История развития психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:10, реферат

Описание

Кадровая психодиагностика — область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности — субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений.
Из определения следует, что кадровая психодиагностика направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История развития психодиагностики на Западе и в России ………………..4
2. Тесты интеллекта………………………………………………………………8
3. Теория Равена, теория Векслера, теория Амтхауэра……………………….13
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

рефератпсих.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение  интеллектуальных функций (логического  мышления, смысловой и ассоциативной  памяти, др.). Например, в Гамбургской версии теста Векслера для исследования интеллекта у детей, когда весь тест проведен, его результаты представляются в виде 11-балльных значений, по одному значению на каждый субтест (11 субтестов). Количественная информация по тесту представляется в виде профиля результатов, состоящего из результатов по каждому субтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом может быть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Как правило, тестологи ограничиваются тем, что представляют результаты субтестов в виде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ.

IQ – количественный показатель  интеллектуального развития. Он  высчитывается по формуле: 

умственный  возраст

IQ = –------------------------------------ *100

хронологический возраст

 

По мере развития математико-статистического  аппарата интеллектуальных тестов количественный показатель IQ был заменен стандартным IQ показателем. Векслер первым вводит шкалу стандартных IQ.

При интерпретации общего результата нельзя целиком полагаться на соответствующий общий показатель IQ. Существенную информацию дает интерпретация профиля результатов по субтестам. Следует отметить тот факт, что область средних значений шкалы IQ не дает представления о том, в каких субтестах результаты выше среднего, а в каких – ниже. Так, например, показатель IQ в 100 баллов может быть получен и в случае однородного профиля достижений (то есть когда по всем субтестам результаты выше среднего значения), и в случае, когда по одним субтестам достигнуты результаты выше среднего, а по другим – ниже среднего.

IQ или любой другой  показатель следует всегда приводить  вместе с названием теста, в  котором они получены. Тестовые  показатели нельзя интерпретировать  в отрыве от конкретного теста. IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре.

Способностями называют индивидуально-психологические особенности  человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. В тестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей. Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.

Комплексные батареи  способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теория Равена, теория Векслера, теория Амтхауэра

 

Прогрессивные матрицы  Равена (тест Равена) – методика предназначена для изучения логичности мышления. Предназначен тест для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

Испытуемому предъявляются  рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.  

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий).   

– серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения);

– серии B (аналогия между парами фигур матрицы);

– серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали);

– серии D (перегруппировка фигур матрицы);

– серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).

В каждой серии подобраны  однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий.

Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.

При выполнении заданий, включенных в тест, активно участвуют такие основные психические процессы, как внимание, воображение и мышление.

Внимание, а именно, концентрация активного внимания, его объем  и распределение, особенно необходимо для решения заданий по таблицам Равена. Внимание, как фактор восприятия, дает установку испытуемому для его персептивной деятельности. Тестирование при помощи прогрессивных матриц Равена позволяет оценить не столько сам интеллект, как дает возможность составить суждение о способности испытуемого к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в  нашей стране стал тест Д. Векслера. Он отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей, а затем развил В. Штерн (он придумал формулу для определения IQ как отношения умственного возраста к физическому).

Векслер опирался на идею своего учителя Ч. Спирмэна: интеллект  является общей способностью («умственной энергией»), влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Д. Векслер выделил  в интеллекте две составляющих, а  также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект  действия, ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения9.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов  психиатрической клиники. Главная цель применения теста – тонкая диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием. Поэтому важнейшее значение при обработке тестовых результатов имеет выделение коэффициента интеллектуального дефекта, который характеризует снижение умственных способностей при старении.

Тест Векслера сразу  после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

Д. Векслер полагал, что  невербальный интеллект в большей мере, чем вербальный, зависит от психофизиологических особенностей работы головного мозга и в большей мере наследуется. В свою очередь, уровень вербального интеллекта, по мнению Векслера, определяется индивидуальными знаниями человека, степенью его приобщенности к культуре.

Тест Векслера позволяет измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровня сохранности интеллекта.

Шкалы Векслера разработаны для трех категорий возрастов.

Шкала измерения интеллекта Векслера для взрослых с 16 до 64 лет (до 64 лет, т.к. стандартизация была проведена  до 64 лет). В 1939 году появилась шкала  тестов интеллекта Векслера - шкала  Векслера - Бельвью. Бельвью - название клиники, в которой была создана шкала. Шкала несовершенна, невысоки показатели надежности. В 1955 году - появилась редакция достаточно совершенной шкалы с 16 до 64 лет. Эта шкала пересматривалась не один раз. В 1981 году - последний раз эта шкала пересматривается.

Шкала измерения интеллекта Векслера для детей от 6 лет до 15 лет 11 месяцев. Впервые она появилась  в 1949 году. В 1973 году эта шкала была отредактирована.

Шкала измерения интеллекта Векслера для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Впервые появилась в 1967 году.

Особенности тестов Векслера: во всех тестах Векслера для всех трех диапазонов используются одни и те же типы заданий. Сами задания для  дошкольников очень просты. Далее  по возрастанию сложности идут задания  для различных возрастов. Это позволяет отслеживать изменения одних и тех же видов когнитивных характеристик (характеристики мышления).

Интеллект можно определить как потенциальные когнитивные  возможности индивида, как ограниченный «когнитивный ресурс», который влияет на успешность решения задач. Нейтральная инструкция, снижение мотивации препятствуют реализации возможностей индивида10.

В своих исследованиях Р. Амтхауэра большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью. Существенным вкладом в практику психологической диагностики явилась разработка теста, направленного на изучение структуры интеллекта, получившего широкое распространение.

Его тест интеллекта предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г.

IST разрабатывался в  первую очередь как тест диагностики  уровня общих способностей в  связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.

При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей  интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре  личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» – речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной  сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор  руководствовался двумя основными  принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Тест имеет высокие показатели текущей валидности и прогностической валидности, определенной по методу контрастных групп11.

Тест состоит из 9 субтестов, ориентированных на исследование вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

Результаты, полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра, позволяют прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков; диагностировать сохранность интеллектуальной сферы

В тест Амтхауэра входят следующие субтесты:

  1. на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских);
  2. на классификацию понятий;
  3. на установление аналогий;
  4. на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение);
  5. на умение решать простые арифметические задачи;
  6. на умение находить числовые закономерности;
  7. на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости;
  8. на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур;
  9. на заучивание слов

Каждый субтест, за исключением  четвертого, состоит из 20 заданий, в  четвертый субтест входят 16 заданий.

Таким образом, тест состоит  из вербальных, числовых и пространственных субтестов. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия.

Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Амтхауэр предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых по успешности выполнения отдельных субтестов.

Для грубого анализа "умственного  профиля" он предлагает следующее: если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности, если же по следующим пяти субтестам – то практические способности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В настоящее время есть все основания считать, что начался новый этап прогрессивного развития психодиагностики. Многое позволяет смотреть на будущее психодиагностики с оптимизмом. 
         Однако для того, чтобы ожидания стали реальностью необходима согласованная работа всех (не так уж и многочисленных) профессионалов тестологов, активная работа специализированных диагностических центров и издателей тестов, а также заинтересованность в расширении использования диагностических методик психологами-практиками всех направлений и областей деятельности. 
         Я верю, что в недалеком будущем будут открыты принципиально новые подходы и способы психологической диагностики, будут разработаны тесты нового поколения. Возможно, это будут сложнейшие компьютерные комплексы, сочетающие в себе принципиально новые средства психофизиологического измерения работы мозга, тестирования психических проявлений, долгосрочный учет поведения и текущей ситуации, а полученные результаты будут сравниваться с единой общероссийской базой данных, из которой компьютер будет подбирать индивидуально-стратифицированную выборку и вычислять необходимые для данного случая нормативы. 
        Список использованной литературы

Информация о работе История развития психодиагностики