История развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).1

Содержание

Введение
1. Донаучный период становления социальной психологии 4 стр.
2. История развития социальной психологии как науки 8 стр.
2.1 Этап становления социально-психологического знания 8 стр.
2.2 Этап экспериментально-теоретического развития 12 стр.
2.3 Развитие отечественной социальной психологии 18 стр.
Заключение 23 стр.
Список используемой литературы 26 стр.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по истории психологии социальная психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     Значительный  вклад в разработку ряда проблем  социальной психологии внес Плеханов, революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в  России. С позиций исторического материализма он дал определение понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов

     показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

     Вскоре  после установления в России советской  власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук - психологи Корнилов, Артемов, Беляев, Блонский, психолог и философ Челпанов, зоопсихолог Вагнер, невропатолог и психиатр Бехтерев, юрист Рейснер, филолог Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский). Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Аркин, Беляев и др.). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.). Начинались поиски методов социальной психологии. Однако период конца 20-х - начала 30-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии.

     Таким образом, период начала 30-х - конца 50-х  гг. не без основания можно считать  временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии. Достойны упоминания лишь труды педагога и писателя Макаренко, в течение 15 лет руководившего организациями по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Взгляды Макаренко в том, что личный интерес человека - это «правильно понятый общественный интерес» соответствовали идеологии марксизма-ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию.

     Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х  гг., по существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки (Ананьев, Ковалев, Парыгин). Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете под руководством Кузьмина. Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде (Парыгина «Социальная психология как наука» и Кузьмина «Основы социальной психологии»), в которых рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии, а в работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки круг проблем социальной психологии личности был представлен в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком».

     Начинается  подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии, в 1968 г. открываются  кафедры социальной психологии Ленинградском университете под руководством Кузьмина и в 1972 г. в Московском университете под руководством Андреевой. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. В 1980 г. выходит первый учебник для студентов вузов – «Социальная психология» Андреевой, выдержавший к настоящему времени несколько изданий.

     Таким образом, мы рассмотрели основные этапы  развития социальной психологии как науки. Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

     Второй  этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

     Третий  этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Разрабатываются малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. 

 

      Заключение 

     Социальная психологияэто наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

     Социальная  психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических  знаний считаются древнегреческие  и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

     В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

     Исследование  собственно социально-психологических  научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

     В это время за рубежом появились  три социально-психологические теории — «психологии народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний.

     После этого началась активная разработка методологических и теоретических  основ социальной психологии. На разработку их содержания направляются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и интеракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

     Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов, затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

     В 1920-1940-е гг. социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную  науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

     Внутри  социальной психологии начинают зарождаться  и в 1960-1990-е гг. наиболее продуктивно  совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др.

     К сожалению, в СССР социальная психология в 1930-1950-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

     Таким образом, социальная психология, возникнув на стыке наук психологии и социологии, до сих пор сохраняет особый статус. 

 

      Список используемой литературы 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 364 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с. С.6-22.
  3. Крысько Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с. С.7-8
  4. Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций / Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с. С.4.
  5. Радина Н.К. Социальная психология / Н.К. Радина. - Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2008. – 167 с. С.15-22.
  6. Сыромятников И.В. Курс: социальная психология / И.В. Сыромятников. - М.: МГОУ, 2006. - 110 с. С.12-24

    Размещено на Allbest.ru 
     
     
     
     

Информация о работе История развития социальной психологии