История развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).1

Содержание

Введение
1. Донаучный период становления социальной психологии 4 стр.
2. История развития социальной психологии как науки 8 стр.
2.1 Этап становления социально-психологического знания 8 стр.
2.2 Этап экспериментально-теоретического развития 12 стр.
2.3 Развитие отечественной социальной психологии 18 стр.
Заключение 23 стр.
Список используемой литературы 26 стр.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по истории психологии социальная психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 
 

Введение

1. Донаучный  период становления социальной  психологии 4 стр.

2. История  развития социальной психологии  как науки 8 стр.

2.1 Этап  становления социально-психологического  знания 8 стр.

2.2 Этап  экспериментально-теоретического развития 12 стр.

2.3 Развитие  отечественной социальной психологии  18 стр.

Заключение 23 стр.

Список  используемой литературы 26 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социальная  психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей  поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).1

     Как наука социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросы были вызваны потребностями практики — поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социально-психологической мысли. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т.п.

     Рассматривая  историю развития социальной психологии, отметим, что некоторые вопросы были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

     Многие  исследователи отмечают наличие  элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает

     зарождение  социальных проблем, с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона.

     Цель  данной работы:

     - проанализировать историю становления и развития социальной психологии;

     - историю становления и развития социальной психологии в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Донаучный период  становления социальной  психологии 

     Социальная  психология прошла длительный путь развития. История ее развития как науки  значительно моложе истории так  называемого «социально-психологического мышления».2

     Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой другой научной дисциплины – это зарождение социально-психологических  идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их из системы философского знания. Правда, не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.

     История первобытного общества свидетельствует, что уже на заре человечества люди, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, каким-то образом пытались объяснить и использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения.

     С VI в. до н.э. до середины ХIX в. происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить детерминанты человеческого поведения и развития личности в обществе. Так, в древневосточном учении даосизме утверждалось, что человеческое поведение предопределяется законом «дао». Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека – вырабатывать спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы

     врожденности  или приобретенности различных  социально-психологических свойств.

     Началом становления социальной психологии можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности.3 Уже в произведениях Платона и Аристотеля обнаруживается немало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга.

     В античной философии можно выделить две линии анализа соотношения  человека и общества. Линию социоцентризма и линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги «Государство» и «Законы»), где он высказал «коллективистское», общественно-центристское суждение: общество – это независимая переменная, а индивид – зависимая от него переменная величина. Социум, таким образом, стоит над индивидом. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении стала впоследствии достаточно распространенной в зарубежной социальной психологии.

     Представителями линии эгоцентризма индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате «О политике» говорил о том, что человек по природе своей – животное политическое, а общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.

     Многие  из этих идей послужили исходной основой  для разработки социально-психологических  концепций в более позднее  время. Философы прошлого в течение  продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Отсюда и выводились источники социального поведения людей.

     В средние века и эпоху Возрождения  индивидуализм развивался в рамках христианства, при этом изучались вопросы: что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества.

     Продолжение темы находит отражение во взглядах представителей науки эпохи Возрождения.4 Т. Гоббс видит эту движущую силу в стремлении человека к власти и личной выгоде. Адам Смит называл движущими силами хозяйственной и общественной жизни «симпатию» и стремление к удовлетворению собственных интересов. Подчеркивая одновременно роль социального окружения, он задолго до современных исследователей писал, что отношение индивида к себе, его самооценка зависят от зеркала, функцию которого выполняет общество.

     Социоцентризм находит выражение в представлениях Н.Макиавелли, Дж. Вико, П.Ж. Прудона и других авторов. Так, согласно взглядам Н.Макиавелли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм («организм»), регулирующий социальную активность индивида. Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеций. В своих работах «Об уме» и «О человеке» он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества.

     В работах немецкого философа Гегеля можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. В свою очередь, особенности таких устойчивых образований, как религия и государство оказываются следствием тех или иных изменений в особом психологическом образовании – «духе народа».

     Таким образом, в таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление»  насчитывает тысячелетия, в то время как научная дисциплина «история социальной психологии» – относительно молодая отрасль знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. История развития социальной психологии как науки 

     В развитии социальной психологии как  науки правомерным представляется выделение основных этапов ее развития.

     история социальная психология научный

     2.1 Этап становления  социально-психологического  знания 

     Во  второй половине XIX в. интерес к социально-психологической  проблематике возрастает в различных  странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психологии народов и языкознания». За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии.5 Целью журнала было объявлено «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое». На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации.

     Большое влияние на развитие социально-психологической  мысли оказали труды английского  естествоиспытателя Дарвина.6 В соответствии с принципом естественного отбора, который он сформулировал, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, тем не менее, признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Он подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.

     Многие  последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического  мира, чтобы использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологических явлений. Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Спенсер, выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции Фуле, Эспина, Вормс, Лапуж, в Англии - Баджот, в Австрии - Гумплович и Ратценхофер, в США - Фиске, Смолл, Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что биологическое изменение является детерминантом изменения социального.

     Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр Фрейд.7 Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов он сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации, для того чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время его концепции отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Несмотря на уязвимость многих положений психоаналитической теории Фрейда, она позволила по-новому подойти к объяснению ряда социально-психологических феноменов. На Западе уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными.

Информация о работе История развития социальной психологии