Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;
- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;
- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.

Работа состоит из  1 файл

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО.docx

— 57.90 Кб (Скачать документ)

Эмоциональный интеллект - это  устойчивая ментальная способность, часть  обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный интеллект может  рассматриваться как подструктура социального интеллекта. В структуру  эмоционального интеллекта входят способности  к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению  эмоций.

Тревога - это отрицательные  эмоциональные переживания, обусловленные  ожиданием чего-то опасного, не связанные  с конкретными событиями. Эмоциональное  состояние, возникающее в ситуациях  неопределенной опасности и проявляемое  в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой  генерализованный, диффузный или  беспредметный страх.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги обусловлена  тем, что люди с высоким уровнем  эмоционального интеллекта умеют понимать свои эмоции и чувства других людей. Такие люди способны управлять своей  эмоциональной сферой, и поэтому  в обществе их поведение более  адаптивно, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с  окружающими, соответственно уровень  тревоги у таких людей будет  ниже.

Раздел 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов  

2.1 Этапы исследования. Характеристика выборки

В данном исследование принимали участие 32 студента факультета  психологи, заочного отделения, возраст от 20 до 33 лет.

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревогой.

Эмпирическое  исследование осуществлялось в 5 этапов:

1 этап - теоретическое исследование  проблемы взаимосвязи эмоционального  интеллекта и тревоги;

2 этап - формирование выборки  для участия в эмпирическом  исследовании;

3 этап - изучение уровня  эмоционального интеллекта с  помощью опросника "Эмоционального  интеллект", автор Д. Гоулман,  уровня тревоги по методике  Дж. Тейлор.

4 этап - анализ взаимосвязи  эмоционального интеллекта и  тревоги, сопоставление результатов  по проведенным методикам. Составление  сводных таблиц;

5 этап - обсуждение результатов,  составление выводов по проведенному  исследованию.

2.2 Методики исследования

В соответствии с поставленными  задачами были выбраны следующие  методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36].

1 «Тест-опросник определения эмоционального интеллекта» Д. Гоулмана   

(Приложение А)

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: " Чтобы  приспособиться к меняющемуся миру, недостаточно интеллекта в его традиционном понимании. Для успеха решающее значение имеет наше искусство воспринимать перемены.

Каждый день мы оперируем  своим эмоциональным интеллектом - способностью максимально использовать свою интуицию и эмоции. Чтобы исследовать  эту сторону вашей личности, вам  предлагаются 42 утверждения.

Определите, в какой степени  вы их разделяете, и выберите формулировку, которая вам ближе: "верно" - "скорее верно" - "скорее неверно" - "неверно". Не задумывайтесь подолгу  над каждым вопросом положитесь на интуицию".

Затем результаты подсчитывались по ключу, и определялся суммарный  балл по всем ответам (в диапазоне  от 42 до 168 баллов). Это общий эмоциональный  коэффициент (EQ). Он показывает, как  вы используете эмоции в своей  жизни.

Интерпретация результатов: весь интервал суммарных баллов разбивается  на 3 категории:

Высокий уровень эмоционального интеллекта (121-168 баллов). Человек с  высоким эмоциональным интеллектом  по настоящему понимает себя на телесном и интуитивном уровне, что позволяет  приспосабливаться к любой ситуации. Хорошо владеет собой и большую  часть времени находиться в ровном и позитивном расположении духа. Отношения  с другими людьми содержательны, использует свои эмоции и интуицию для того, чтобы понять себя и  окружающий мир.

Средний уровень эмоционального интеллекта (81-120 баллов). Человек с  таким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимает других и успешно  управляет своими эмоциями, но может  делать это еще лучше. Людям со средним уровнем эмоционального интеллекта нужно работать над проявлением  своих эмоций, обращать внимание на их физические симптомы и на свое настроение, искать их причину.

Низкий уровень эмоционального интеллекта (42-80 баллов). Данный показатель свидетельствует о том, что человек  с низким уровнем эмоционального интеллекта, оставляет в стороне  существенную часть себя, непознанную  и порой доставляющую неудобства, которую он плохо понимает и которая  порой раздражает его. В результате возникает напряженность в отношения  с самим собой и, следовательно, в отношения с другими. Это  говорит скорее о недооценке эмоциональной  сферы, чем об отсутствии соответствующих  способностей. Нужно научиться понимать и использовать эмоции.

Далее подсчитывается суммарный  балл за ответы по ключу, и определяются дополнительные шкалы, отражающие 3 грани  эмоциональной сферы личности:

Шкала отношения  к себе - внутренний эмоциональный интеллект, или эмоции направленные на понимание себя.

Наши эмоции являются выражением наиболее глубинной части нашего существа. Если мы ими пренебрегаем или гоним их, они все равно  вырвутся наружу, но уже в искаженном виде. В этом случае мы будем действовать  под влиянием эмоций, вместо того чтобы  осознанно их использовать. Нужно  уметь их распознавать и управлять  ими, чтобы отрицательные эмоции не подчинили нас себе.

Высокий уровень (43-56 баллов). У человека набравшего такое количество баллов эмоции редко перехлестывают через край - он умеет сделать  их своими незаменимыми помощниками  в повседневной жизни. Такой человек  хорошо знает себя и способен распознавать негативные чувства (гнев, грусть, беспокойство, тревогу), когда они только возникают, установить их причины и принять  соответствующие меры.

Средний уровень (28-42 баллов) говорит о том, что человек  умеет понимать и контролировать свои эмоциональные реакции. Умеет  прислушиваться к своим эмоциям, что позволяет находиться в гармонии с самим собой.

Низкий уровень (14-27 баллов). У человека набравшего такое количество баллов, эмоции приносят одни неудобства. Он их либо подавляет, либо срывается. Плохо понимает собственные чувства, не прислушивается к ним, либо обращает на них внимание, когда уже слишком  поздно. Человек позволяет себе подолгу  жить под воздействием отрицательных  переживаний, которые иногда заставляют действовать себе во вред (ссориться, замыкаться в себе). Нужно уделять  больше внимания своим эмоциям и  делать это вовремя. Их следует воспринимать как сигнал тревоги: они указывают  на то, что нужно что-то делать.

Шкала отношения  к другим - социальный эмоциональный интеллект, или эмоции, направленные на понимание собеседника.

Наши эмоции сильно влияют на наши взаимоотношения с людьми, это касается и нашего умения понимать их (слушать и сочувствовать), и  нашей способности к взаимодействию и коммуникации. Некоторые исследователи  полагают, что основная функция эмоций состоит в том, чтобы выступать  в качестве быстрого и надежного  невербального контакта связи.

Высокий уровень (43-56 баллов) свидетельствует о том, что человек  способен продуктивно использовать эмоции в отношениях с другими  людьми. Прежде всего - благодаря умению слушать, основанному на интуиции и  эмпатии.

Средний уровень (28-42 баллов) свидетельствует об умении человека выражать то, что хочет сказать, не задевая ничьих чувств. Умеет отстаивать свою позицию и доносить ее до собеседника. В то же время заранее учитывает  возможность того, что с ним  не согласятся, и это не может  вывести его из эмоционального равновесия.

Низкий уровень (14-27 баллов) свидетельствует о том, что человека в отношениях с другими бросает  из крайности в крайность: либо слишком  агрессивен, либо чрезмерно покорен. Эмоции часто мешают слушать других и выражать себя. Из-за этого может  производить очень противоречивое впечатление человека непредсказуемого, подверженного чужому влиянию, холодного  и отстраненного.

Шкала отношения  к жизни - это экзистенциальный эмоциональный интеллект, или эмоции, делающие жизнь более гармоничной.

Высокий уровень (43-56 баллов) говорит о том, что человек  ясно понимает важность положительного самоощущения и личностного развития как жизненных приоритетов. Он знает, что, жертвуя собой, надрываясь на работе, не стоит заходить слишком далеко.

Средний уровень (28-42 баллов) говорит о том, что человек  умеет понимать свои потребности, чувства, эмоции, делающие жизнь более гармоничной, насыщенной и интересной. Такой человек  прилагает усилия к тому, чтобы  развивать свои творческие способности. Благодаря этому предрасположенность  удовлетворенностью жизнью оказывается  высокой.

Низкий уровень (14-27 баллов) говорит о том, что человек  склонен жертвовать собственным  самоощущением в пользу всего  остального. Речь идет о настоящем  самоотречении, связанном с неумением  воспринимать и уважать те свои потребности, которые определенно не являются ни материальными, ни рациональными. Это  приводит к некоторой уязвимости перед стрессом, вызывает срывы, экзистенциальные терзания и приступы усталости. Стоит  учитывать свои эмоциональные потребности  при принятии решений. Меньше знаний и больше сознания, меньше контроля и больше непосредственности, меньше планирования и больше импровизации.

2 «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора       

(Приложение Б)

Методика предназначена  для диагностики уровня тревоги  испытуемого. Шкала лживости, введенная  В.Г. Норакидзе в 1975 году, позволяет  судить о демонстративности и  неискренности. Методика проводилась  индивидуально с испытуемым входящим в экспериментальную группу. Опросник состоит из 60 утверждений. Испытуемому  дается инструкция: "в бланке для  ответов напротив номера вопроса  поставить "да", если вы согласны с ним, или "нет", если не согласны.

Интерпретация результатов: вначале обрабатываются результаты по шкале лжи с помощью ключа. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности  испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная  оценка по шкале тревоги, также с  помощью ключа:

40 - 50 баллов рассматривается  как показатель очень высокого  уровня тревоги;

25 - 40 баллов - свидетельствует  о высоком уровне тревоги;

15 - 25 баллов - о среднем  (с тенденцией к высокому) уровню  тревоги;

5 - 15 баллов - о среднем  (с тенденцией к низкому) уровню  тревоги;

0 - 5 баллов - о низком уровне  тревоги.

В качестве методов математической статистики использовался корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

2.3 Результаты  эмпирического исследования взаимосвязи  эмоционального интеллекта и  тревоги

Рассмотрим полученные результаты по представленным выше методикам.

По данным исследования, проводимого со студентами мо методике Д. Гоулмана, результаты были суммированы, занесены в таблицу и распределены по четырем шкалам развития эмоционального интеллекта: общего эмоционального интеллекта (EQ), внутреннего эмоционального интеллекта, социального эмоционального интеллекта и экзистенциального эмоционального интеллекта (таблица 1).

 

Таблица 1

Распределение результатов  по уровню развития эмоционального интеллекта (по методике Д. Гоулмана)

Шкала

Уровни

высокий

средний

низкий

Общий эмоциональный интеллект

25%

75%

-

Внутренний эмоциональный  интеллект

22%

75%

3%

Социальный эмоциональный  интеллект

25%

75%

-

Экзистенциальный эмоциональный  интеллект

22%

78%

-


Анализ данных по шкале  общего эмоционального интеллекта показывает, что у 25% (8 человек) студентов выявлен  высокий уровень эмоционального интеллекта. Полученные результаты свидетельствуют  о том, что респонденты хорошо распознают как свои эмоциональные  реакции, так и эмоции окружающих людей. По настоящему понимают себя на интуитивном и телесном уровне, что  позволяет им с легкостью адаптироваться к любой жизненной ситуации. Отношения  с людьми содержательны, используют свои эмоции, для того чтобы лучше  понять себя и окружающий мир.

Информация о работе Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов