История развития теории мышления: отечественные и зарубежные концепции в изучении мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 00:10, контрольная работа

Описание

В своём реферате я попытаюсь проследить, как на протяжении двух веков изучалось мышление, накапливалось знание и понимание этого процесса.
Для того, чтобы понять зачем в принципе психологи изучали и изучают такой процесс познавательной сферы личности как мышление, мы должны понимать что это такое.

Содержание

Введение
Мышление, как звено в цепи психических процессов. стр. 3
Основная часть
1 Теория мышления: истоки и современность. стр. 4
1.1. Современные взгляды на мышление: определение, общие характеристики. стр. 4
1.2. История развития теории мышления до начала ХХ века. стр. 6
1.3. Зарубежные концепции в изучении мышления стр. 8
1.4. Русский подход. стр. 13
1.5. Советские теории. стр. 16
Заключение стр. 20
Список использованной литературы стр.

Работа состоит из  1 файл

история психологии.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  Государственный  Институт 

Факультет прикладной психологии

Кафедра общей и дифференциальной психологии 
 
 

Контрольная работа
 
 

По дисциплине:  

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

На  тему:

«История развития теории мышления:

отечественные и зарубежные концепции в изучении мышления».

 
 
 
 

 Выполнила студентка  3 г.о.  

Проверил доцент 
 

Санкт-Петербург

2010 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

 
  Введение  
  Мышление, как  звено в цепи психических  процессов. стр. 3
  Основная  часть  
1 Теория мышления: истоки и современность. стр. 4
1.1. Современные взгляды  на мышление: определение, общие характеристики. стр. 4
1.2. История развития теории мышления до начала ХХ века. стр. 6
1.3. Зарубежные  концепции в изучении мышления стр. 8
1.4. Русский подход. стр. 13
1.5. Советские теории. стр. 16
  Заключение стр. 20
  Список  использованной литературы стр. 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение.

    Психология  относительно молодая наука, изучающая особенности человеческой психики. Известный психолог к. ХiX – нач. ХХ в.в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история». Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отделением от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX века. Соответственно и различные психические феномены изучаются не так давно.                                             

Какой же круг проблем охватывает общая психология? С.Л. Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., - т.е. всё то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни …»[3]

     Рассмотрение любого психического явления из-за сложности и специфичности, начинается с абстрагирования его от остальной части психики. Из целого как бы выделяется отдельный фрагмент, «звено» и исследуется со всех сторон. Это можно сделать только при условии, что изучаемое явление обладает относительной самостоятельностью.

    Психология  мышления – один из самых трудных, но вместе с тем и наиболее увлекательных разделов психологии. Трудность в изучении мышления, заключается в многообразии его изучения, как теоретического, так и практического. Например, в том, что оно, по мнению некоторых представителей современной когнитивной психологии (Ж. Пиаже, Дж. Гилфорд, Е.Торранс, М.Флетчер и др.), как раз является «венцом» многих «промежуточных» психических процессов [1]. Но, с другой стороны, нет, наверное, более интересной темы для изучения, чем человеческая мысль. Начиная с древности, ещё задолго до выделения психологии в самостоятельную науку,  люди пытались понять, каким образом человек думает. Вопрос о природе мышления (сознания) и его отношении к бытию является основным вопросом философии. Мышление всегда было и остается до сих пор  предметом изучения самых разных дисциплин: гносеологии и логики, педагогики, физиологии и др.

Позже, этой проблемой занимались целые психологические школы, существовал не один десяток версий. Каждый из известных психологов считал профессиональным долгом в одной из работ отразить своё мнение по этому вопросу, выдвинуть собственную теорию, обозначить и классифицировать это явление.

     В своём реферате я попытаюсь проследить, как на протяжении двух веков изучалось мышление, накапливалось знание и понимание этого процесса.

Для того, чтобы понять зачем в принципе психологи изучали и изучают такой процесс познавательной сферы личности как мышление, мы должны понимать что это такое.

1.

  • 1.1. Современные взгляды на мышление: определение, общие характеристики. 
  •     С помощью ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть объективно воспринята, перерабатываясь исключительно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в ок-но, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления, анализа он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами[1].

        Мысля, думая, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

          Именно мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, имея в руках несколько мелких фактов, мы выдвигаем гипотезу, устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, путем логического мышления реконструируем возможный ход событий. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученный опыт в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов взаимосвязей объективной действительности. Таким образом, с помощью опосредований, осуществляя перенос знаний из одной ситуации в другую, создаётся возможность появления некой обобщенной схемы. Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

         Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

         Из всего вышеизложенного и выводится определение мышления, его задачи и функции[3]:

    Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведёт от отдельного к общему и от общего к единичному. Мышление – опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. 

    Задача  мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. 

    Функции мышлениярасширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. 

       Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

        Мышление, являясь идеальным  отражением действительности, имеет ма-териальную форму своего проявления.

    Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость, это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п. [2].

    Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

         Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.  Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия.  

    1.2. История развития теории мышления. 

         В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и, со временем, приобрели для него аксиоматический характер.    

       Интересно проследить путь от ассоциативной теории, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления – к ассоциативным законам и господствовала практически до ХХ века, до тех пор, пока психология мышления не была выделена, как отдельное направление. Поскольку я изучаю психологию недавно, то возьму лишь основные критерии, которые известные психологи прошлого рассматривали в своих работах, а именно понятие о мышлении и его природе в общем.

         Вопросы мышления начали рассматривать  ещё в XVII веке. И, пожалуй, одним из первых, кто осознал проблему рассмотрения мышления был учёный и философ, основатель школы картезианского дуализма Рене Декарт(1596-1650 г.г.).

         Для психологии важны работы Декарта «Страсти души» и «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках». Как и все философы того времени, Декарт занимался, изучением человеческой души: «Разумная душа – сущность человека, она позволяет управлять ему своим поведением…»[6].

       Мышление  – главное свойство души; включает, по Декарту, всё, что происходит в  сознании и по существу равно сознанию. Именно Декарту принадлежит выражение «Мыслю, следовательно, существую», которое вытекает из попытки найти нечто не подвергаемое сомнению, чем и стало само сомнение, наличие которого предполагает мышление. В его взглядах отчетливо проступает, на тот момент, новое понимание души, как сознания, отождествляемое в основном с мышлением.

       В конце XVII века, как некий противовес рационализму, возникает концепция сенсуализма. Она состоит в понимании познания как созерцания.

    Крупнейшие  представители этого учения Б. Спиноза, Джон Локк, Этьен Бонно де Кондильяк.

        Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах (ощущениях)». Сенсуализм отрицает врожденные идеи, иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение и сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает из ощущений, a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Любой опыт есть нечто случайное. Не ощущение создаёт сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. На этой основе развивались концепции в сенсуалистской ассоциативной теории, согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных, т.е. накопленного сенсорного опыта. Эта репродукция происходит по принципу ассоциации. Здесь наибольший интерес вызывает учение Дж. Локка, который ввёл термин «ассоциация идей». Ассоциация, по Локку, это один из механизмов образования сложных идей. [7].

    Информация о работе История развития теории мышления: отечественные и зарубежные концепции в изучении мышления