Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования охарактеризовать агрессию и агрессивность как психологический феномен.
2. Проанализировать психологические исследования по проблеме подростковой агрессивности и ее факторов.
3. Провести экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………………………………………….6
1.1. Психофизиологические особенности подростков…………………………….6
1.2. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи………………………………………………………………………………….9
1.3. Агрессия подростков как социальная проблема современного общества…………………………………………………………………………….12
1.4. Агрессивное поведение как следствие нарушения коммуникативной деятельности личности…………………………………………………………….17
1.5. Выводы по теоретической части исследования……………………………...22
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………….24
2.1. Организация исследования……………………………………………………24
2.2. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление агрессивности у подростков……………………………………………………….27
2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков…………………………………………………………………………..33
2.4. Анализ эффективности тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….35
2.5. Выводы по экспериментальной части исследования………………………...39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

агрессивность интернат2.doc

— 529.00 Кб (Скачать документ)

      Профилактика насилия и агрессии  в среде несовершеннолетних должна  быть основана на знании особенностей  подросткового возраста, причин агрессивного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

2.1. Организация исследования

     Практическая  часть работы направлена на исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи.

Мы предположили, что групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.

Исследование  проводилось в несколько этапов:

1. Выбор  методов оценки интересующих  факторов по заявленной проблеме.

2.Проведение  исследования.

3.Обработка  и анализ результатов с помощью  методов математической статистики.

4.Анализ  результатов исследования, создание комплекса мероприятий, направленных на снижение проявлений агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи.

5. Проверка  эффективности тренинга как формы  коррекции, направленной на снижение  проявлений агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи.

6. Анализ  и интерпретация полученных данных, обработка данных методом математической статистики.

6. Обобщение  и формулировка выводов.

В исследовании принимали участие 40 подростков. Контрольную  группу составили 20 учащихся 7 классов общеобразовательной школы №10 города Альметьевска. Экспериментальная группа – 20 воспитанников Альметьевского интерната, в возрасте 13 –14 лет.

Описание  объекта исследования. Принцип комплектования учреждений закрытого типа известен не каждому. Воспитанниками интерната становятся дети лишённые родительского попечительства, ставшие таковыми по разным причинам. Родители этих детей либо лишены родительских прав, либо отобраны по суду (как уклоняющиеся от воспитания несовершеннолетних). Причиной сиротства могут также стать: противоправное поведение родителей с последующим отбыванием наказания в местах заключения, а также преждевременная смерть одного или обеих родителей. Именно в таких ситуациях, после соответствующего решения суда, над детьми устанавливается опека государственных органов опеки и попечительства. В случае если не найдётся взрослых людей, готовых взять опекунство над сиротами их направляют в интернат.

Экспериментальное исследование предполагало проведение трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Диагностическое исследование проводилось в групповой  форме, с помощью следующих методик:

1. Агрессивны ли  Вы?

Методика  рекомендована центром инновационных  технологий города Казани. Методика направлена на определение степени агрессивности подростков. Опросник состоит из 13 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Каждый ответ «да» оценивается в 5 баллов, «нет» - 0 баллов. Интерпретация проводится в зависимости от общей суммы набранных баллов (см. приложение 1).

2. Опросник Басса – Дарки.

Создавая  свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые  испытуемый отвечает «да» или «нет», и ключом к методике (см. приложение 2). Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности -6,5 – 7 ±3.

     При математической обработке результатов  изучения различий между исследуемыми группами мы использовали U-критерий Манна-Уитни. Этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.  
 
 

2.2. Психодиагностическое  исследование, направленное  на выявление агрессивности  у подростков 

Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление агрессивности  у подростков.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1.Провести  психодиагностическое исследование, направленное на определение  уровня агрессивности у подростков.

2. Сравнительный  анализ и математическая обработка  результатов исследования.

     При правильном построении экспериментальной работы и процесса самого исследования есть возможность не просто констатировать агрессивность подростков, а также дать рекомендации для работы с подростками и на их основании построить коррекционную программу.

     На  первом этапе исследования была использована методика «Агрессивны ли Вы?». Результаты диагностики представлены в таблице 1 (см. приложение 1). Проведём сравнительный анализ полученных результатов в процентном соотношении.

Таблица 2. Процентное соотношение  показателей агрессивности  подростков по методике «Агрессивны ли Вы?»

Группа  Агрессивны  Не агрессивны
Экспериментальная 75% 25%

Контрольная

65% 35%

Диаграмма 1. Процентное соотношение показателей агрессивности подростков по методике «Агрессивны ли Вы?»

  На  диаграмме 1 наглядно видно, что у 75% подростков воспитывающихся вне семьи и у 65% подростков контрольной группы показатели агрессивности находятся в интервале от 55 до 20 баллов. Это свидетельствует о том, что подростки явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание высказываний подростков, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении навредить другим, душевно ранить их. Подростки могут даже сами не подозревать, что так называемое высказывание правды в глазах часто означает лишь проявление агрессивности. Подростки подчас не скупятся на негативные оценки знакомых и близких, повышают голос и используют чрезмерно острые аргументы, оспаривая другую точку зрения.

  В экспериментальной группе 25%, в контрольной  группе 35% подростков показатели по тесту  находятся в интервале от 20 до 0 баллов. Их можно причислить к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Данные подростки склонны верить в душевное богатство человека, в доброту, справедливость и любовь как факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Правда, им не дано легко привлекать других к реализации собственных целей. Умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому они часто становитесь объектом агрессивности других.

  Сравнительный анализ результатов диагностики  показал, что в обеих группах  подростков выражена агрессивность, при этом существуют различия в  процентном соотношении показателей агрессивности.

      Проведём  статистический анализ индивидуальных показателей агрессивности. Используя коэффициент Манна Уитни, мы поверим, являются ли данные различия статистически достоверными для нашей выборки.

Сформулируем  гипотезы:  Н0: Существующие различия в показателях агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи и подростков из семей статистически не значимы.

Н1: Существующие различия в показателях агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи и подростков из семей статистически  значимы.

При  больших объёмах выборок ранжирование, достаточно трудоёмкая операция поэтому, мы воспользовались компьютерной программой «Статистика плюс».

      Сравнение двух независимых выборок

Размер  выборки №1                 20 Размер выборки  №2                 20
Сумма рангов (ряд 1)           320 U (большее)                       290
Сумма рангов (ряд 2)           510 U                                 90
 

Используя таблицу Гублера Е.В., Генкина А.А., сравним Uэмп. С критическими значениями U.

                Uкр      138 (p≤0,05)

                          114 (p≤0,01)

Uэмп. =90                  Uэмп   <  Uкр

Ответ. Принимается Н1: Существующие различия в показателях агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи и подростков из семей статистически  значимы. Таким образом, у подростков, воспитывающихся вне семьи, уровень агрессии выше, чем у подростков из семей, принимающих участие в нашем исследовании. Различия достоверны на p≤0,01 уровне значимости.

     Для достоверной диагностики особенностей и уровня агрессивности подростков, участвующих в нашем эксперименте мы воспользовались методикой Басса – Дарки.

     Числовые  значения по каждой шкале представлены в таблицах: для экспериментальной группы - таблица 3, для контрольной группы – таблица 4 (см. приложение 2). Эти показатели характеризуются как основной, эмпирический материал исследования. На их основании для сравнения была выведена суммарная средняя оценка по каждой шкале. Изобразим полученные средние показатели по шкалам в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2. Сводная картина  средних параметров агрессивности опросника Басса – Дарки

      Использование методики Басса - Дарки показало, что  по шкалам физической, косвенной и вербальной агрессивности средние показатели по экспериментальной группе соответствуют высокому уровню проявления – по 8 баллов соответственно. Все остальные параметры феномена агрессивности характеризуются средними показателями. За исключением негативизма – оппозиционной формы поведения, направленной обычно против авторитетов и руководства, среднее значение по которому 3 балла – свидетельство низкого уровня проявления. По контрольной группе все параметры феномена агрессивности характеризуются средними показателями, за исключением негативизма - среднее значение по которому 2 балла -  соответствует низкому уровню проявления. Представим числовые значения параметров агрессивности подростков экспериментальной группы и подростков контрольной группы, в процентном соотношении.

Таблица 5. Процентное соотношение параметров агрессивности подростков по шкалам опросника Басса – Дарки

Параметры агрессии высокий низкий
Э К Э К
Физическая 84% 20% 0% 8%
Косвенная 76% 0% 0% 20%
Раздражение 24% 20% 0% 20%
Негативизм 0% 0% 40% 70%
Обида 20% 0% 0% 16%
Подозрительность  52% 28% 4% 4%
Вербальная  72% 40% 0% 4%
Чувство вины 20% 56% 12% 0%

Информация о работе Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи