Исследование зрительных ощущений в состоянии покоя и состоянии тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия психологические новообразования и социальная ситуация развития (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л.С.Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 59.50 Кб (Скачать документ)

                       Министерство образования и науки  РФ

                   Сочинский государственный университет

                                Юридический факультет

 

 

      Кафедра  общей психологии и социальных  коммуникаций

 

 

 

                         Курсовая работа

Исследование зрительных ощущений в состоянии покоя и  состоянии   

                                         тревожности

 

 

 

                                                                                                 Работа выполнена:

                                                                  Студентом спец: 030301 - Психология

                                                                                                                Гр. 11-П

                                                                     Бгажноковым Саиром Эдуардовичем

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                                           С.Н. Петросьян

 

 

 

                                                   Сочи - 2012                                                                 

 

 

Введение.   

Одним из аспектов изучения психологии  является исследование ощущений. Ощущения, хотя и представляют собой элементарные психические  процессы, но являются весьма информативными для жизнедеятельности организма. Жизненная роль ощущений состоит  в том, чтобы как можно быстрее  и своевременно  передать организму  информацию о состоянии внешней  и внутренней среды . Важную роль играют зрительные ощущения .Ведь они являются отражателями внешнего мира. Это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой.(1) На основе Цветового восприятия человека построен ряд проективных методик (ТАТ,тест Г.Роршаха,тест М.Люшера), которые исследуют такие аспекты личности человека как –силу эго,  мотивацию, личностные  конфликты, уровень тревожности и др.

  Настоящее время характеризуется  быстрым течением жизни. Современный  человек развивается в мире  неопределённости и противоречий. Требование высокой продуктивности,  постоянная конкуренция и недостаток  свободного времени требуют от  человека постоянных эмоциональных  перегрузок и способствуют развитию  нагрузки и психическому переутомлению  человека. Эти перегрузки заставляют  человека жить в постоянном  стрессе и беспокойстве за  будущее, наибольшим показателем  этого неблагополучия является  личностная тревожность.(2) Учитывая  этот показатель ,уже на первых этапах консультирования при определении проблем , установке межличностного контакта, или выявления заболевания клиента, психотерапевт должен уметь выявлять уровень развития тревожности личности. В этом ему помогают различные методы (беседа, тестирование).

   Но некоторые методики  на выявление уровня тревожности  являются трудоемкими. У клиента  не всегда появляется желание  общаться на «тяжелые » для  него темы, оценивать себя объективно  или отвечать на большое количество  вопросов  тестирования. По мнению  Н.И. Евсиковой: «… уникальным  инструментом психолога, предназначенным  для понимания мира переживаний  человека, уже на первых этапах  консультирования являются проективные  методы».(3) Во-первых, данные методики  не  сложны и являются легко  выполняемыми для клиента,  большинство  респондентов выполняют их с  удовольствием. Во- вторых, «…тестирование  с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде».  Так, например, в тесте Люшера, выбор испытуемого основывается на его зрительно-цветовых ощущениях, и респондент  не может предугадать, что именно хотел исследовать психотерапевт.(3)

    Благодаря проективным  методам психотерапевт уже на  первых этапах может достаточно  быстро определить уровень тревожности  личности, определить проблемы и  выстроить правильную линию поведения  для эффективной консультации. В  этом и заключается актуальность  выбранной нами темы.

В своей работе мы ставим перед собой цели:

-для исследователя: определить  эффективность проективного метода  исследования  при установлении  уровня тревожности 

-для испытуемого:  определить какой метод тестирования более желателен для клиента

Для достижения этих целей  в данной работе мы поставили следующие  задачи:

1.определить понятия ощущений, дать общую характеристику и  определить их роль в жизни  человека;

2. дать более подробную  характеристику зрительно-цветовым  ощущениям человека

3. дать характеристику  понятия тревожность

4. определить методы исследования  уровня тревожности личности

5. исследовать тревожность  с помощью проективного метода  с задействием зрительно-цветовых ощущений человека.

6. проанализировать результаты  исследования.

 Для решения вышеперечисленных  задач мы используем следующие  методы:

1.анализ литературных  источников

2.психодиагностические методы(тестирование и опрос)

 

 

1.Общие понятия ощущений:

 

1,1 Понятие ощущения

 

Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.(автор)

Ощущение-штуки 3 определения разных авторов

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.

Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический  процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.()

Ощущения —это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.()

Ощущения и возникшие  на их основе восприятия и представления  есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или  иное свойство вещей и явлений  в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.()

В ощущениях отражаются объективные  качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

 

 

1.2.

   Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.

В зависимости от разделения ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку,выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся  ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся  интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся  кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивные ощущения (от лат. ”—собственный).()

В зависимости от модальности  анализатора различаются следующие  виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.()

1.3

 

Роль ощущений в жизни  человека –

Роль ощущений в жизни  и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших  знаний о внешнем мире и о нас  самих.

Пять всем известных органов  чувств собирают информацию из внешней  для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии  сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все  эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая  омывает и питает наш мозг информацией.

Органы чувств – это  единственные каналы, по которым внешний  мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую  они несут, позволяет человеку ориентироваться  в окружающей среде и в своем  теле. Если бы эти каналы были закрыты  и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.

Так нарушение притока  информации в раннем детстве, связанное  с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в  раннем возрасте, не обучать специальным  приемам, компенсирующим эти дефекты  за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.()

Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.

С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть  из спектра переживаний, перестраивается  вся личность, все ее жизненные  отношения к окружающим людям.

Потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.

Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как  основным источником познания, так  и основным условием психического развития.[ http://murzim.ru/nauka/psihologija/24457-ponyatie-oschuscheniy-v-psihologii-rol-oschuscheniy-v-zhizni-i-deyatelnosti-cheloveka.html]

2. Понятие зрительного ощущения

2.1Характеристика зрительного ощущения

 

 

То что ты пишешь о зрит ощущен не то.надо написать-2.1. что они очень важны.что к ним относится и без них мы ни хрена нормального не сможем сделать)))кратко!!!2.2.что такое цвет для нас.

3. Изучение тревожности  в психологии

3.1.Понятие тревожности

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.()

Тревожность, имея природную  основу, складывается прижизненно, в  результате действия социальных и личностных факторов. Может тревожность порождаться  внутренними конфликтами, преимущественно  самооценочного характера. Выделяется устойчивая тревожность, в какой либо сфере, частная (школьная, межличностная и другие) и общая. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы. ()

Тревожность является показателем  неблагополучного личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов и проявляющаяся в  отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность  может явиться предвестником  невроза, а также его симптомом и механизмом развития[ http://www.vashpsixolog.ru/teenager/44-personal-development/1512-2012-01-26-08-14-36?start=1]

3.2.Уровень психологической тревожности личности –

 Согласно данным отечественных  и зарубежных исследователей  в современном мире наблюдается  рост количества тревожных людей  вне зависимости от половых,  возрастных и других характеристик.  Более того, тревожность принимает  форму глубинной тревоги, т.е.  может проявляться в психической  неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается  коррекции.

В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности  предупреждения возникновения этой личностной черты. Тревога, как явление  ситуативное, достаточно легко поддается  коррекции с помощью различных  методов релаксации и саморегуляции, а тревожность, как черта личности, рассматривается, как относительно постоянная характеристика. Высокая тревожность оценивается отрицательно, но для эффективной коррекции необходимо знать причины, ее породившие. Если же считать тревожность чертой характера, врожденной, а не сложившейся при жизни, то следует оставить всякие поиски ее психологических причин и надежду на ее изменение. ()

Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности  человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность  в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса  личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Тревожность может повышать активность, способствовать предвидению  возможной опасности, а может  порождать ощущение беспомощности  и неуверенности . Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. ()

 

Методы исследования тревожности  –

Надо написать о том что существуют следующие методы:

1.проективные методики- их определение .примеры

Информация о работе Исследование зрительных ощущений в состоянии покоя и состоянии тревожности