Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:11, курсовая работа
Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).1
Введение
1. Донаучный период становления социальной психологии 4 стр.
2. История развития социальной психологии как науки 8 стр.
2.1 Этап становления социально-психологического знания 8 стр.
2.2 Этап экспериментально-теоретического развития 12 стр.
2.3 Развитие отечественной социальной психологии 18 стр.
Заключение 23 стр.
Список используемой литературы 26 стр.
Значительные
факты были накоплены к этому
времени в области
В еще более определенной форме потребность в возникновении социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии, – социологии и психологии. Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала стремилась строить объяснение социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.
Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным потому, что в принципе психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более углубленного истолкования общественной жизни. Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.8 Итоги этого этапа определяются тем, что были выделены и четко поставлены такие вопросы, как вопрос о соотношении индивидуального и группового сознания, о движущих силах социального поведения. Выделению социальной психологии в особую и самостоятельную
область
научного знания и практики способствовало
и то, что ни одна из существующих наук
(прежде всего психология и социология)
не могли самостоятельно дать исчерпывающий
ответ на данные проблемы. Вместе с тем,
известная слабость позиций социальной
психологии объяснялась отсутствием на
тот момент сколько-нибудь значительного
эмпирического материала. Однако важное
дело было сделано, и социальная психология
была «заявлена» как самостоятельная
дисциплина, имеющая право на существование.
Поэтому следующий период в ее развитии
закономерно стал экспериментальным.
2.2
Этап экспериментально-
В
конце XIX - начале XX в. ведется активный
исследовательский поиск
Характерной
чертой многих работ этого периода
было выделение того или иного
доминирующего фактора при
Данный
этап характеризуется появлением первых
социально-психологических
Положительное
значение созданных концепций
Важной вехой на пути становления социальной психологии как науки явилась публикация в 1908 г. двух учебников:
1)
«Введение в социальную
2)
«Социальная психология»
Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке. Их произведение состояло из 5 томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 гг. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии.
Среди различных подходов, появившихся в 20-30-е гг., следует отметить социометрический метод Морено, обнародованный им в 1933 г. для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину предпочтений и неприятий среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограммы. Другой способ обработки данных - конструирование социометрических индексов, позволяющих дать количественное выражение социометрического статуса каждого члена группы и различных аспектов групповой структуры. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление западной социальной психологии
Среди выдающихся исследователей, оказавших большое влияние на формирование современной социальной психологии, необходимо назвать и Левина, который привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. В соответствии с теоретическим подходом Левина, человек и его окружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях. Ярким примером его творчества является эксперимент (один из первых в социальной психологии групп), цель которого состояла в изучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой «атмосферы».
К концу 30-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. В эти же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом, в сфере деятельности индустриальных организаций. Отмечается возникновение новых научных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов. Социальные психологи составляли одну четверть всех университетских психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания.
В последующем огромное влияние на развитие социально-психологического знания оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем. Можно отметить исследования лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных военных групп, отношений между представителями различных рас и культур, действия слухов с целью контроля над их распространением и ряд других проблем «психологической войны».
В ряде стран Западной Европы все большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, чем в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акцент на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществления исследовательской работы, исходя из более широкого «социального контекста», который включал бы в себя актуальные проблемы современного общества.
Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.
В
настоящее время интерес к теоретико-прикладным
исследованиям возрастает. В основном
они концентрируются вокруг четырех направлений:
бихевиоризма, психоанализа, так называемых
когнитивных теорий и интеракционизма.
Из названных направлений три представляют
собой социально-психологические варианты
основных течений психологической мысли,
а интеракционизм — представляет социологический
источник. Ключевые идеи в области современной
социальной психологии разработаны также
в трудах видных европейских социальных
психологов А. Тэшфела (Великобритания)
и С. Московиси (Франция) и др. А. Тэшфел
видит выход из кризиса для социальной
психологии на путях введения в ее проблематику
психологии межгрупповых отношений. Ее
основой является разработанная Тэшфелом
теория социальной идентичности, в рамках
которой и рассматривается вопрос о социальной
обусловленности осознания человеком
себя и своего поведения в социальном
мире. С. Московиси является главой французской
школы социальной психологии, автором
теории «социальных представлений». Вопросы
социальной психологии задает общество,
социальная психология лишь отвечает
на них, — таково credo Московиси и всей европейской
школы социальной психологии. Такая постановка
проблемы представляется особенно близкой
позициям этой науки в нашей стране.
2.3
Развитие отечественной
социальной психологии11
В
России социальная психология развивалась
под сильным влиянием марксизма.
Лишь социолог Михайловский, которого
можно считать основоположником
отечественной социально-