10. Если что-то вывело меня из себя, мне удается довольно быстро успокоиться.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
11. Когда мне нужно выступать перед аудиторией, я почти не ощущаю физических проявлений волнения.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
12. Я страдаю "синдромом скороварки": если что-то меня раздражает, я долго сдерживаюсь, а потом взрываюсь.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
13. Мне часто случается дуться, обижаться на кого-нибудь.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
14. Если у меня возникает
проблема в отношениях с кем-
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
15. В детстве я часто капризничал (а).
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
16. Я умею нравиться и добиваться популярности.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
17. Я обладаю хорошей
интуицией в человеческих
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
18. Мне легко внушить чувство вины.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
19. Люди охотно изливают мне душу.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
20. Мне часто случается действовать в ущерб своим интересам под влиянием эмоций.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
21. Когда у меня плохое настроение, я посылаю всех куда подальше.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
22. Мне очень трудно
принимать критику, даже
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
23. Я хороший дипломат.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
24. Чтобы хорошо себя
чувствовать, мне нужно
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
25. Когда я слишком взволнован (а) хорошей новостью, я могу потерять сон.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
26. Я слишком много работаю - вплоть до того, что жертвую своим отдыхом и развлечениями.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
27. Я довольно часто медитирую или молюсь.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
28. Мне всегда было трудно сказать "я тебя люблю".
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
29. Я нуждаюсь в регулярном общении с природой.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
30. В детстве родители недостаточно прислушивались к моим эмоциям.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
31. Я могу долго держать зло на тех, кто причинил мне боль.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
32. Я внимательно отношусь к качеству своей жизни.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
33. Я мирюсь с тем, что не могу все узнать, все понять или все объяснить в своей жизни и в жизни других людей.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
34. Когда мне грустно,
я стараюсь поднять себе
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
35. Когда я что-то предлагаю коллегам (или выступаю на собрании), ко мне часто прислушиваются.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
36. Я испытываю неловкость,
когда вижу наигранные эмоции,
вроде тех, что присутствуют
по сценарию в некоторых
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно
37. Я предпочитаю читать романы, а не очерки и эссе.
а) верно б) скорее верно в) скорее не верно г) не верно