Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;
- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;
- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.
Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Сегодня актуальность проблемы
в большой степени обусловлена
недостаточной разработанностью концепции
эмоционального интеллекта в России.
В настоящее время в
Таким образом, актуальность
исследуемой проблемы определяется
как тенденциями развития научного
знания, так и существующими
Отдельно хотелось бы обратить
наше внимание на проблему изучения тревоги.
Практически каждый современный
человек, знает - как на своем личном
опыте, так и из наблюдений над
жизнью окружающих, - что в наше время
феномен тревоги охватывает все
стороны жизни. Несмотря на то, что
тревога стала центральной
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;
- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;
- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.
Гипотеза исследования: предположим, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревогой.
Раздел 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоциональ-ного интеллекта и тревоги
1.1 Понятие и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут быть представлены как пересекающиеся области [53].
Термин эмоциональный интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения этого понятия.
Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры "EQ", например, определяет эмоциональный интеллект как набор не когнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [14].
Дэниел Гоулман, определяет эмоциональный интеллект как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].
Д. Гоулман, в своей модели эмоционального интеллекта выделяет такие компоненты как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями. Д. Гоулман считает, что люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом.
В компоненте контроль Д. Гоулман выделяет такие показатели как уверенность в себе - это знание своих способностей позволяет человеку полноценно использовать свои сильные стороны. Человек обладающим таким качеством как обуздание эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу.
К социальной чуткости, Д. Гоулман
относит сопереживание - способность
прислушиваться к чужим переживаниям,
умение настроиться на широкий диапазон
эмоциональных сигналов. Это качество
позволяет понимать невысказанные
чувства, как отдельных людей, так
и целых групп, участливо относится
к окружающим и мысленно встать на
место другого человека. Благодаря
эмпатии человек прекрасно
К управлению отношениями, Д.
Гоулман относит воодушевление -
это способность вызвать у
других отклик и одновременно увлечь
их привлекательным образом
Р. Бар-Он выделяет следующие сферы эмоционального интеллекта: внутриличностная сфера, касается способности понимать себя и управлять собой.
Во внутриличностной сфере автор выделяет такие способности как самоанализ - способность распознавать, что человек чувствует и почему это чувствует. Ассертивность (самоутверждение) - способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения. Независимость - способность направлять и контролировать самого себя. Самоуважение - способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости. Самореализация - способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.
Межличностная сфера касается "общественных навыков", способности взаимодействовать и ладить с другими.
В межличностной сфере, Р. Бар-Он выделяет такие способности, как эмпатия - это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать. Социальная Ответственность - это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы. Межличностные отношения - это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости. Сфера приспособляемости (адаптивности) включает в себя способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.
Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:
- осознанная регуляция эмоций;
- понимание (осмысление) эмоций;
- различение и выражение эмоций;
- ассимиляция эмоций в мышлении;
Таким образом, эмоциональный
интеллект - устойчивая ментальная способность,
часть обширного класса ментальных
способностей. Эмоциональный интеллект
может рассматриваться как
В настоящее время существует
потребность в дальнейшем исследовании
феномена эмоционального интеллекта,
его структуры, путей его развития,
что сможет дать реальную возможность
оптимизации взаимоотношений
1.2 Психологическая природа тревоги
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.
Обсуждая понятие тревоги, нельзя обойтись без ссылки на З. Фрейда. Именно он впервые выделил состояние тревоги, беспокойства и охарактеризовал это состоянием ожидания неопределенности, сопровождающееся чувством беспомощности. На данный момент изучению состояния тревоги посвящено огромное количество работ.
Термин "тревога" используется в многозначном понимании, из за того, что психологи данный термин используют в разных значениях. Тревога понимается и как временное психическое состояние, которое возникает под влиянием различных стрессовых факторов, как реакция на угрозу и т.д. Определения понятию "тревога" давали В.М. Астапов, Р. Лазарус, А.М. Прихожан и другие.
Такие авторы как Ханин Ю. Л, Кэттел, Ч. Спилбергер различают тревожность как эмоциональное состояние и как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности интенсивно переживать состояние тревоги.
В отечественной литературе можно встретить такие понятия как тревожность и тревога. Тревогу понимают как эмоциональные состояния, возникающие в ситуациях неопределенности, ожидания неблагополучного развития событий. [37]. Тревожность понимается как свойство личности.
Такие авторы как Ф.Б. Березин, О.А. Черникова понимают тревогу в контексте стрессовых ситуаций, как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации опасности [6,58].
В.Д. Небылицын и Ю.А. Катыгин
рассматривали взаимосвязь
Ряд ученых рассматривает
тревогу как социально-
Другой специалист по тревоге,
В.М. Астапов работал над
Отто Ранк, рассматривал тревогу как составную часть развития и индивидуализации человека. Он был убежден, что вся человеческая жизнь -это непрерывная череда отделений. Тревога есть опасение, сопровождающее каждое отделение субъекта. При этом первичная тревога - тревога отделения от ситуации полного единства с матерью, когда человек попадает в абсолютно новые условия существования в окружающем мире.
У Альфреда Адлера проблема
тревоги входит в его центральную
и универсальную концепцию
Таким образом, тревога - это
отрицательные эмоциональные
1.3 Вывод
В результате теоретического анализа по проблеме исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги получены следующие выводы.